УРОК письма 1класс. Строчная буква р. Заглавная буква Р
Строчная буква р. Заглавная буква РПедагогическая цель Создать условия для формирования умения писать заглавную и строчную буквы Р, р, способствовать развитию фонематического слуха, мелкой моторики, глазомера
Тип урока Решение учебной задачи
Планируемые результаты (предметные) Различают строчную и заглавную буквы; осуществляют сравнение печатной и письменной букв; используют заглавную букву в именах собственных; грамотно записывают предложения, письменно отвечают на вопрос
Личностные результаты Определяют границы собственного знания и «незнания»
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства (схемы) для решения учебной задачи; логические – сравнивают строчные и заглавные буквы.
Коммуникативные: умеют контролировать действия партнера
Основное содержание темы, понятия и термины Буквы Р, р, строчная, заглавная, печатная, письменная буквы; звуки [р], [р’]; предложение, слого-звуковая схема
Образовательные ресурсы 1. Презентация по письму [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://mentemirova.my1.ru/news/1-0-12. Презентация «Живая азбука» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://viki.rdf.ru/item/1677/download/
Сценарий урока
Этапыурока Формы, методы, методические приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Вид и формаконтроля
осуществляемыедействия формируемыеумения 1 2 3 4 5 6
I. Организация начала урока Фронтальная, индивидуальная Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради «Прописи 2», ручки) Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок Индивидуальный. Проверка готовности к уроку
II. Постановка учебной задачи Фронтальная. Словесный. Вступительное слово учителя Наши буквы проснулись,
Нам всем мило улыбнулись.
Можно начинать урок,
К нам пришел в класс Ветерок.
Невидимка-ветерок
Посидит у нас урок.
Незаметный он на вид. Но на нас всегда глядит.
Хоть и очень он устал,
Нам задания прислал.
Игра «Дополни предложение»
Закончите высказывания:
– Звуки бывают …
– Звуки слышим, буквы …
– В слове столько слогов, сколько …
– После твердых согласных пишутся гласные …
– После мягких согласных пишутся гласные …
Игра «Полубуковка»
-Помогите Незнайке узнать прописные буквы
Дрожу от страха до сих пор! –
Воскликнуло полено, –
Похожа буква на топор!
Расколет непременно!
Е. Тарлапан– О какой букве говорится в стихотворении?
– Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
– Чему будем учиться на уроке? Используйте для ответа написанные на доске начала фраз:
Писать прописную и строчную букву…
Писать буквосочетания и слова… Слушают стихо-творение.
– О букве Р.
Отвечают на вопросы учителя.
– Р.
– С буквой РВысказывают свое мнение. Совместно с учителем формулируют учебную задачу Фронтальный.
Устные ответы, произношение
звука
III. Усвоение новых знаний и спо- Фронтальная, индивидуальная. Практичес- – Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Пальчики».
Выполняют пальчиковую гимнастику по тексту Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответствии Индивидуальный.
Правильное вы-полнение упраж-нения для мелкой
собов деятельности.
1. Пальчиковая гимнастика кий, словесный. Упражнение для развития мелкой
моторики с показом учи-теля моторики пальцев рук
2. Правила посадки за столом во время письма Индивидуальная. Практический – Проверяем посадку, правила обращения с ручкой Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с ручкой Индивидуальный.
Проверка пра-вильной посадки при письме, верного обращения с ручкой
3. Знакомство с написанием строчной буквы р (с. 26) Фронтальная. Словесный, наглядно-демонстрационный, практический. Объяснение с опорой на показ – Рассмотрите образец строчной буквы р.
– Буква р состоит из двух элементов: длинной наклонной палочки и палочки с закруглением вверху и внизу.
Пропишите букву р в воздухе.
Первый элемент начинаем писать от верхней линии рабочей строки, ведем вниз до широкой вспомогательной строки. Второй элемент начинаем писать от середины рабочей строки. Ведем вверх вправо, закругляем, доводим до верхней линии рабочей строки, закругляем и ведем вниз палочку с закруглением внизу.
– Пропишите элементы буквы р в воздухе Слушают объяснение учителя, следят за написанием буквы. Прописывают элементы в воздухе Анализируют образец изучаемой буквы, обращают внимание на то, что буква состоит из двух элементов Фронтальный.
Наблюдение учителя
4. Работа
в «Прописи 2» Фронтальная, индивидуальная. – Рассмотрите образец строчной буквы р.
– Сколько элементов в букве р?
– Для чего нужны стрелки? Рассматривают букву. Отвечают на вопросы учи- Анализируют образец буквы, в соответствии Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы,
(с. 26).Письмо буквы рПрактический, словесный. Письмо, беседа – Обведите элементы буквы.
– Обведите узор «Уточки».
– Допишите на первой строке элементы буквы р.
