Доклад: Использование современных образовательных технологий в процессе непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноен учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида№23»
"Использование современных образовательных технологий в процессе непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО"
Бурмистрова О.Н.
воспитатель МБДОУ №23
высшая квалификационная категория
Майкоп 2017
Для современного общества проблема формирования коммуникативной компетентности является одной из наиболее актуальных в системе дошкольного образования. Поэтому обязательное решение задач коммуникативного развития личности ребенка определенно на государственном уровне в тексте ФГОС ДО.
Сегодня современная образовательная система переходит на новые педогогические технологии, где решаются проблемы по речевому развитию дошкольного образования.
Основные технологии,применяемые в дошкольном образовании:
1. Технология развивающего обучения.
2. Технология проблемного обучения.
3. Игровые технологии.
4. Технология ТРИЗ.
5. Проектные технологии.
Технология развивающего обучения.
Цель обучения: формирование теоретического мышления и сознания детей дошкольного возраста, где решаются задачи речевого развития.
Что является существенным признаком развивающего обучения? Что создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований у дошкольников? Конечно же, игра.
Вашему вниманию мне хотелось бы представить фрагмент игры по развивающему обучению, направленную на формирование речевой деятельности детей.
Игра "На помощь Айболиту".
Цель игры: развивать умение находить выход из создавшейся ситуации. Учить применять полученные навыки для решения поставленной задачи. Закреплять понятие "больше - меньше". Развивать речь детей.
Воспитатель зовет детей к себе:
Ребята, хотите посмотреть, что принес нам почтальон? Предлагаю поближе подойти ко мне! (детя садятся на стулья)
Что это? (письмо)
Хотите узнать, что в нем написано и от кого?
Хотим (дети)
А что для этого нужно сделать? (попросить вежливо)
(Прочитайте, пожалуйста, письмо, будьте добры, скажите нам от кого пришло письмо?)
Воспитатель читает письмо: Дорогие ребята! В Африке разболелись мои зверята, слонята и бедные обезьянки, верблюжата, помогите мне... привезите мне аптечку, без нее зверята погибнут.
В. Как вы думаете, от кого это письмо?
Д. От Айболита.
В. О чем он просит?
Д. Чтобы прислали аптечку с лекарствами для животных,которые живут в Африке.
А где продают лекарства? (в аптеке)
Назовите профессию тех, кто работает в аптеке (аптекарь или провизор).
(дети подходят к столику, где лежат лекарства - это аптека, на полках коробки большие маленькие)
Для слонят, какую коробочку возьмём? (большую)
Для верблюжат? (поменьше), для обезьян (самую маленькую).
Всё это мы берём и идём на почту. Что мы там будем делать? (отсылать посылку). Выбираем работника почты, обращаемся к нему.
Дайте пожалуйста коробочку для посылок, (работник почты даёт коробку). Всё лекарство складываем в коробку и отсылаем Д. Айболиту.
Технология проблемного обучения.
Предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников,в результате чего происходит речевое развитие.
Дидактическая игра: " Где мы живем?".
Цель: Дать понятие о среде обитания животных,учить детей находить соответствие между животным миром и средой их обитания. Формировать умение находить способы решения проблемы, предложенной детям,развивать речь детей.
Сюрпризный момент-мешочек, в котором 2 группы муляжей: дикие и домашний животные, детям предлагается назвать и определить где они обитают. Относительно третьей группы муляжей - насекомых, которые спрятаны в потайном мешочке, я специально инструкции не даю, а именно куда их необходимо определить.
Вы увидите, что при возникновении проблемной ситуации, отсутствии макета для насекомых провоцирую их на проявление речевой активности - вступить в диалог. Дети начинают спрашивать: куда определить насекомых, которые не относятся к категории диких, домашних животных. На что отвечаю, что дети задают верный вопрос. Что они хорошо знают, куда определить домашних и диких животных. Предлагаю подумать самим, куда бы они могли определить насекомых. Тем самым дети, проявляя речевую инициативу, предлагают разные варианты, куда бы они могли определить насекомых. Вы увидите, как самообразовательная деятельность переходит в самостоятельную, где так же прослеживается интеграция образовательных областей.
