Выступление на школьном методическом объединении
Опыт работы
по теме
"ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА"
Выполнила:
Николаева Валентина Павловна,
учитель начальных классов
МБОУ НШ г.Ворсма
2017г.
Содержание:
1. Актуальность. Выявление противоречия, входная диагностика. ..........стр. 3-4
2. Цель, задачи................................................................................................. стр. 5
3. Теоретические основы технологии проблемно-диалогического
обучения............................................................................................................стр. 5-8
4. Внедрение технологии проблемно-диалогического обучения
в уроки окружающего мира (1-4 классы). .................................................стр. 8-12
5. Методика применения технологии проблемно-диалогического
обучения на уроках окружающего мира............................................. стр. 12-19
6. Изучение влияния данной технологии на развитие
познавательного интереса. .........................................................................стр. 19-21
7. Заключение............................................................................................... стр. 21-22
8. Список литературы....................................................................................... стр. 23
«Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе, вопросах и ответах создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний»
М. М. Бахтин
Актуальность. Выявление противоречия, входная диагностика.
Сущность современного образования заключается в создании условий, при которых каждый школьник смог бы максимально реализовать себя (свой интеллект, свое мышление, свою деятельность и свои творческие способности). Поэтому цель обучения в начальной школе – вырастить человека самостоятельного, познающего и умеющего жить среди людей. Одним из способов и условий достижения цели является деятельностный принцип обучения, согласно которому у детей должны быть сформированы компоненты учебной деятельности (учебно-познавательный интерес, целеполагание, учебные действия, самоконтроль, самооценка). В связи с этим меняются требования к результатам, на достижение которых должна быть ориентирована образовательная программа образовательного учреждения. Как результат определяют формирование универсальных учебных действий, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности, включающих:
- обобщенные способы решения учебных задач (формулировка вопроса, наблюдение, фиксация и организация данных, их первичная интерпретация, презентация результатов);
- умений работать с разными источниками информации – учебной, художественной, научно-популярной, справочной литературой.
Деятельностный подход не является совершенно новым для российской школы. В этом русле были разработаны отдельные учебные технологии и учебные материалы. Одним из них является технология проблемно-диалогического обучения.
Наиболее кардинальным изменением современного образования является смена образовательной парадигмы: от авторитарно-репродуктивной к развивающей, гуманистической, личностно ориентированной. В этой связи психолого-педагогическая наука активно пересматривает цели и принципы обучения, работает над обновлением его содержания, перестраивает педагогическую методику.
Для достижения планируемых результатов необходимо построить учебный процесс таким образом, чтобы знания не давались в готовом виде, а добывались и открывались в совместном творчестве.
На уроках окружающего мира использовала развивающие методы и приемы, помогающие увлечь и заинтересовать детей. Такая работа давала положительные результаты в целом по классу. Но оставались один или несколько учащихся с низкой успеваемостью.
В ходе выявления причины низкой успеваемости отдельных обучающихся не удалось достичь положительного результата. Пришла к решению выявлять причину по результатам исследования всех обучающихся класса. Провела входную диагностику (А.Г.Лускановой). Результаты проведенного исследования уровня сформированности познавательного интереса у обучающихся сопоставила с уровнем познавательного интереса и качеством знаний.
В таблице 1 представлены результаты диагностики «Уровень познавательного интереса и качество знаний» (2013 – 2014 уч.гг. 2 класс.) по методике диагностического исследования: определение уровня школьной мотивации младших школьников А.Г.Лускановой.
Таблица 1.
