Конспект урока по русскому языку Глаголы-синонимы, глаголы — антонимы (3 класс)

Тема: Глаголы – синонимы, глаголы – антонимы.

Цели: 1. Развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные
по смыслу глаголы.
2. Закреплять знания о глаголе, как части речи.
3. Воспитывать любовь к родному языку.


Ход урока.

Организационный момент.
- Доброе утро всем утро!

1 слайд: Здравствуй, школа!
Здравствуй, класс!
Ты опять встречаешь нас!
- Повторите эти слова.
- Посмотрите, как в ответ радуется вам солнышко. Думаю, с хорошего настроения мы и начнём наш урок.
- Тихонько сядьте.

II. Введение в тему.

2 слайд:

- Прочитайте слова:
пробраться
проникнуть
пройти
строить
разрушать
- Почему все эти слова в одной группе? (это глаголы)
- Докажите. (дети рассказывают правило + пример)

- Прочитайте только первые три слова. Что можно о них сказать?
(это глаголы близкие по смыслу).
- Каково их значение? (проникнуть во внутрь чего – либо).
- Как по–другому их можно назвать? (синонимы)
- Совершенно верно, слова – друзья.

- Прочитайте оставшиеся слова. Что можно о них сказать?
( Это глаголы противоположные по значению)
- Как понять «противоположные»? (наоборот)
- Верно, это слова - спорщики.
- Как по-другому их можно назвать? (антонимы).
- Кто назовёт тему сегодняшнего урока?

3 слайд: - Прочитайте ещё раз, как называется наша тема урока:
«Глаголы – синонимы, глаголы – антонимы».

- Для чего нам они нужны? (Чтобы наша речь была богаче, красивее и точнее).
- И в этом мы с вами сегодня убедимся. А цель нашего урока:
Учиться правильно употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы.

Ш. Работа в тетрадях.

4 слайд:

- Откройте свои тетрадочки, запишите число: Двадцать третье апреля. Классная работа.

Минутка чистописания. На доске внимательно прочитайте слова для минутки чистописания: (Один ребёнок читает)
ссориться – драться
(Показываю на доске).
- Обратите на грамотное написание части слова: ться и правильное соединение букв ся (нижнее соединение).

IV. Работа над новым материалом.
- Что особенного в этой паре слов? (Это глаголы – синонимы ).
-Как догадались? (Слова, противоположные по значению, наоборот).
- Кто может сказать, что такое синонимы? (ребята высказываются)

- Для того, чтобы вы лучше запомнили, я приготовила вам

5 слайд: «Узелки на память».

6 слайд: - Прочитай Лена.
- Что мы можем добавить именно к глаголам – синонимам?
( Узелок)
- Прочитайте ещё раз и запомните.
- Расскажите друг –другу правило, приводя свои примеры, используйте примеры глаголов – синонимов, которые найдёте на доске.
работать передвигаться плакать
смеяться глядеть трудиться
бросить хохотать лениться
смотреть поднять
идти стоять

Проверка:
- Что такое синонимы? + пример

- А что же такое антонимы? (Выслушиваю детей)
- Если я вам скажу: « сядьте», вы? (встанем), смотрите на доску? (не будем смотреть). Это и есть глаголы – антонимы.

7 слайд: Прочитай Юля, правило.

+узелок (зашёл – наоборот? – вышел), (подлетел – наоборот? – отлетел).
- Расскажите друг – другу правило, приведите примеры, используйте данные на доске слова.

- Что такое антонимы?
- Молодцы, хорошо ориентировались, значит запомнили.

- Немного отдохнём.

8 слайд: Физминутка. (на болоте две лягушки».

9 слайд:

- Предлагаю вам «Аукцион слов».
- Что такое «аукцион»?
- Аукцион - это публичный торг, при котором товар или имущество продаётся лицу, предложившему наивысшую цену.

- В нашем случае, вместо товара даны глаголы:
бранить ругать - хвалить
спешить бежать - стоять
сооружать строить - ломать
заступиться защитить - обидеть
вечереет темнеет - рассветает
веселиться радоваться - огорчаться
брать взять - отдать


- Ваша задача за 5 минут времени, к каждому глаголу подобрать синоним и антоним. Кто больше напишет слов, тот и получает наивысший балл.

- Подводим итоги.


10 слайд: -Кто больше? (Выходят ребята, которые написали больше слов).

Проверим как можно было написать. (Поочерёдно дети читают слова)

- Кто узнал новые значения слов, пополнил свой словарный запас?
- Молодцы.

- Приготовьтесь записать под диктовку пословицу.
-Труд молодит, а лень старит.
- Объясните орфограммы.

11 слайд:

- Проверьте правильное написание.
- Назовите только глаголы.
- Что можете о них сказать? ( глаголы – антонимы).
- Докажите.
( открываю проверку)

- Что такое синонимы? + примеры
- Что такое антонимы? + примеры

- Кто в своих знаниях поднялся на ступеньку выше?
- Молодцы, я рада за вас. Значит работать вам сейчас будет легче,
потому что:

12 слайд: Один камень не поднимет, а миром гору перенесём.

- Как понимаете смысл пословицы?
- Назовите глагол в первой строчке. Подберите антоним. (поднимем).
- Какой узелок вспомнили? (однокоренное слово, противоположное по значению).
- Назовите во второй строчке глагол. Подберите синоним. (передвинем).
-Умнички!

Работа в группах:

Соберитесь в группы: Узор, букетик и фруктовый сад.
- Каждая команда получает задание, при чём имеете право на «руку помощи», т.е. подсказку. В случае затруднения, поднимаете руку – получаете подсказку.




Задание группе «Букетик».
Подберите антонимы к словам: пропал – (?) ( нашёлся, появился)
сломал – (?) (сделал, наладил)
Подчеркните глаголы – синонимы.
Глядит, как гусь на зарево. Смотрит, как кот на сало.

Задание группе «Узор».

- Замените синонимами глаголы:
Солнце село - (зашло, закатилось)
Самолёт сел – (приземлился)

Мальчик бежит – (несётся, мчится)
Река бежит – (течёт, струится)
- Почему один и тот же глагол употребляется по – разному?
(Точнее выражается мысль).

Задание группе «Фруктовый сад».

1.- Что это за слова? Докажите.
Построен, сооружён, воздвигнут?
- - О каких предметах можно так сказать?

Как можно избежать повторения слов в предложении?

(Проходят по нашей улице троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые машины.)


ПРОВЕРКА!

-Что вам помогло в выполнении всех заданий?
(знание правил)
- Какие правила? (Что такое синонимы, что такое антонимы?) + примеры.
- Для чего нам они необходимы?

- Послушайте внимательно стихотворение (читает Миша), найдите глаголы синонимы и к ним антоним.

-Кому было интересно на уроке?








13PAGE 15


13PAGE 14415