Конспект урока по русскому языку «Антонимы. Синонимы. Восстановление деформированного текста»


Зачетный конспект урока по русскому языку на тему:
«Антонимы. Синонимы. Восстановление деформированного текста».
Цель: создание условий на уроке для усвоения понятий антонимы, синонимы, восстановление деформированного текста.
Задачи:
- предметные:
* способствовать отработки графического навыка и каллиграфического почерка учащихся
* содействовать обогащению словаря учащихся
* содействовать усвоению у учащихся понятий синонимы, антонимы;
- метапредметные – содействовать формированию УУД:
* регулятивных: принимать и сохранять учебную задачу, контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками
*познавательных: выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей
*коммуникативные: воспринимать другое мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению.
Личностные УУД: оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Оборудование: учебник, тетрадь, записи на доске, рабочая тетрадь №4.
Ход урока:
Этапы урока
Содержание работы
Примечание

Орг.момент
Добрый день! Давайте повторим, как правильно держать ручку? Как должна лежать тетрадь? Давайте выполним гимнастику для пальчиков:
- Тесто мнем, мнем (сжимаем и разжимаем руки в кулачки)
- Пироги мы испечем! (руками совершаем движения, как будто лепим снежки).
Установка внимания

Подготовка руки к письму

Каллиграфическая работа
а-о, д-у.
- Рассмотрите пары букв, и скажите, какой элемент является общим для каждой пары букв?
- Как называются эти элементы? (овал, петля, выходящая за нижнюю строку)
Рассмотрите на доске образец для работы:

Выполните такую же работу у себя в тетрадях. Рассмотрите вашу запись в тетради, и карандашом подчеркните те буквы, которые соответствуют правилу красивого письма: все буквы должны быть одинаковой высоты.


Устная работа




Самостоятельная работа

Словарная работа
- Сейчас мы с вами проведем словарную работу.
Слова вы будете записывать под диктовку. Чувство, лестница, праздник, осина, береза.
Давайте проверим, как вы выполнили эту работу.
Обменяйтесь тетрадями.
- Составьте предложение с одним из словарных слов. Запишите его в тетрадь.
Письменная работа

Изучение нового материала
- Я вам сегодня подготовила текст, а в класс залетел ветер и все разбросал.
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошел. Идут домой – боятся: попадет им сегодня.
У вас на партах лежат предложения, составьте из них текст. Эту работу вы будете выполнять в группах. Приступайте.
Давайте проверим, что у вас получилось.
- Откройте свои рабочие тетради по русскому языку на стр.5, упр.3. Вам необходимо расшифровать изографы, и определить количество, букв, звуков, согласных и гласных букв.
- Упр.3. Допиши слова.
Яблоко сладкое, а лимон? (кислый)
Арбуз – большая ягода, а малина? (маленькая)
- Подчеркните слова, противоположные по значению.
- Какие это слова?
- Откройте учебник на стр.65 упр.330. Прочитайте задание.
Итак, давайте запишем парами противоположные по значению слова:
Громко – тихо, грубо – ласково, быстро – медленно, зло – нежно.
- Ребята, как называются слова противоположные по значению? (антонимы)
Переверните страницу, и давайте прочитаем определение антонимов.
- Кто может привести примеры антонимов?


Работа в группах








Письменная работа











Физ. минутка
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
1.Быстро поморгайте, закройте глаза и посидите спокойно, медленно считая до 5. Повторяем 4 раза.
2. Посмотрите на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенесите взгляд вдаль на счет 1-6. Повторяем 4 раза.
Чтоб красиво написать
Надо пальчики размять
Раз, два, три, четыре, пять
За письмо получим пять!
Разминаем пальчики:
Этот пальчик маленький - мизинчик удаленький.
Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.
Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.
Этот – указательный, пальчик замечательный.
Этот пальчик – вот какой, называется большой.


Закрепление изученного материала
- Упр.329. Прочитайте, как описал А.С.Пушкин Царевну Лебедь.
- Запишите строфу в тетрадь. Найдите слово с уменьшительно – ласкательным суффиксом (реченька).
- В тексте встретилось слово «пава», кто – нибудь знает, что оно обозначает?
- С чем сравнивает Пушкин саму Принцессу Лебедь?
- С чем сравнивается речь Царевны Лебеди?
- Рабочая тетрадь упр. 7. Прочитайте.
Вам необходимо проверить написание выделенных слов, указать цифрами порядок абзацев и озаглавить текст. Эту работу вы будете выполнять в парах.











Работа в парах

Домашнее задание.
Рефлексия
Домашнее задание: упр.327
Рефлексия «Мясорубка»




15