Урок №1 по русскому языку для 3 класса по теме «Синонимы и антонимы»

Тема урока: «Синонимы»
Цель: Расширить знания учащихся о синонимах
Задачи: 1.повторить изученное о синонимах во 2-м классе
2.развивать умение находить синонимы в тексте
3. выполнять работу по карточкам в группе,
составляя синонимические ряды
Ожидаемый результат: Ученики умеют находить синонимы в тексте, умеют составлять синонимические ряды
Ресурсы: учебник русского языка для 3 класса, маркеры, листы А4, ИКТ, корзиночка, листы самооценки учащихся, бортовые журналы учащихся, разноцветные фантики для деления на группы, мяч, карточки с текстом для творческой работы, карточки со словами для мозгового штурма.


Ход урока.

1.Орг момент.
 Волшебная корзиночка.
-Здравствуйте ребята! Перед вами волшебная корзиночка. «Сложите» в неё по очереди каждый свои самые хорошие пожелания для друзей на этот урок (положительные эмоции). Спасибо всем! А теперь я расплескаю эти пожелания на вас для того, чтобы вам интересно и легко было работать сегодня на уроке.
2. Деление на группы. В нашей волшебной корзиночке каждый найдёт для себя волшебный фантик, который поможет ему определиться в группу. Синие – 1 группа, красные – 2 группа, зелёные – 3 группа, жёлтые – 4 группа.
-Расселись? Откройте тетради, запишем число, классная работа.
3. Стадия вызова.
3.1Интерактивная игра «Подбери словечко» с учащимися А и В.
Учащиеся С выполняют это упражнение письменно по карточкам
-Сейчас мы попробуем отгадать тему нашего урока. Для этого поиграем в игру «Подбери словечко». Тот, кому я бросаю мяч и говорю слово, должен вернуть мяч мне, подобрав к моему слову своё другое слово, но близкое по значению моему, например: белый – светлый.
Слова для игры: ходить – шагать, говорить – болтать, строить – созидать, красный – алый, фиолетовый – сиреневый, кушать – есть, школьник – ученик, работать – трудиться, смеяться – хохотать, грусть – печаль, ненастный – пасмурный, кричит – орёт, большой – огромный, ребёнок – малыш, старик – дедушка, мороз – холод.
-Молодцы! Как называются слова, которые вы сейчас подбирали? Вот мы сейчас и проверим правильность ваших ответов, выполнив чистописание.
3.2 Чистописание:
- Запишите безотрывно эти буквы в тетрадь, соблюдая правильное соединение букв, и простым карандашом зачеркните все буквы д, прочитайте, что у вас получилось.
дсдидндодндидмдыд
-Вот мы и угадали тему нашего урока.
3.3 Обратная связь
-Заполните, пожалуйста, первый столбик бортового журнала ученика

Бортовой журнал ученика

Что я знаю по теме урока
Что я узнал(а) о синонимах
на уроке






3.4 Постановка цели урока:
-Сегодня мы расширим свои знания о синонимах, а так же научимся составлять синонимические ряды.
3.5.Работа в группах
-Чтобы работа прошла интересно и понятно, давайте придумаем правила для работы в группах.
Правила для работы в группах:
Говорить по очереди
Активно слушать
Задавать вопросы и спрашивать, есть ли вопросы
Вносить предложения и спрашивать, есть ли предложения у других
Выражать свои мысли и мнения и интересоваться идеями и мнениями других
Коллективно обсуждать предложения, идеи и мнения
Помогать и просить о помощи
Давать и просить пояснения
Пояснять и оценивать идеи
Принимать групповые решения и приходить к единому мнению
Подводить итоги обсуждения
Приводить убедительные аргументы
*Соблюдать время
5. Стадия получения новых знаний. Работа с ресурсом.
-Прочитайте сообщение в учебнике на стр.15 о синонимах. Обсудите его в группах и поделитесь своими знаниями в виде постера и рассказа.
Выступление групп
4. Стадия осмысления.
Творческая работа.
Запишите текст, вставляя в предложения подходящие синонимы:
Апрельское небо ,,..  Птицы в апрелеи..  Зеленеет.,.трава. 
-Тем, кто затрудняется, поможет наша волшебная корзиночка. Можно подойти и взять из неё карточку - помощницу со словами: голубое, ясное, шумные, мягкая, крикливые, безоблачное, шелковистая. 
-Как называются несколько синонимов подряд? Прочитайте синонимические ряды из предложений, которые вы записали.
Музыкальная физминутка
Мозговой штурм.
-Придумайте и запишите в тетрадь самый длинный синонимичный ряд к данному слову:
1-я группа: труд
2-я группа: чудный
3-я группа: чудовище
4-я группа: плакать
5-я группа: хороший
Выступление групп.
Взаимооценивание групп аплодисментами
6. Самостоятельная работа (разноуровневое упражнение).
-Прочитай текст. Озаглавь его. Спиши. Подчеркни синонимы.
Текст для учащихся А:
Пришла осень. Ребята пошли в школу. Дети любят учиться. На уроках школьники пишут, читают, думают, отвечают. Весело и интересно живётся ученикам.
Текст для учащихся В:
А ночью разыгралась гроза. Шум шторма далеко было слышно. К утру буря усилилась. Страшный ураган валил деревья и сносил крыши домов.
Текст для учащихся С:
Змеи и ящерицы прячутся в корни, зарываются в тёплый мох. Муравьи закупорили все входы и выходы своего высокого домика. Скрылись лягушки, жабы, улитки. Спрятался ёж с свою травяную норку. Лесным жителям не страшны зимние морозы.
6. Итог урока
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Чему научились?
- Что поняли?
-Что было самым трудным на уроке?
- Что помогло справиться с трудностями?
- Что было самым важным на уроке? 7.1 . Стадия рефлексии.
- Прошу вас заполнить второй столбик «Бортового журнала»


Бортовой журнал ученика

Что я знал по теме урока
Что я узнал(а) на уроке
про синонимы





7.2 Стадия рефлексии. Заполнение учащимися листа самооценки
Лист самооценки ученика
Отметь знаком «+» те качества, которые ты приобрел во время работы на уроке
Я научился:
Работать в группе


Создавать синонимические ряды


Подбирать синонимы к словам


Самостоятельно добывать знания из учебника


Выступать перед классом


Создавать постер


Просить помощи, когда возникают трудности


Видеть необычное в привычном


Слушать активно других


Дарить хорошее настроение людям









8. Домашнее задание:
Прочитать правило на стр.17 и привести свои примеры синонимов.
Выполнить упражнение 35
9. Заключительное слово учителя
-Спасибо за работу. Мне было интересно с вами работать, учиться, делать открытия.

15