№ п/пФ.И. об-ся Познавательный интерес Качество знаний (Успешность)
1 Ваня А. Высокий Высокое
2 Милана Б. Средний Среднее
3 Арина Б. Высокий Высокое
4 Денис В. Высокий Высокое
5 Максим В. Высокий Высокое
6 Артем В. Высокий Высокое
7 Дима В. Средний Среднее
8 Наташа В. Высокий Высокое
9 Катя В. Средний Среднее
10 Сергей Г. Средний Среднее
11 Даша Е. Высокий Высокое
12 Зарина Е. Высокий Высокое
13 Алена К. Высокий Высокое
14 Даша К. Высокий Высокое
15 Лиза Л. Средний Среднее
16 Марк П. Средний Среднее
17 Артем П. Средний Среднее
18 Максим Р. Средний Среднее
19 Ваня С. Высокий Высокое
20 Никита Ф. Низкий Низкое
21 Никита Х. Средний Среднее
22 Ваня Х. Низкий Низкое
23 Павел Ш. Высокий Высокое
24 Алина Х. Низкий Низкое
Вывод:
Качество знаний напрямую зависит от уровня сформированности познавательного интереса.
Цель, задачи.
На основании выявленного противоречия и результатов диагностического исследования сформулировала цель и задачи работы.
Цель: создание условий для использования проблемных ситуаций на уроках окружающего мира по развитию познавательной активности младших школьников
Задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по применению проблемно-диалогического обучения на уроках окружающего мира;
Формировать умение выделять необходимую информацию из различных информационных источников, в том числе и с помощью компьютерных средств;
Учить детей формулированию проблемы при групповой работе на уроках окружающего мира;
Доказать эффективность и результативность применения проблемно-диалогического обучения на практике.
Решить проблему повышения познавательного интереса к предмету окружающий мир смогла с помощью освоения и применения педагогической технологии проблемно-диалогического обучения.
Теоретические основы технологии проблемно-диалогического обучения.
На основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях: проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И.Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, A.M. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.), разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.
Суть проблемного урока можно схватить одной фразой: «творческое усвоение знаний». Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных ценностей. Результатом научного творчества являются новые знания о мире.
Таблица 2.
Цели и этапы учебного процесса, методика их организации.
Этапы учебного процесса Творческие звенья деятельности учащихся
введение постановка учебной проблемы - формулирование вопроса
поиск решения – открытие нового знания
воспроизведение выражение решения – выражение нового знания в доступной форме
реализация продукта – представление продукта учителю и классу
Существует множество классификаций методов обучения по самым разным основаниям. В рамках научного направления, получившего известность как «проблемное обучение» (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.), методы классифицировались в их связи с особенностями учебной (познавательной, творческой) деятельности учащихся. Дальнейшая разработка этой плодотворной идеи позволила предложить следующую классификацию методов обучения.
При освоении знаний ученик может пройти два творческих звена: постановку учебной проблемы и поиск решения. Каждое можно организовать тремя методами. Методы постановки проблемы включают: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом. Методы поиска решения содержат: побуждающий к гипотезам диалог; подводящий от проблемы диалог; подводящий без проблемы диалог. В отличие от традиционных методов, где постановка учебной проблемы сводится к объявлению темы , а поиск решения редуцирован до изложения новых знаний в готовом виде и деятельность учеников неизбежно носит репродуктивный характер.
Таблица 3.
Классификация методов обучения
МЕТОДЫ ПРОБЛЕМНЫЕ ТРАДИЦИОННЫЕ
«Классические» «Сокращенные» Постанов-ки проблемы Сообще-ние проблемы учителем от пробл. ситуации Постановка проблемы учениками от пробл. ситуации Побуждающий диалог от проблем-ной ситуации Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приемом Сообщение темы
Поиска решения Сообще-ние гипотез, проверка учителем Выдвижение, проверка гипотез учениками Побуждающий к гипотезам и проверке диалог Подводящий от проблемы диалог Подводящий без проблемы диалог Сообщение знания
В данной таблице существующие методы обучения классифицированы по двум главным основаниям: творческому звену и типу учебной деятельности. В соответствии с первым основанием разграничены методы постановки учебной проблемы и методы поиска решения. По второму основанию методы разделены на проблемные и традиционные.
В настоящем научном творчестве постановка проблемы идет через проблемную ситуацию. Поэтому «классическая» постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее. Возможны три принципиально разных выхода:
учитель лично заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему:
ученик сам осознает противоречие и формулирует проблему;
учитель диалогом побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать проблему.
