Использование современных образовательных технологий в целях повышения эффективности внеклассных заняти
Использование современных образовательных технологий в целях повышения эффективности внеклассных занятий.
Технология (от греч.techne-искусство, мастерство, умение и греч. logos- изучение) – комплекс организационных мер, операций и примеров, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами.
Технология обучения - системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.
Классификация
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
- Педагогика сотрудничества;
-Гуманно-личносная технология;
- Система Е. Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека,
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
- Игровые технологии;
-Проблемное обучение;
- Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре;
- Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.
Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
-Перспективно- опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении;
-Технологии уровневой дифференциации;
-Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов;
-Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам суворовцев;
-Технология индивидуализации обучения;
-Технология программированного обучения;
-Коллективный способ обучения КСО;
-Групповые технологии;
-Компьютерные технологии обучения.
Альтернативные технологии
-Вальдорфская педагогика;
-Технология свободного труда;
-Технология вероятного образования;
-Технология мастерских.
Природосообразные технологии
- Природосообразное воспитание грамотности;
-Технология саморазвития.
Технологии развивающего обучения
- Общие основы технологий развивающего обучения;
-Система развивающего обучения;
- Технология развивающего обучения;
- Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности;
-Личностно-ориентированное развивающее обучение;
-Технология саморазвивающего обучения.
К современным образовательным технологиям относят:
- Технологию дистанционного обучения;
- Развивающее обучение;
- Проблемное обучение;
- Систему инновационной оценки «портфолио»;
- Разноуровневое обучение;
- Здоровьесберегающие технологии;
- Коллективную систему обучения;
- Информационно-коммуникативные технологии;
5045710-5715«Такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер
00«Такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер
-26289032385«Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных, методических средств, используемых для достижения педагогических целей»
00«Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных, методических средств, используемых для достижения педагогических целей»
6252210151765«Совокупность средств и методов воспроизведения процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели»
00«Совокупность средств и методов воспроизведения процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели»
-26289022225«Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования»
00«Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования»
30137102349500
Педагогическая
технология
«
5134610146685«Это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижения прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса»
00«Это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижения прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса»
-148590159385Продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности, включающая в себя проектирование, организацию и проведение учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя»
00Продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности, включающая в себя проектирование, организацию и проведение учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя»
- Технологию решения изобретательских задач;
-Обучение в сотрудничестве;
-Технологию использования в обучении игровых методов;
-Технологию модульного и блочно-модульного обучения;
-Технологию «Дебаты»;
-Технологию развития критического мышления;
-Лекционно-семинарско -зачетную систему обучения.
Здоровье сберегающие технологии
Гуманизация образования - одно из приоритетных направлений сохранение и укрепление здоровья суворовцев. Гиподинамия и длительные статические нагрузки являются характерными чертами современной общеобразовательной школы. Динамическая нагрузка – естественная биологическая потребность растущего организма. Отсутствие данной динамической нагрузки приводит к быстрой утомляемости, нервозности, снижению внимания, работоспособности, и как следствие, плохому усвоению изучаемого материала. Чтобы повысить динамическую составляющую внеклассного занятия необходимо внести изменения в его традиционную структуру , совместить образовательный компонент с динамической нагрузкой на всех этапах учебного процесса. Интересным и полезным в этом отношении стало знакомство с опытом работы наших коллег на педагогических сайтах в Интернете.
Компоненты комплексной модели занятия, способствующие решению задачи совмещения высокой продуктивности занятия с педагогическими приёмами, которые позволяют сохранить и укрепить уровень здоровья учащихся: положительный эмоциональный настрой на занятие (снимает страх, создает ситуацию успеха); самомассаж (улучшает кровообращение, снимает мышечное напряжение); гимнастика: пальчиковая (снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке и скованность, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи), дыхательная (помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей), для глаз (полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия напряжения. упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям);
физкультминутка, динамическая пауза (снимают напряжение общей моторики);
смена видов деятельности (разнообразие заданий: читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т.д., направленных на поддержание интереса и снятия повышенной утомляемости);игра, игровые моменты (преобладающая форма деятельности у младших суворовцев, через которую суворовец познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать);
594741056515Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы
00Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы
33718557785Создание здоровье-сберегающей инфраструктуры
00Создание здоровье-сберегающей инфраструктуры
32962852038985Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
00Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
670941091440Рациональная организация учебной и внеучебной жизни учащихся
00Рациональная организация учебной и внеучебной жизни учащихся
33718580010Реализация модульных образовательных программ
00Реализация модульных образовательных программ
3115310166370Просветительская работа с родителями
00Просветительская работа с родителями
Игровые технологии обучения
Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
Выполняемые функции:
- психологические, снимая напряжение и способствуя эмоциональной разрядке;
- психотерапевтические, помогая ребенку изменить отношение к себе и другим, изменить способы общения, психическое самочувствие;
-технологические, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность. Игровые методики как один из методов здоровье сберегающих технологий является также и способом повышения мотивации к изучению предметов обучения в училище. Последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к предметам обучения. Самой главной задачей учителя и педагога дополнительного образования, чья деятельность посвящена изучению предметов обучения во внеурочной деятельности, является повышение мотивации к изучению предметов. В наши дни учителя пересматривают арсенал воздействия на умы, волю, эмоции суворовцев с целью их введения в богатый мир культуры и традиций страны. Активизации учебного процесса, стимуляции познавательной деятельности способствует внедрение в процесс обучения, наряду с традиционными занятиями, игровых технологий.
