Применение современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания

Анализ использования современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания учителем Овчинниковой М.А.

Я постоянно работаю над темой «Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания» для максимально полного усвоения учащимися исторического и обществоведческого материалов.
Задачи:
Сформировать у учащихся базовые знания по истории и обществознанию;
Способствовать формированию убеждений и ценностных ориентаций учащихся, воспитанию их в соответствии с идеалами гуманизма, демократии, патриотизма;
Формировать исторически грамотную, креативную, самостоятельную, ответственную и социально-активную личность;
Развивать умение всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний, самостоятельно, творчески осмысливать проблемы общественного развития в прошлом и настоящем.

Образовательные технологии, применяемые мной в своей работе:
Игровая;
Информационно-коммуникативная;
Проектная  и исследовательская деятельность;
Технология группового обучения;
Технология деятельностного подхода;
Технология развития критического мышления (ТРКМ)

Описание некоторых образовательных технологий.

Игровая технология.

Цель учебной игры: создание игрового состояния, эмоционального отношения ребёнка к исторической и обществоведческой действительности.
Задачи  учебной игры:
«проживание» истории или ситуации;
формирование исторического мышления;
успешная социализация  современной личности;
развитие мыслительных навыков учащихся.


Виды учебных игр:
Деловые игры – моделируют ситуацию прошлого таким образом, что ученик выступает в ней только в роли современника (археолога, писателя, журналиста).
1.       Деловые игры с элементами ретроспективности.
В таких играх участвуют как наши современники, так и «очевидцы событий» и ведут диалог о прошлом. Очевидцы могут участвовать в телемостах, конференциях, клубах путешественников, митингах.
2.  Тренинговые игры – игры с правилами, основанные на алгоритме действий («Лото», «Поле чудес», тексты с ошибками, ребусы, шарады и т.д.)
3.   Реконструктивные игры:
Ш  Не ролевые (конкурсные, маршрутные – воображаемые путешествия, заочные экскурсии);
Ш  Ролевые – игры, в которых происходит разыгрывание определенных ролей участников исторических событий.
Театрализованные представления - имеют чётко прописанный сценарий, наличие костюмов и декораций.
Театрализованные игры – тексты не прописаны заранее, а рождаются в процессе игры.

Технология  развития критического мышления (ТРКМ)

Критическое мышление – разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении задачи.
3 стадии технологии:
-стадия вызова (актуализация, мотивация, целеполагание);
-стадия осмысления содержания (получение новой информации и корректировка целей учащихся);
-стадия рефлексии (размышление, получение нового знания, функция оценки).
Приёмы критического мышления:
«Зигзаг»
Условия.
Учащиеся объединяются в группы по 4 человека. Для того, чтобы каждый имел свой номер, можно либо рассчитаться на 1, 2, 3, 4, либо раздать карточки разного цвета.
Затем учитель обращает внимание на материал учебника и совместно с учениками ставит цель урока, кратко обсуждается тема. Учитель говорит о том, что к концу урока каждый член группы должен понять тему, но растолковывать ее ученики будут по частям, а потом из частей создается общее знание.
Когда все поняли, создаются новые группы, куда входят только все первые номера, только все вторые номера, только все третьи номера, только все четвертые номера.
Их задача заключается в том, чтобы изучить материал, досконально разобраться, обсудить его, выбрать наиболее приемлемые методы и приемы для объяснения товарищам. Когда материал изучен, группы возвращаются в свое первоначальное состояние и начинают обучать своих друзей. Первые номера объясняют свою часть, вторые, третьи, четвертые – свою. И теперь каждый ученик владеет всем объемом знаний по параграфу.
«Инсерт» - пометки на полях.
Этот приём является средством, позволяющим ученику отслеживать своё понимание прочитанного текста. Технически он прост. Учеников заранее знакомят с системой маркировочных знаков и предлагают им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного текста.
Пометки должны быть следующими:
ь  - знаком «галочка»  отмечается в тексте информация, которая уже известна учащемуся.
+   -   знаком «плюс» отмечается новое знание, новая информация.
-  - знаком «минус» отмечается то, что идёт вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думал.
?   -  знаком «вопрос» отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Данный приём требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Наиболее приемлемым вариантом завершения данной работы с текстом является устное обсуждение.
Игра «Как вы думаете?»
Класс делится на группы, можно и не делиться, если класс маленький. Каждая группа получает своё игровое поле: «Никогда», «Иногда», «Всегда».
Учитель раскладывает карточки с тезисами по полям. Например, «Сталин был диктатором» на поле «Никогда». Если команда (ученик) не согласны с тем, что данная карточка должна лежать в этом поле, то молча переворачивают карточку. Потом обсуждение вслух: согласны или нет и почему.
1-е поле – «Никогда»
2-е поле – «Иногда» 
3-е поле – «Всегда»
Приём «составление диаманты»
Диаманта – это стихотворение из шести строк, которое пишется по определённым правилам. 
1 существительное
2 прилагательных
2 глагола к существительному
2 глагола, противоположных предыдущим двум
2 прилагательных, противоположных предыдущим двум
1 существительное, противоположное первому.
Например:                                                  Толпа
Серая, иррациональная
Крушит, бежит
Созидает, думает
Яркая, ответственная
Личность 
Приём «составление кластера» - разбивка на кластеры (опорный конспект)
       Это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы,
например:
а) напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на доске;
б) записываете слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме;
в) по мере того, как у вас возникают идеи, вы их записываете;
г) запишите столько идей, сколько придет вам на ум.
6.   Приём «составление синквейна»
Синквейн – стихотворение из пяти строк, которое пишется по определённым правилам.
1 существительное
2 прилагательных
3  глагола
предложение из 4-х слов
1 существительное - вывод.
Например:
Бонапарт
Смелый,      решительный
Сражается,  завоёвывает,  стремится
Он был великим полководцем
Император
7.   «Тонкий, толстый вопрос».
Приём таблица «тонких и толстых» вопросов формирует умение ставить вопросы разного уровня сложности. Он используется на любой стадии урока. На стадии вызова – это те вопросы, на которые учащиеся хотят получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления вопросы ставятся учащимися по ходу чтения, или слушания материала. При рефлексии – для демонстрации понимания пройденного материала.