Таким образом, существуют три «классических» метода постановки учебной проблемы. Их сходство состоит в создании учителем проблемной ситуации, их различие заключается в организации выхода из нее.
К «сокращенным» методам постановки проблемы относятся подведение к теме урока и сообщение темы с мотивирующим приемом. Оба метода не предполагают создания проблемной ситуации и потому лишь имитируют творческий процесс.
В настоящем научном творчестве поиск решения проблемы идет через выдвижение и проверку гипотез. Поэтому «классический» путь «открытия» знаний на уроке заключается в организации выдвижения и проверки гипотез. При этом возможны три принципиально разных варианта:
учитель лично выдвигает и/или проверяет гипотезу;
ученик сам выдвигает и/или проверяет гипотезу;
учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы.
Таким образом, существуют три «классических» метода поиска решения, различающихся тем, кто именно осуществляет творческие действия.
«Сокращенный» поиск решения состоит в том, что учитель пошагово подводит учеников к знанию либо от сформулированной проблемы, либо без нее. Оба метода подведения не предполагают выдвижения и проверки гипотез и, следовательно, лишь имитируют творческий процесс.
Внедрение технологии проблемно-диалогического обучения в уроки окружающего мира (1-4 классы).
Таблица 4.
Сводная таблица разделов и тем уроков по окружающему миру в 1-4 классах по авторской программе Н.Ф.Виноградовой, где применяю технологию проблемно-диалогического обучения.
1 класс
Введение. Этот удивительный мир (1 ч)
Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.
Мы — школьники (3 ч)
Ты — первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.
Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.
Ты и здоровье (8 ч)
Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.
Солнце, воздух, вода — факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом. Режим дня.
Я и другие люди (3 ч
Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.
Труд людей (7 ч)
Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.
ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.
Родная природа (29 ч)
Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).
Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4–5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4–5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3–4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.
Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.
ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).
Семья (2 ч)
Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.
Наша страна – Россия. Родной край (13 ч)
Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, швея, экскурсовод и др.). Уважение к труду людей.
Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.
Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.
ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.
2 класс
Что тебя окружает (2ч)
Что такое живая и неживая природа, как отличит объекты живой природы от объектов неживой природы, Бывают ли на свете чудеса.
Кто ты такой (3ч)
Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении.
Ты и твоё здоровье (10ч)
Что такое здоровье, как сохранить своё здоровье.
Кто живёт рядом с тобой? (6ч)
Что такое семья. Могут ли обидеть жесты, нужны ли правила поведения, чем можно заняться в свободное время.
Россия – твоя Родина (15ч)
Что такое Родина. Чем знаменит твой родной край, как наше государство заботится о своих гражданах, какой была наша Родина в давние времена, какие древние города есть в России, какие права имеют граждане России
Мы жители Земли (6ч)
Сколько на небе звёзд, Сколько у природы царств, кто живёт в царствах природы, какие животные обитают на Земле
Природные сообщества (21ч)
Почему цапля живёт рядом с лягушкой, Сколько этажей у леса, какие растения помогают человеку, что такое природное сообщество, Чем луг отличается от леса и водоема.
Природа и человек (5ч)
Человек – часть природы, дружба с животными, Почему нужно беречь природу, Зачем создают заповедники
3 класс
Земля - наш общий дом
Где ты живёшь. Когда ты живёшь. Историческое время. Счёт лет в истории.
Солнечная система. Солнце – звезда. Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.
Условия жизни на Земле. Солнце – источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоёмы, их разнообразие. Растения и животные разных водоёмов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух – смесь газов. Охрана воздуха.
Человек изучает Землю
Человек познаёт мир. Наблюдения, опыты, эксперименты – методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус – модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Знакомство с компасом.
Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.
Царства природы
Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.
Животные - царство природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).
Животные – живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.
Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детёнышей.
Как человек одомашнил животных.
Растения – царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.
Растения – живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.
Охрана растений.
Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.
Наша Родина: от Руси до России
Название русского государства в разные исторические времена (эпохи): Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская империя, Советская Россия, СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства.
