Конспект урока по русскому языку Глаголы-синонимы, глаголы — антонимы (3 класс)
Тема: Глаголы – синонимы, глаголы – антонимы.
Цели: 1. Развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные
по смыслу глаголы.
2. Закреплять знания о глаголе, как части речи.
3. Воспитывать любовь к родному языку.
Ход урока.
Организационный момент.
- Доброе утро всем утро!
1 слайд: Здравствуй, школа!
Здравствуй, класс!
Ты опять встречаешь нас!
- Повторите эти слова.
- Посмотрите, как в ответ радуется вам солнышко. Думаю, с хорошего настроения мы и начнём наш урок.
- Тихонько сядьте.
II. Введение в тему.
2 слайд:
- Прочитайте слова:
пробраться
проникнуть
пройти
строить
разрушать
- Почему все эти слова в одной группе? (это глаголы)
- Докажите. (дети рассказывают правило + пример)
- Прочитайте только первые три слова. Что можно о них сказать?
(это глаголы близкие по смыслу).
- Каково их значение? (проникнуть во внутрь чего – либо).
- Как по–другому их можно назвать? (синонимы)
- Совершенно верно, слова – друзья.
- Прочитайте оставшиеся слова. Что можно о них сказать?
( Это глаголы противоположные по значению)
- Как понять «противоположные»? (наоборот)
- Верно, это слова - спорщики.
- Как по-другому их можно назвать? (антонимы).
- Кто назовёт тему сегодняшнего урока?
3 слайд: - Прочитайте ещё раз, как называется наша тема урока:
«Глаголы – синонимы, глаголы – антонимы».
- Для чего нам они нужны? (Чтобы наша речь была богаче, красивее и точнее).
- И в этом мы с вами сегодня убедимся. А цель нашего урока:
Учиться правильно употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы.
Ш. Работа в тетрадях.
4 слайд:
- Откройте свои тетрадочки, запишите число: Двадцать третье апреля. Классная работа.
Минутка чистописания. На доске внимательно прочитайте слова для минутки чистописания: (Один ребёнок читает)
ссориться – драться
(Показываю на доске).
- Обратите на грамотное написание части слова: ться и правильное соединение букв ся (нижнее соединение).
IV. Работа над новым материалом.
- Что особенного в этой паре слов? (Это глаголы – синонимы ).
-Как догадались? (Слова, противоположные по значению, наоборот).
- Кто может сказать, что такое синонимы? (ребята высказываются)
- Для того, чтобы вы лучше запомнили, я приготовила вам
5 слайд: «Узелки на память».
6 слайд: - Прочитай Лена.
- Что мы можем добавить именно к глаголам – синонимам?
( Узелок)
- Прочитайте ещё раз и запомните.
- Расскажите друг –другу правило, приводя свои примеры, используйте примеры глаголов – синонимов, которые найдёте на доске.
работать передвигаться плакать
смеяться глядеть трудиться
бросить хохотать лениться
смотреть поднять
идти стоять
Проверка:
- Что такое синонимы? + пример
- А что же такое антонимы? (Выслушиваю детей)
- Если я вам скажу: « сядьте», вы? (встанем), смотрите на доску? (не будем смотреть). Это и есть глаголы – антонимы.
7 слайд: Прочитай Юля, правило.
+узелок (зашёл – наоборот? – вышел), (подлетел – наоборот? – отлетел).
- Расскажите друг – другу правило, приведите примеры, используйте данные на доске слова.
- Что такое антонимы?
- Молодцы, хорошо ориентировались, значит запомнили.
- Немного отдохнём.
8 слайд: Физминутка. (на болоте две лягушки».
9 слайд:
- Предлагаю вам «Аукцион слов».
- Что такое «аукцион»?
- Аукцион - это публичный торг, при котором товар или имущество продаётся лицу, предложившему наивысшую цену.
- В нашем случае, вместо товара даны глаголы:
бранить ругать - хвалить
спешить бежать - стоять
сооружать строить - ломать
заступиться защитить - обидеть
вечереет темнеет - рассветает
веселиться радоваться - огорчаться
брать взять - отдать
- Ваша задача за 5 минут времени, к каждому глаголу подобрать синоним и антоним. Кто больше напишет слов, тот и получает наивысший балл.
- Подводим итоги.
10 слайд: -Кто больше? (Выходят ребята, которые написали больше слов).
Проверим как можно было написать. (Поочерёдно дети читают слова)
- Кто узнал новые значения слов, пополнил свой словарный запас?
- Молодцы.
- Приготовьтесь записать под диктовку пословицу.
-Труд молодит, а лень старит.
- Объясните орфограммы.
11 слайд:
- Проверьте правильное написание.
- Назовите только глаголы.
- Что можете о них сказать? ( глаголы – антонимы).
- Докажите.
( открываю проверку)
- Что такое синонимы? + примеры
- Что такое антонимы? + примеры
- Кто в своих знаниях поднялся на ступеньку выше?
- Молодцы, я рада за вас. Значит работать вам сейчас будет легче,
потому что:
12 слайд: Один камень не поднимет, а миром гору перенесём.
- Как понимаете смысл пословицы?
- Назовите глагол в первой строчке. Подберите антоним. (поднимем).
- Какой узелок вспомнили? (однокоренное слово, противоположное по значению).
- Назовите во второй строчке глагол. Подберите синоним. (передвинем).
-Умнички!
Работа в группах:
Соберитесь в группы: Узор, букетик и фруктовый сад.
- Каждая команда получает задание, при чём имеете право на «руку помощи», т.е. подсказку. В случае затруднения, поднимаете руку – получаете подсказку.
Задание группе «Букетик».
Подберите антонимы к словам: пропал – (?) ( нашёлся, появился)
сломал – (?) (сделал, наладил)
Подчеркните глаголы – синонимы.
Глядит, как гусь на зарево. Смотрит, как кот на сало.
Задание группе «Узор».
- Замените синонимами глаголы:
Солнце село - (зашло, закатилось)
Самолёт сел – (приземлился)
Мальчик бежит – (несётся, мчится)
Река бежит – (течёт, струится)
- Почему один и тот же глагол употребляется по – разному?
(Точнее выражается мысль).
Задание группе «Фруктовый сад».
1.- Что это за слова? Докажите.
Построен, сооружён, воздвигнут?
- - О каких предметах можно так сказать?
Как можно избежать повторения слов в предложении?
(Проходят по нашей улице троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые машины.)
ПРОВЕРКА!
-Что вам помогло в выполнении всех заданий?
(знание правил)
- Какие правила? (Что такое синонимы, что такое антонимы?) + примеры.
- Для чего нам они необходимы?
- Послушайте внимательно стихотворение (читает Миша), найдите глаголы синонимы и к ним антоним.
-Кому было интересно на уроке?
13PAGE 15
13PAGE 14415