– На второй и третьей строках допишите букву ртеля. Обводят узор «Уточки», элементы буквы и пишут букву рс ним выполняют письмо буквы р, соблюдая высоту, ширину письмо. Само-контроль
5. Чтение
и письмо слогов
и слов
(с. 26) Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Чтение, письмо – Прочитайте слоги на 4, 5, 6-й строках.
– Напишите слоги и слова, обращая внимание
на соединение букв Читают слоги, слова, выполняют их письмо Соблюдают соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона Фронтальный, индивидуальный. Письмо
6. Знакомство с написанием за-главной буквы
Р (с. 27) Фронтальная. Словесный, наглядно-демонстрационный, практический. Объяснение с опорой на показ – Рассмотрите образец заглавной буквы Р.
– Заглавную букву Р начинаем писать чуть ниже середины широкой вспомогательной строки. Ведем линию вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведем дальше вниз. Не доходя до нижней линией рабочей строки, закругляем вверх влево, чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки. Второй элемент – «шляпка» – не должен соприкасаться с первым. По форме напоминает шляпку гриба.
– Пропишите элементы буквы Р в воздухе Слушают объяснение учителя, следят за написанием буквы. Прописывают элементы в воздухе Анализируют образец изучаемой буквы, обращают внимание на то, что буква состоит из двух элементов Фронтальный.
Наблюдение учителя
7. Работа
в «Прописи 2» (с. 27). Письмо Фронтальная, индивидуальная. Практический, словес- – Рассмотрите образец заглавной буквы Р.
– Сколько элементов в букве Р?
– Для чего нужны стрелки?
– Обведите элементы буквы.
– Обведите по контуры узор «Грибок». Рассматривают букву. Отвечают на вопросы учителя. Обводят контуры узора, Анализируют образец буквы, в соответствии с ним выполняют письмо буквы Р, Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, письмо. Само-контроль
буквы Рный. Письмо, беседа – Допишите на первой строке элементы буквы Р.
– На второй строке допишите букву Рэлементы буквы и пишут букву Рсоблюдая высоту, ширину Физкультминутка Коллективная. Практический Музыкальная физминуткаВыполняют движения по тексту за учителем Осуществляют профилактику утомления, активно участвуют в физкультминутке Коллективный.
Правильное выполнение упражнений
8. Чтение
и письмо слогов, слов (с. 27) Парная, индивидуальная. Практический, словесный. Чтение, письмо – Прочитайте друг другу слоги и слова, проверьте правильность чтения.
– Посмотрите, как пишутся слоги.
– Запишите слоги под диктовку.
– Какая: заглавная или строчная – буква стоит
в начале слов? Почему?
– Спишите внимательно слова Читают слоги.
Выполняют письмо слогов под диктовку.
Отвечают на вопросы учителя.
Списывают слова Соблюдают соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона, выполняют письмо согласно образцу.
Правильно записывают имена собственные Парный, индивидуальный. Письмо, устные ответы
IV. Закрепление знаний и способов деятельности.
1. Работа
с ана-граммой (с. 26). Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Беседа, анализ слова – Прочитайте предложение.
– Как оформляется предложение на письме?
– Что отсутствует в данном предложении?
– Разгадайте анаграмму. Какое слово получилось?
– Выполните слого-звуковой анализ слова кисти Читают.
– Отсутствует точка.
– Кисти.
Работают со слого-звуковой схемой слова кисти Разгадывают анаграмму, выполняют слого-звуковой анализ слов с опорой на схему-модель Фронтальный, индивидуальный. Анализ слова, анаграмма, устные ответы
Слого-звуковой анализ слова 2. Работа
с вопросительным предложением
(с. 27) Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, чтение, письмо – Посмотрите на последнюю строку. Что здесь написано?
– Как обозначаются границы предложения на письме?
– Какое это предложение по цели высказывания?
– Прочитайте предложение выразительно, с интонацией. Ответьте на вопрос.
– Запишите ответ письменно – Предложение.
– Начало – с большой буквы, в конце стоит вопросительный знак.
– Вопросительное.
Читают.
Придумывают и записывают предложение Правильно интонируют при чтении вопросительное предложение, отвечают на вопрос письменно, грамотно его оформляя Фронтальный, индивидуальный. Чтение, письмо, устные ответы
V. Рефлексивно-оценочный
Итог урока Фронтальная. Словесный. Беседа – Какие буквы мы учились сегодня писать на уроке?
– В каких случаях пишется заглавная буква?
– Что получилось? Над чем надо еще поработать?
– Дома потренируйтесь в написании изученной буквы, слогов и слов – Заглавную и строчную буквы Р, р. Заглавная буква пишется в начале предложения и в именах людей.
Отвечают на вопросы учителя Оценивают свою работу на уроке, выявляют ошибки, затруднения, планируют пути устранения (над чем следует поработать дома самостоятельно) Фронтальный. Устные ответы. Самооценка