Расширение кругозора школьников. Символы царской власти.
Как люди жили в старину
Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство – основные качества славянина.
Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).
Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.
Расширение кругозора школьников. Происхождение имён и фамилий. Имена в далёкой древности.
Как трудились в старину
Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб – главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.
Ремёсла. Возникновение и развитие ремёсел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное ремесло и др.). знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).
Торговля. Возникновение денег.
Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса.
Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.
4 класс
Введение (1 ч)
Человек — часть природы. Природа — источник существования человека. Зависимость жизни и благополучия человека от природы.
Человек — живое существо (организм) (30 ч)
Человек — живой организм. Органы и системы органов человека. Восприятие, память, внимание, мышление человека. Отличие человека от животного. Человек и здоровье. ОБЖ. Человек среди людей.
Ты и твое здоровье. Правила здоровой жизни. Режим дня школьника. Правильное питание. Закаливание. Вредные привычки. Опасности в доме. Правила работы с бытовыми приборами. Опасности на дороге. ПДД. Правила оказания первой медицинской помощи. Опасные животные
Человек — часть природы. Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка.
Человек среди людей.
Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Правила культурного общения.
ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.
Расширение кругозора школьников. Предшественники человека. Отличие человека от животного (прямохождение, речь, сознание, деятельность, творчество). Передача отношения человека к природе в верованиях, искусстве, литературе. Детские болезни, их причины и признаки заболевания. Правила поведения во время болезней.
Человек и общество, в котором он живет (37 ч)
Родная страна от края до края. Природные зоны России: Арктика, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).
Почвы России. Почва — среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.
Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте).
Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлевские» города. Улицы, история и происхождение названий.
Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).
Гражданин и государство. Россия — наша Родина. Права и обязанности граждан России. Правители древнерусского и российского государства. Первый царь, императоры России. Символы царской власти в России. Первый Президент России. Государственная Дума современной России.
Человек и культура. Человек — творец культурных ценностей. Школы, книги, библиотеки как часть культуры в разные времена (исторические эпохи). О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине ХVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов. Школа и образование в ХIХ веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела.
Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.
Искусство России ХVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство ХVIIIвека. Возникновение публичных театров.
Искусство России ХIХ века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин — «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.).
Искусство России ХХ века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.). Поэты ХХ века (М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, А.Т. Твардовский и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.). Композиторы и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович). Современный театр.
Человек — воин. Почему люди воюют. Войны в Древней Руси. Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.
Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.
Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.
Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в ХVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года.
5. Методика применения технологии проблемно-диалогического обучения на уроках окружающего мира.
Учебная проблема существует в двух основных формах:
1) как тема урока;
как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание.
Следовательно, поставить учебную проблему - значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования.
Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом.
1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:
создания проблемной ситуации;
побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации:
побуждения к формулированию учебной проблемы;
принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Приемы создания проблемной ситуации.
Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.
Таблица 5.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию проблемы
1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения о фактах;
- Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?
о теориях:
- Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)?
2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием - Сколько в классе мнений? Почему так получилось? 3.Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».
Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью - Вы сначала как думали? А как на самом деле? Выбрать подходящее:
- Какой возникает вопрос?
- Какова будет тема урока?
4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще - Вы смогли выполнить задание? Почему? В чем затруднение? 5.Дать практическое задание, не сходное с предыдущими - Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие? 6. Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыдущими.
Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено - Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями, которое создается приемами 1 и 2. Прием 1 самый простой: учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или точки зрения. Прием 2 состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.
В основе проблемных ситуаций «с удивлением» может лежать и другое противоречие — между житейским (т.е. ограниченным и даже ошибочным) представлением учеников и научным фактом. Для его создания применяется прием 3. В сравнении с предыдущими он сложнее, так как выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) сообщением, экспериментом или наглядностью предъявляет научный факт.
