Применение сингапурских образовательных технологий в обучении как средство повышения эффективности образовательного процесса


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ушьинская средняя общеобразовательная школа»
Номинация: «Творческий подход»
Тема: «Применение сингапурских
образовательных технологий
в обучении как средство
повышения эффективности
образовательного процесса»
Автор: учитель истории, обществознания
Шандра Татьяна Викторовна
г.Урай, 2016
Применение сингапурских образовательных технологий
в обучении как средство повышения
эффективности образовательного процесса.
ФГОС второго поколения, на который перешло современное образование в России, ставит перед образовательными учреждениями задачу воспитания гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика ОУ как субъекта познавательной деятельности. Задача школы – воспитание учащихся, которые не только обладают знаниями и умениями, но и умеют их применять в реальной жизни, обладают навыками критического мышления и самоконтроля, умеют работать в команде, самостоятельно решая поставленные задачи.
Новые приоритеты образования подталкивают учителей к поиску и внедрению в школах современных технологий преподавания, помогающих достичь более ощутимых результатов обучения и воспитания. И все чаще в школах многих стран применяется сингапурская система обучения. Применение этой технологии позволяет добиться поставленной цели и подготовить выпускника, соответствующего портрету выпускника школы по ФГОС.
Целью сингапурской технологии обучения является повышение эффективности образовательного процесса, обучение навыкам критического и креативного мышления, навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде, формирование у учащихся УУД: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. В основе технологии лежит системно-деятельностный подход.
Сингапурская методика представляет собой набор методов и приемов работы с классом, называемых структурами (их несколько десятков). Применение обучающих структур дает большие возможности для организации эффективной учебной деятельности, в основе которых лежит групповая форма работы, работа в парах. Во время уроков класс разбит на группы по 4 человека, каждая группа – сплоченная команда, оснащенная рабочим материалом: бумагой, тетрадями, ручками и пр. Команды получают задания и шумно в своей среде его выполняют. По сигналу учителя коллектив оперативно меняется, группы перемешиваются и образуются новые команды (четверки или пары – «партнеры по лицу» или «партнеры по плечу»). Дается вопрос или новое задание, дети в ограниченном времени активно обмениваются информацией и навыками. По сигналу учителя «стоп!» прекращается само- и взаимообучение и начинается подведение общих итогов. На уроках также используются так называемые «чиры» - специальные действия, движения и слова, с помощью которых ученики благодарят друг друга, поднимают друг другу настроение и заряжают позитивом на весь день.
Данная методика не требует изменения хода всего урока, она предусматривает применение лишь одного-двух элементов методики, которые вправе выбирать сам учитель. Структуры можно применять на различных этапах урока, особенно когда идет повторение домашнего задания и закрепление темы: при общении со своими партнерами учащийся вынужден несколько раз повторить материал, что способствует его отработке и усвоению.
Я познакомлю вас с некоторыми структурами сингапурской методики обучения.
Слайд
Структура МЭНЭДЖ МЭТ  – инструмент для управления классом. Дети рассаживаются в группы по 4 человека. Занимают свои места за партами как показано на табличке (партнёр по плечу, по лицу). Соответственно работают или всей группой, или с партнером по лицу, или с партнером по плечу.
Слайд
Структура ХАЙ ФАЙВ  – дословно «дай пять» - сигнал тишины и привлечения внимания. Эта структура используется после звонка в начале урока. Учитель поднимает руку и говорит, обращаясь к классу: «Хай файв!» Учащиеся в ответ тоже поднимают руку и смотрят на учителя. Данная структура учит сконцентрировать внимание на учителе и приготовиться к работе.
Слайд 16.Структура ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН – «встать – сесть» - структура может использоваться для получения информации о выполнении классом домашнего задания. Если учащиеся считают утверждение верным, то они встают, в противном случае они остаются на местах.1.Я справилась(ся) с домашним заданием.2. Домашнее задание было трудным.3.Мне родители оказывали помощь при приготовлении домашнего задания.4.Я в хорошем настроении.5.Я готов к уроку.
Эта же структура может использоваться в качестве физкультминутки. Например: на этапе первичной проверки усвоения материла.
Давайте проверим, хорошо ли вы усвоили материал.
Основным занятием сельского населения было земледелие
В городе проживали, в основном, крестьяне
Одним из любимых развлечений князя и дружины была псовая и соколиная охота.
Слайд 17.
Структура ДЖОТ ТОТС – «запишите мысли» - структура, в которой участники громко проговаривают придуманное слово по домашнему заданию или по изученному материалу, записывают его на листочках и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков, которые складываются в квадрат 4 на 4. Слайд 18.
