Презентация «Творчество Питера Пауля Рубенса»


(1577—1640)Творчество Питера Пауля Рубенса В начале 17 века во фламандском искусстве были окончательно преодолены средневековые религиозные формы и жанры. Распространялись светские сюжеты и жанры: исторический и аллегорический, мифологический, портретный и бытовой жанр, пейзаж.Главой фламандской школы живописи, одним из величайших мастеров кисти прошлого был Питер Пауль Рубенс (1577—1640). В его творчестве ярко выражены и мощный реализм и национальный своеобразный вариант стиля барокко.Барокко - художественный стиль, появившийся в шестнадцатом веке в Италии, и пользовавшийся особой популярностью в семнадцатом – восемнадцатом веках во всех европейских странах.Автопортрет с мантуанскими друзьями (деталь) самый ранний из автопортретов Подобно античным мастерам, Рубенс видел в человеке совершенное создание природы. Отсюда особый интерес художника к изображению живого человеческого тела. Он ценил в нем не идеальную красоту, но полнокровную, с избытком жизненных сил. Рассказы о подвигах античных богов и героев — свободные импровизации Рубенса, посвященные прославлению красоты жизни, радости существования.Святой Георгий и дракон1606-1607, Музей Прадо, Мадрид Ранние работыГерцог Лерма , 1603Музей Прадо, Мадрид Художник с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, МюнхенРубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века, отличающихся простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом.К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Одной из центральных тем, в которой Рубенс проявил себя наиболее ярко и полнокровно, стала религиозная и мифологическая живопись. Обращаясь к темам, почерпнутым из Библии и античной мифологии, художник трактовал их с исключительной смелостью и свободой. Прометей прикованный, 1610-1612 Фигуры людей, античных божеств, животных, изображенные на фоне цветущей и плодоносящей природы или величественной фантастической архитектуры сплетаются в картинах Рубенса в сложные композиции, то гармонически уравновешенные, то пронизанные буйной динамикой.Смерть Публия Деция Муса Два сатира, 1618-1619. Альт Пинакотека, Мюнхен, ГерманияЮдифь с головой Олофрена, 1616. Музей герцога Ульриха Антона, Брауншвейг Голова Медузы, 1617 Ахилл,Одиссей и Диомед, 1617 Мария, преклоняющаяся перед Христом, 1615.Рококс Хауз, АнтверпенХристос и два вора на кресте, 1619-1620.Конинклийк Музей, Антверпен Мария Паллавичино,1606Маркиза Бригитта Спинола Дориа,1606, Галерея искусства, ВашингтонРубенс много работал как портретист. Он продолжил гуманистическую традицию портрета Высокого Возрождения, но проявил более непосредственное, личное отношение к людям, значительно больше раскрывал чувственную полноту жизни и обаяние модели. «Портрет молодой женщины» (около 1625, Санкт-Петербург, Эрмитаж) чарует трепетом жизни, лиризмом юного образа. Лицо девушки, окруженное жемчужно-белой пеной воротника, выделяется па темном фоне. Легкость письма, золотистые рефлексы и прозрачные тени, сопоставленные со свободно положенными холодными бликами, передают ясность и чистоту ее душевного мира. Во влажных, чуть грустных зеленых глазах искрится свет. Он трепещет в золотистых волосах, мерцает в жемчугах.Портрет камеристки1625 В «Автопортрете» (около 1638, Вена, Историко-художественный музей) поворот головы, чуть надменный, но благосклонный взор, широкополая шляпа, непринужденная элегантная осанка — все способствует раскрытию идеала человека широкого кругозора, занимающего видное положение, одаренного, умного, уверенного в своих силах. Елена Фоурмен1629 Портрет Елены Фоурмен в свадебном платье Ночная история, 1616-1617 Анна Австрийская, 1622Герои Рубенса наделены чувством собственного превосходства, высокомерной степенностью. В композициях портрета важную роль играют сдержанность спокойной позы, особый поворот фигуры, головы, многозначительный, полный достоинства взгляд и жест, эффектный костюм, торжественность обстановки, подчеркнутая тяжелыми занавесами или колоннами, знаки отличия и эмблемы. С помощью костюма портретируемого раскрывается то, что недосказано лицом модели, ее жестом. Рубенс обогащает портретную характеристику раскрытием общественной роли портретируемого. Это соответствовало концепции импозантного барочного портрета, призванного изображать людей «достойных» и «значительных». Рубенс обратился к изображению народной жизни, писал пейзажи, портреты своих близких, жену, детей, себя в их окружении, особенно удаются ему образы детей. Портреты Николаса, сына РубенсаДочь Клара СеренаПоследние десятилетия творчества Рубенса представляют вершину его художественного развития. У Рубенса от двух браков родилось 8 детей: трое от Изабеллы Брант и пятеро – от Елены Фоурмен (пятый родился после смерти Рубенса). На этом семейном портрете изображена вторая жена художника, ставшая его последней любовью и приходившаяся родной племянницей его первой супруге. На момент бракосочетания Рубенсу было 53 года, а Елене всего 16. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника - “Елена Фоурмен с детьми” (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена)Изображение молодой жены и детей - дочки Клер-Жанны и сына Франсуа - дышит безмятежным счастьем материнства. Охота на кабана, 1615-1620. Дрезденская Картинная ГалереяОдна из центральных тем последних десятилетий творчества — сельская природа, то исполненная эпического величия, могучей красоты и изобилия, то подкупающая простотой и лиричностью. Пейзаж с радугойОсенний пейзаж с видом на замок В полотнах Рубенса оживают бескрайние просторы полей и пастбищ, вздымающихся холмов, рощи с пышными кронами деревьев, сочная трава, клубящиеся облака, извилистые реки и проселочные дороги, пересекающие по диагонали композиции. Первозданной силе природы, ее могучему дыханию созвучны фигуры крестьян и крестьянок, занятых повседневным трудом. Крестьянский танец, около 1635-1638Музей: ПрадоКрестьяне, возвращающиеся с поля после 1635, Флоренция, галерея Питти Всесторонне одаренный, блестяще образованный, Рубенс был художником огромного творческого размаха, искренних порывов, смелых дерзаний, бурного темперамента. Прирожденный живописец-монументалист, оформитель театральных зрелищ, график, архитектор-декоратор, талантливый дипломат, владевший несколькими языками, ученый-гуманист, Рубенс пользовался почетом и славой при княжеских и королевских дворах Мантуи, Мадрида, Парижа, Лондона.Рубенс — создатель огромных барочных композиций. Сила пластического воображения, динамичность форм и ритмов, торжество декоративного начала составляют основу его творчества. smallbay.ru – виртуальный музей живописи, скульптуры, архитектурыgallerix.ru- галерея цифровыхрепродукций картин известных художников bibliotekar.ru – электронная библиотекаmuseum-online.ru ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