оптимальный темп ведения урока;
подача материала наиболее доступным рациональным способом;
нестандартное размещение ученических рабочих мест в классе;
чередование горизонтальных (работа за столом) и вертикальных рабочих плоскостей;
нетрадиционная система опроса;
групповой метод обучения.
Большинство перечисленных компонентов можно использовать на всех этапах обучения, применяя их на практике по мере возможности.
Педагогические игры по характеру педагогического процесса подразделяются на группы:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.
Проектные технологии во внеурочной деятельности, в деятельности отделения дополнительного образования
Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником (просто выполнив очередное упражнение), или почитать другую литературу. Однако, зачастую суворовцы обращаются к дополнительным источникам информации, анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное.
Начальный этап работы над проектом – введение и обсуждение темы предлагается на обычном уроке.
Практическая работа над проектом начинается на стадии “Закрепления материала” и “Повторение” и становится гармоничной частью единого процесса обучения.
Одной из главных особенностей проектной деятельности, на наш взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это рисунок, аппликация или сочинение.
В обучении предмета метод проектов предоставляет возможность суворовцам использовать знания в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний предмета обучения. Проекты бывают разные: по продолжительности, по содержанию.
Цель обучения предмета – это коммуникативная деятельность суворовцев, т.е. практическое владение приобретенные знания. Задача педагога активизировать деятельность каждого суворовца, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет суворовцам выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению знаний.
Участие в Интернет - проектах повышает уровень практического владения компьютером, а главное формирует навыки самостоятельной деятельности, инициативность. В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого суворовца как индивида. Самое важное то, что суворовец, а не педагог, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация. Проект – это возможность суворовцев выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме.
Применение проектной методики на занятиях даже в рамках школьной программы показало, что суворовцы:
достигают хороших результатов в изучении предмета,
имеют практическую возможность применить навыки, полученные на уроках информатики,
понимают необходимость междисциплинарных связей.
Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются:
повышение мотивации суворовцев при изучении того или иного предмета обучения,
наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы,
простор для творческой и созидательной деятельности.
Очень актуальной технологией в преподавании учебных предметов, в свете новых образовательных стандартов является технология критического мышления на уроках. Критическое мышление — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.
Главное, чем должны заниматься образовательные учреждения любого типа, — это обучать детей думанию.
Какие же умения необходимы для критического мышления?
Для того чтобы суворовец мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых мы можем выделить:
1. Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично, важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения.
2. Гибкость. Если суворовец не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока суворовец не обладает разнообразной информацией.
3. Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.
4. Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.
5. Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
6. Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.
Размышляя об интеллектуальных умениях критического мышления, останавливаем внимание на следующих из них:
- анализ / выводы;
- выдвижение, формулировка, разработка гипотез;
- установление и создание, поиск аналогий, метафор;
- активизация ранее приобретенных знаний;
- активизация причинно-следственных отношений;
- анализ значимости;
- сравнение — сопоставление — противопоставление;
- применение в реальных условиях;
- оценка и ее достоверность
- обобщение идей;
- изучение других точек зрения.