«тонкие» вопросы
«толстые» вопросы

Что?
Кто?
Когда?
Кем?
и т.д.
Как?
Зачем?
В связи с чем?
Почему?
и т. д. 





Приём «составления хайку» я видел (я был)
                                                                я делал
                                                                ощущение
             Маркировочная таблица «Знаю, хочу узнать, узнал»
Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней 3 колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее.
З.
У
Х

 
В каждую из колонок нужно разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Приём «маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Можно попросить учащихся выполнить таблицу дома.
8. «Учимся сообща»
3 смысловые вопроса на группу. Создаётся 6 групп.
2 группы изучают один и тот же вопрос.
1 группа готовит пересказ этого вопроса.
2 группы готовят вопросы по этой теме.
1 группа занимается  презентацией.
9. Приём «Корзина идей» (понятий, идей).
Это приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идёт актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано всё то, что ученики вместе знают по теме.
Все сведения кратко записываются учителем в виде тезисов в «корзинке идей» (без комментариев) даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребёнка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации. 
10.   Лекция со стопами - Чтение со стопами.
Учащиеся читают текст определенными кусками, на которые учитель разбил текст заранее. После прочтения учитель задает вопросы, затем обсуждается второй кусок и т.д. Когда весь текст прочитан, учитель предлагает ученикам две какие-либо цитаты для сравнения, подходящие по теме. Таким образом, завязывается дискуссия, где учащиеся могут свободно высказывать свои взгляды. Вопросы, которые задает учитель для стимулирования критического мышления критического мышления, должны быть поставлены так, чтобы при ответе на них учащихся анализировали и интерпретировали информацию, идеи, строили собственные предложения.
11. Написание эссе.
Смысл этого приёма можно выразить следующими словами: «Я пишу, чтобы понять, что я пишу». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Технология группового обучения.

1. Главная ценность – приоритет интересов личности.
2.  Процесс достижения цели реализуется благодаря дифференциации средств её достижения.
3. Позиция учителя как организатора.
Этапы группового взаимодействия:
1.       Разминка (обсуждение эпиграфа, игровой момент, инсценирование)
- Можно использовать приём «Мягкая посадка»- дети в начале урока все стоят, учитель задаёт каждому по вопросу, ответивший садится.
- Составление кластера.
- «Логический круг» - например, понятие «глобализация», от него лучи по кругу – масштабный, всемирный (имеется в виду характер глобализации) и т.д. Круг должен замкнуться.
- «Алфавит» - на каждую букву алфавита дети называют понятие, историческую личность, термин. Например, по теме «Революция 1917 года».
А – Аврора
Б – большевики
В – Временное правительство
Г – Гучков
Д – Деникин

В конце игры можно попросить учащихся отметить 3 слова, без которых невозможно понятие «революция».
2.       Объединение учащихся в группы.
Подходы:
- работа в малых группах (диада, триады);
- ролевое распределение в группах по 4-5 человек (спикер, критик, содокладчик, хранитель времени, секретарь).
Принципы формирования в группы:
- свободный (по желанию учащихся);
- организованный учителем.
        3. Организация учебной деятельности в группе:
- усвоение учебных задач, стоящих перед группой;
- процесс поиска лучшего решения;
- суммирование мнений, подведение итогов;
- презентация группового решения, поставленной задачи.
 4. Рефлексия.
Эффективность этого этапа зависит от желания детей к самоанализу.
Правило 3-х «нельзя»:
- нельзя говорить то, что уже сказано;
- нельзя отказаться от сообщения своего мнения;
- нельзя прятать за высказыванием своего дурного настроения.
На этапе рефлексии я использую приёмы критического мышления:
- составление хайку;
- составление диаманты;                      
- составление синквейна.

Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания позволяют мне сформировать социально смелую, востребованную и адаптированную личность к современной динамичной жизнедеятельности.