конспект урока по русскому языку в 3 классе Синонимы. Антонимы


Тема: Синонимы. Антонимы. Словарный диктант.
Цель: Расширение активного словарного запаса детей, знакомство с понятиями «синонимы», «антонимы», формирование коммуникативных умений.
Задачи: дать представления о разнообразии слов с точки зрения их лексического значения; о синонимах и наличии в их значениях общего; об антонимах и наличии в их значениях противоположного; развивать умения осознанно выбирать слова в речи, учитывая их   значение; повторить сведения о слове, его лексическом значении; прививать чувство восхищения богатством русского языка, позволяющего делать речь точной, живой и образной.Ход урока:
1. Орг. момент
2. Псих. настрой
3. Жуж. чтение
4. Проверка дом. задания
5. Постановка целей и задач
6. Работа над темой
- Словарный диктант: Апрель, декабрь, январь, ноябрь, сентябрь, октябрь.
- Объяснение новой темы
** Работа над стихотворением: НЕРАЗЛУЧНЫЕ ДРУЗЬЯ
Друзей имею много я, Они со мной везде, всегда.Они поддержат и помогут, И от беды они не вздрогнут.Но есть подруга у меня Единственная, лучшая,Красивая, прекрасная, Как солнце в небе ясное!Мы – неразлучные друзья, Куда она – туда и я.Мы вместе в одну школу ходим, И дни вдвоём всегда проводим.Я никогда тебя не брошу, Ты друг мой верный и хороший!
* Назовите тему стихотворения
* Назовите основную мысль
* А как вы понимаете лексическое значение слова друг. - Друг – это человек, с кем делишь и радость и горе.
Слово друг, произошло не от слова другой, а от слова дорога. Поэтому друг или подруга – это человек идущий с тобой одной дорогой, к общей цели, мечте...
** Подберите к слову друг слова близкие по значению. - Приятель, товарищ.
Что общего у этих слов? - Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи. Слова близкие по значению.
Такие слова называются синонимы.
Послушайте стихотворение:
Далеко мой стук Слышится вокруг.
 Червякам я враг,   А деревьям друг.    
Враг – друг. Что общего у этих слов? - Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи.  Слова, противоположные по значению.
Такие слова называются антонимы.
* Работа с учебником
Стр. 17, 22 – работа с правилами
7. Физминутка** Работа на закрепление:
Стр. 18 упр. 52 стр. 24 упр. 70
** Самостоятельная работа: стр. 20 упр. 61 – разобрать с детьми.
8. Итог урока. Рефлексия.
9. Дом. задание: стр. 23 упр. 68