Игровые технологии.
Играя - развиваем-обучаем-воспитываем.
В развивающих играх прослеживается один из основных принципов обучения - от простого к сложному. Разивающие игры очень разнообразны по своему содержанию, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества. Например, игры для обучения чтению, развитию логического мышления,памяти,настольно-печатные игры,сюжетно-дидактические игры, игры-инсценировки, театрально-игровая деятельность, пальчиковые игры.
Есть интересная технология "Развивающие игры" В.В. Воскобовича. Эта технология представляет собой систему поэтапного включения игр в деятельность ребенка и постепенного усложнения образовательного материала.
Вашему вниманию представлен игровой комплекс " Коврограф-ларчик". Это игровое поле, на котором расположены разноцветные фигуры: квадраты, круги, разноцветные верёвочки. Все они прикреплены к ковру при помощи липучек.
К этой игре прилагается методичка, которая полностью соответствует требованиям ФГОС, и раскрывает специфику игрового материала на ковровом поле.
Ларчик - фольклорный образ, символизирующий бесконечность (как скатерть-самобранка) – достаёшь - достаёшь из ларчика всякое разное, а оно не заканчивается.
Игра: "Большие-маленькие".
Цель: формировать умение соотносить предметы по величине, одновременно различая их по цвету, активизировать речь детей.
Рассмотреть высокие и низкие деревья, назвать их цвет. Поместить листочки (кружки) на деревья - большие листочки - на высокие деревья, маленькие листочки-на низкие деревья. Помещая листочек на дерево, назвать цвет и размер листочка, цвет и размер дерева.
Например: большой, желтый листочек на высокое желтое дерево.
Игра развивает мелкую моторику, логическое мышление и речь детей.
Технология ТРИЗ-теория решения изобретательных задач.
Цель: не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
ТРИЗ дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить,развивает такие нравственные качества,как умение радоваться успехам других,желанием помочь,стремлением найти выход из затруднительного положения, развивать речь.
Игра «Хорошо- плохо» .
Цель:Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Солнечная погода – хорошо потому, что можно пойти гулять. Плохо потому,что может напечь голову, растениям не хватает влаги.
Дождливая погода – плохо, потому что холодно и идет дождь. Это хорошо, потому что можно пойти и попрыгать по лужам, либо остаться дома и поговорить с друзьми.
Игра: "Найди лишнее ".
Задачи: учить детей распознавать логические цепочки,находить в них соответствие. Развивать умение анализировать и аргументировать свой выбор.
1. Лошадь, кошка, петух, мышь
2. Шапка, шарф, платье, шуба
3. Кошка, матрешка, плюшевый мишка, пластмассовая машинка
Проектные технологии.
Метод проекта позволяет разивать творческое мышление и познавательный интерес к различным областям знаний у детей,формирует коммуникативные навыки .
Этот метод является одной из форм сотрудничества ребенка и взрослого, помогает компенсировать проблему дефицита общения родителей и детей.
Хочу немного остановиться на проекте "Птицы - наши друзья". Который был разработан и реализован в апреле 2016 года. Проект краткосрочный, но в нем удалось осуществить полноценную работу с детьми по речевому развитию.
Большое внимание уделялось на совместную деятельность ребенка и родителя. Родители вместе с детьми принимали активное участие в конкурсе рисунков, аппликаций, участвовали в совместных играх, изготовляли кормушки и развешивали их на деревьях.
Результатом этого проекта, стало создание общегруппового альбома "Наше знакомство с птицами" где размещены материалы о жизни птиц, загадки, головоломки, дидактические игры, которые позволяют расширить знания, повысить познавательный интерес, развивать речь детей.
Выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста.
Сегодня нужны люди интеллектуальные, самостоятельные, мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности помогут современные образовательные технологии.