Что дает использование данной технологии педагогу и суворовцам
Технология критического мышления дает суворовцу:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования суворовца;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Технология критического мышления дает суворовцу
повышение эффективности восприятия информации повышение эффективности восприятия информации повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения умение критически мыслить
умение ответственно относиться к собственному образованию умение работать в сотрудничестве с другими повышение качества образования суворовца желание и умение стать человеком, ко-торый учится в течение всей жизни
Технология критического мышления дает педагогу:
- умение создать на занятии атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других педагогов
Технология критического мышления дает педагогу
умение создать на занятии ат-мосферу откры-тости и ответст-венного сотруд-ничествавозможность ис-пользовать модель обучения и сис-тему эффективных методик, которые способствуют раз-витию критичес-кого мышления и самостоятельности в процессе обу-чениястатьпрактика-ми, которые умеют грамот-но анализи-ровать свою деятельность стать источником ценной профес-сиональной ин-формации для других педагогов
Педагогу, который хочет научить суворовцев мыслить, следует следить за тем, как суворовцы получают знания, а не за тем, как они их просто воспроизводят. Получение знаний требует определённых мыслительных навыков, таких как аналитическое, проблемное, критическое, творческое, рефлексивное мышление.
Использование информационных технологий на внеклассных занятиях по предметам обучения помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей суворовцев, их уровня обученности.
Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой суворовцам и педагогам информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов и т. д.
На занятиях дополнительного образования с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи суворовцев; пополнять словарный запас суворовцев; формировать у суворовцев мотивацию к изучению предметов обучения. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернет-технологий для расширения кругозора суворовца, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками . Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках включают: изучение предмета; применения полученных знаний в повседневной жизни.
Суворовцы могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других городов, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д.
. Одним из основных требований, предъявляемых к обучению предметов с использованием Интернет-ресурсов, является создание взаимодействия на уроке, что принято называть в методике интерактивностью. Интерактивность - это "объединение, координация и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами". Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет суворовцев адекватно реагировать на них.
К современным технологиям относится и технология сотрудничества. Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности суворовцев в разных учебных ситуациях. Суворовцы объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Большую эффективность в наше время имеет проблемное обучение. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность суворовцев по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.
Педагог создает проблемную ситуацию, направляет суворовцев на ее решение, организует поиск решения. Таким
образом, суворовцы становится субъектом своего обучения и, как результат, он овладевает новыми знаниями, новыми способами действия.
Метод обучения, при котором суворовцы не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной активной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.
Деятельностный метод обучения является универсальным. "Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося".
Активное обучение - это способ организации учебного процесса, при котором получение суворовцами знаний доминирует над их передачей преподавателем, а используемые методы, формы и средства стимулируют данный процесс, учитывают индивидуальные особенности суворовца и обеспечивают требуемый уровень мотивации. При такой форме организации учебного процесса педагогу необходимо правильно ориентировать познавательную деятельность суворовца, сориентировать их в информационном пространстве и вовремя предоставить необходимую методическую помощь.
Можно утверждать, что все современные инновационные технологии имеют основной своей целью повышение активности суворовцев, их самостоятельную деятельность по добыванию знаний, истины, так как, истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.
7404104045585Проведение уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ
00Проведение уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ
55537104045585Использование интернет- ресурсов в проектно-исследовательской работе учащихся
00Использование интернет- ресурсов в проектно-исследовательской работе учащихся
43345103245485065824103245485024803103245485028359105290185Дистанционное участие в интернет- конференциях, олимпиадах и конкурсах
0Дистанционное участие в интернет- конференциях, олимпиадах и конкурсах
43091101467485013119102127885Повышение информационной компетенции педагога
00Повышение информационной компетенции педагога
1311910159385Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс
00Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс
Вывод
Ограничений в применении технологий нет. Закон “Об образовании” дает право преподавателю самому отбирать средства и способы обучения, которые не противоречат основным дидактико-педагогическим принципам. Современные образовательные технологии, интерактивные формы, повышающие мотивацию и способствующие развитию интеллектуального потенциала каждого. Разнообразные СОТ применяемые современным педагогом способствуют повышению качества обучения, позволяют повысить уровень мотивации, формировать функциональную грамотность суворовца и ключевые компетенции на более высоком уровне, эффективнее развивать потенциальные способности суворовцев по предметам обучения.
Я уверен, что КПД урока с использованием СОТ будет высоким, ведь у каждого своя начальная ступенька – и сегодня он научился тому, что не давалось. Суворовец не готовое чужое должен переварить, а сам добывать знания, сам создать продукт.
Точна китайская притча: “Скажи мне – и я забуду; // покажи мне – и я запомню; //дай сделать – и я пойму”.
Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование. «Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала».
В.П. Беспалько
Литература:
1. Кульбякина Л.Я. Выбор метода обучения. / Начальная школа. – 2002.
2. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивация, эмоции. – М., 1971.
3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. М.: Центр «Педагогический поиск» 2000.