В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя, которое создается приемами 4. 5, 6. Сходство этих приемов состоит в том, что классу предлагается практическое задание на новый материал, а их различие — в сути задания. Прием 4 наиболее простой: ученикам дается задание, не выполнимое вообще. Прием 5 предлагает задание, не сходное с предыдущими, т.е. такое, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались. Прием 6 тоже сложный, поскольку выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель дает практическое задание, похожее на предыдущие. Выполняя такое задание, ученики применяют уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учитель доказывает, что задание школьниками все-таки не выполнено.
Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие. Поскольку проблемные ситуации создаются на разных противоречиях и разными приемами, текст побуждения для каждого из шести приемов будет свой.
После применения приема 1 добиться осознания противоречивости двух фактов можно репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?». Если же классу предъявлялись не факты, а противоположные научные теории или точки зрения, диалог строится иначе: «Почему вы удивились? Сколько существует теорий (точек зрения)?». После приема 2, провоцирующего разброс мнений, уместно спросить: «Сколько же в нашем классе разных мнений?». В случае приема 3 научный факт и житейские представления учеников «разводятся» в их сознании репликой: «Вы что предполагали? А что получается на самом деле?».
При использовании приема 4 осознание школьниками абсолютной невозможности выполнения задания стимулируется фразами: «Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?». После приема 5 (задание, не сходное с предыдущими) ученики схватывают суть возникшего затруднения, если им помогают словами: «Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие?». Из проблемной ситуации, созданной приемом 6, где ученики используют старое знание, можно вывести так: «Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?».
Побуждение к формулированию учебной проблемы.
Поскольку учебная проблема существует в двух формах, то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».
Принятие ученических формулировок учебной проблемы. При побуждающем диалоге возможно появление неточных и даже совершенно ошибочных ученических формулировок учебной проблемы. Недопустимо реагировать на них отрицательной оценкой («нет», «неправильно»). На неожиданную формулировку учебной проблемы лучше откликнуться следующим образом. Сначала - поддерживающий кивок головой и слово «так». Подобная реакция не означает согласия с говорящим, а лишь показывает, что мысль ученика услышана и принята к сведению. Затем следует побудить учеников к переформулированию учебной проблемы репликами: «Кто ещё хочет сказать? Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее?».
Побуждающий диалог представляет собой отдельные фразы: его реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы, для выдвижения и проверки гипотез не связаны между собой жестко. В побуждающем диалоге мысль ученика как бы делает скачок к неизвестному. Поэтому школьник испытывает некоторую неуверенность, переживает чувство интеллектуального риска: «боязнь неправильного ответа». Класс высказывает массу неожиданных ответов, прежде чем выходит на нужную формулировку учебной проблемы, гипотезы. И только тогда побуждающий диалог прекращается.
Таблица 6.
Пример: Побуждающий к гипотезам диалог
(Тема урока: Кто такие насекомые?)
Учитель Обучающиеся
Зачитывает отрывок стихотворения К.Чуковского «Муха-Цокотуха» (начало)….
- Всем знакомы эти строки?
- Кто автор этого стихотворения?
- Был веселый праздник Мухи и ее гостей? Что произошло в произведении с героями и удивило вас?
- Какой возникает вопрос?
- Какие есть мнения?
- Да
- Корней Чуковский
- Муха встречала гостей, и вдруг праздник испортил незваный гость Паук.
- Почему Муха не дружила с пауком?
- ……поссорились
…….не были друзьями
… муха не родственник пауку
2. Подводящий к теме диалог
Данный метод постановки учебной проблемы проще, чем предыдущий, т.к. не требует создания проблемной ситуации. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Но все звенья подведения опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока.
При подводящем диалоге менее вероятно появление ошибочных ответов учащихся. Однако если это происходит, необходима принимающая реакция учителя: «Так. Какие еще есть мнения? Кто думает иначе?».
Таблица7.
Пример: Подводящий к теме диалог
Тема урока: Поговорим о болезнях.
учитель обучающиеся
- Сегодня в нашем классе отсутствуют 4 человека. Вы знаете почему?
- Вспомните, если вам приходилось болеть простудой или гриппом, то каким было ваше самочувствие?