Структура ТИК – ТЭК – ТОУ  – «крестики – нолики» - структура, используемая для развития критического и креативного мышления, в которой все участники составляют предложения, используя три-четыре слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали.
Слайд Структура СТЕ ЗЕ КЛАСС – «перемешай класс» - структура, в которой учащиеся передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей участников к своему списку. Например, в течение 30 секунд учащиеся отвечают на вопрос, поставленный учителем. Например, что вы знаете о верованиях древних славян?
Ребята сначала пишут свои ответы в течение минуты. После своих ответов ребята должны провести линию. После истечения этого времени за 2-3 минуты учащимся нужно будет собрать как можно больше ответов у своих друзей. Они двигаются по классу, находят пару не из своей команды, встают рядом и записывают ответ, которого у них нет. И таким образом, они должны встретиться несколько раз с партнерами и собрать как можно больше вариантов ответов. Ответы записывают уже ниже проведенной линии. Когда время закончится, все садятся на свои места. После всех написанных ответов проводится вторая линия. Начинается проверка. И ребята, слушая ответы, добавляют те, которых нет, но записывают уже ниже второй линии. Может использоваться на этапе изучения нового материала, повторения. на уроке повторения.
Структура КОНЭРС – «углы» - структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта.Фрагмент урока: проверка изученного материалаВ четырех углах класса прикреплены слова:Занятия славян
Категории населения славян
Развлечения славян
Религиозные верования славян
Учитель дает задание вспомнить все, что они знают о данной теме. Учащиеся подходят к выбранному углу, находят партнера не из своей команды, вспоминают изученный материал, рассказывают друг другу, исправляют ошибки.Структура СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ (слайд 10) – «одновременный раунд тейбл» - структура, в которой 4 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на заданную тему на отдельных листочках или в тетради и по окончанию времени передают друг другу по кругу. Прочитав ответы товарищей по команде, ребята дополняют их ответы. Можно использовать структуру СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ - «одновременный релли тейбл» - структура, в которой 2 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках или в тетради и по окончанию времени передают друг другу. Структура КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД (слайд 11) («опроси-опроси-обменяйся карточками» - структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме).Фрагмент урока: актуализация прежних знанийРебята работают в парах по плечу. Каждой паре раздаются карточки: четным номерам – вопросы, нечетным номерам – ответы. Проверяют друг друга в знании дат, событий, персоналий, используя заранее приготовленные карточки с вопросами и ответамиВопросы:
Как называется община у древних славян?
Какой князь предупреждал своих врагов: «Иду на вы»?
Когда Русь приняла христианство?
Ответы:
Вервь
Святослав
998г.
При работе в группах, когда дети передвигаются, все вовлечены в этот процесс, им весело и информация запоминается легко. Преподавание по этой методике сводится к своеобразной игре, в которой принимают участие все. Но самое главное – пассивных учеников на уроке нет, задействован весь класс. Учащиеся учатся самостоятельно думать, отвечать на поставленные вопросы, дополняя друг друга, обмениваться мнениями. Обстановка на уроках способствует более успешному усвоению материала детьми. Работа в группах помогает ребятам мыслить творчески и креативно, в общении они совместно решают поставленные задачи, находят и объясняют ошибки друг друга, выслушивают каждого участника в группе, с уважением относятся к его выбору и мнению. На таком уроке нет лидера, все на равных. Каждый ученик периодически примеряет на себя роль учителя, объясняя своими словами соседу суть вопроса, и наоборот. А педагог осуществляет так называемый «включенный контроль»: слушая по очереди одного из представителей микро-группы, оценивает их, корректирует, помогает и направляет. Наряду с закреплением изученного, освежением в памяти забытого, развитием речи это способствует воспитанию чувства уважения друг к другу, толерантности.
Применение Сингапурской системы обучения помогает раскрыться учащимся с новой стороны, так как главным на уроке становится сам ученик и его деятельность, а учитель – лишь тьютор. Новые методы развивают личность каждого ученика, заставляет его думать, проявляться, позволяют изменять видение материала, повышает его эмоциональный уровень. При проведении уроков, построенных на применении структур сингапурской технологии, ребята чувствуют себя комфортно, что является основным условием здоровьесбережения. Но самое главное – у учеников появляется интерес к предмету, что способствует успешному обучению.
Систематическая работа  с  применением сингапурских  обучающих  структур даёт положительные результаты: у учащихся формируются умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации, формируются навыки самостоятельной работы с учебным материалом, навыки самообразования, развитие способности к академической мобильности, навыки работы в команде, а также навыки самоконтроля, развивается умение сформулировать задачу и кооперативно ее решить.