- Изменила ли болезнь вашу обычную жизнь, дела?
- А можно ли не болеть простудой или гриппом?
- Существуют правила, которые нужно знать соблюдать. И тогда вы не будете болеть.
- Так о чем мы сегодня будем говорить? - Они заболели.
- Болела голова. Была высокая температура. Болело горло. Сильно кашлял….
- Я не мог долго выходить на улицу. Не ходила в школу. Пропустил спортивную тренировку…
- Да, только нужно знать как.
- О болезнях и правилах, как не болеть.
Подводящий диалог управляет мыслью детей жестко, ведет ее пошагово. Все его вопросы и задания посильны. Поэтому, вступая в диалог, ученики ничем не рискуют, почти всегда дают правильные ответы и только в самом конце испытывают радостное удивление от полученного результата. Подводящий диалог не может быть прекращен и идет до последнего вопроса «на обобщение», ради которого он собственно и затевался.
При сравнении двух диалогов выявляются различия в развивающих результатах. Побуждающий диалог позволяет ученику выполнить подлинно творческие действия и, следовательно, более активно формирует творческие способности. Поэтому он обязателен при обучении сильных, способных учащихся. Подводящий диалог своей цепочкой вопросов и заданий мощно развивает логическое мышление и просто незаменим при работе с детьми с низким уровнем обучаемости.
Пример фрагмента урока, на котором используются два вида диалога.
Тема урока: Как зимой помочь птицам?
Таблица 8.
Побуждающий диалог от проблемной ситуации
Учитель Обучающиеся
Просмотр видеофрагмента…
- Каких птиц увидела Катя?
- Что вас удивило? Какие есть мнения?
- Какой возникает вопрос?
- Воробья, синиц, скворца, снегиря
- Скворца быть зимой у нас не может.
Скворец может быть.
- Какие птицы проводят зиму с нами?
Подводящий к теме диалог:
- Видели ли вы летом этих птиц?
- А почему сейчас их часто можно увидеть около дома?
- Какой возникает вопрос?
- Какая тема урока?
- Нет, не всех.
- Потому что зима, холодно, нет еды. Прилетают поближе к людям за кормом.
- Чем кормить?
- Как помочь птицам зимой?
Сравним диалоги с … техникой. Побуждающий диалог – это бульдозер. Он подталкивает ребенка к захватывающему, но рискованному прыжку через пропасть, когда так легко сбиться с курса и попасть не туда. Подводящий диалог – локомотив, который от станции к станции, довольно медленно, но верно везет своих пассажиров к пункту назначения.
Таким образом, на вопрос: «Какой диалог лучше и нужнее: побуждающий или подводящий?» могу смело ответить: «Оба хороши! Но каждый по- своему».
3. Сообщение темы с мотивирующим приемом
Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «Яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «Актуальность»). Примером мотивирующего приема «Яркое пятно» может служить отрывок стихотворения, краткий рассказ, видеофрагмент, после знакомства с которыми учитель или обучающиеся называют тему урока.
Пример мотивирующего приема «Яркое пятно».
Таблица 9.
Учитель Обучающиеся
«Летели долго птицы,
Вот сели, сделав круг.
Все радостно галдели
Увидев теплый …….»
- О чем будем сегодня говорить? - Юг.
- О перелетных птицах. О том, где они зимуют.
Примером мотивирующего приема «Актуальность» может служить любой материал, убеждающий обучающихся в необходимости для них тех новых знаний, которые будут усвоены на данном уроке или на нескольких уроках по данной теме.
В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно. Оба приема способствуют повышению интереса к новому материалу.
6. Изучение влияния данной технологии на развитие познавательного интереса.
В конце курса обучения с применением технологии проблемно-диалогического обучения провела выходную диагностику (А.Г.Лускановой). Полученные результаты сопоставила с результатами входной диагностики.
Таблица 10.
Уровень познавательного интереса и качество знаний
(2014 – 2015 уч. гг.)
№ п/пФ.И. об-сяПознавательный интерес Качество знаний (Успешность)
1 Ваня А. Высокий Высокое
2 Милана Б. Средний Среднее
3 Арина Б. Высокий Высокое
4 Денис В. Высокий Высокое
5 Максим В. Высокий Высокое
6 Артем В. Высокий Высокое
7 Дима В. Высокий Высокое
8 Наташа В. Высокий Высокое
9 Катя В. Высокий Высокое
10 Сергей Г. Средний Среднее
11 Даша Е. Высокий Высокое
12 Зарина Е. Высокий Высокое
13 Алена К. Высокий Высокое
14 Даша К. Высокий Высокое
15 Лиза Л. Средний Среднее
16 Марк П. Средний Среднее
17 Артем П. Средний Среднее
18 Максим Р. Высокий Высокое
19 Ваня С. Высокий Высокое
20 Никита Ф. Средний Среднее
21 Никита Х. Средний Среднее
22 Ваня Х. Средний Среднее
23 Павел Ш. Высокий Высокое
24 Алина Х. Средний Среднее
Таблица 11.
Уровень познавательного интереса и качество знаний
(2015 – 2016 уч. гг.)
№ п/пФ.И. об-сяПознавательный интерес Качество знаний (Успешность)
1 Ваня А. Высокий Высокое
2 Милана Б. Высокий Высокое
3 Арина Б. Высокий Высокое
4 Денис В. Высокий Высокое
5 Максим В. Высокий Высокое
6 Артем В. Высокий Высокое
7 Дима В. Высокий Высокое
8 Наташа В. Высокий Высокое
9 Катя В. Высокий Высокое
10 Сергей Г. Средний Среднее
11 Даша Е. Высокий Высокое
12 Зарина Е. Высокий Высокое
13 Алена К. Высокий Высокое
14 Даша К. Высокий Высокое
15 Лиза Л. Высокий Высокое
16 Марк П. Высокий Высокое
17 Артем П. Высокий Высокое
18 Максим Р. Высокий Высокое
19 Ваня С. Высокий Высокое
20 Никита Ф. Средний Среднее
21 Никита Х. Высокий Высокое
22 Ваня Х. Средний Среднее
23 Павел Ш. Высокий Высокое
24 Алина Х. Средний Среднее
Вывод:
Качество знаний напрямую зависит от уровня сформированности познавательного интереса. При повышении познавательного интереса повышается уровень качества знаний.
7. Заключение.
Технология проблемно – диалогического обучения выступает важнейшим условием реализации парадигмы развивающего образования, поскольку является:
- Результативной – обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности;
- Здоровьесберегающей – позволяющей снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.
- Носит общепедагогический характер, т. е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и потому объективно необходима каждому учителю. А повышение естественно - научной грамотности обучающихся является крепким фундаментом их дальнейшей успешности в среднем и старшем школьном звене.
- Условием развития познавательного интереса младших школьников, что ведет к повышению мотивации и успеваемости по предмету, а также помогает в деле воспитания личности обучающихся.
Всего две вещи нужны учителю для осознанного освоения технологии проблемного обучения: знания и желание их применять. И пусть поддержат коллег, которые захотят использовать данный опыт, слова учителя, уже освоившего технологию проблемного урока: «Теперь и не представляю, как можно работать иначе. Ведь это так здорово – открывать знания вместе с детьми!»
Список использованной литературы.
Брызгалова, С. И. Проблемное обучение в начальной школе: учеб. пособие / Калинингр. ун-т. - Калининград, 1998. - 91 с.
Бунеев, Р. Н. Образовательные технологии. Сборник материалов / Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Вахрушев А. А., Данилов Д. Д., Козлова С., А., Мельникова Е. Л., Чиндилова О. В. - М.: Баласс, 2008. – 160 с. (Образовательная система «Школа 2100»)
Е.Л. Мельникова «Проблемный урок в начальной школе или как открывать знания вместе с детьми //Москва, 2006
Начальная школа:плюс-минус.1999. №5, 6, 7, 8.
Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа / Под науч. ред. Фельдштейна Д. И. – М.: Баласс, 2010. – 400с.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования