Технология психологического сопровождения адаптационного периода пятиклассников в условиях внедрения ФГОС основного общего образования
Технология психологического сопровождения адаптационного периода пятиклассников в условиях внедрения ФГОС основного общего образования.
Есть только одна подлинная ценность –
это связь человека с человеком.
А. де Сент-Экзюпери
В ходе социально-экономических реформ проблема адаптации человека к изменяющимся условиям стала одной из самых актуальных. Особенно остро она стоит перед подрастающим поколением. Нынешним школьникам предстоит начать самостоятельную жизнь и трудовую деятельность в условиях, жестокие требования которых ставят перед ними не только проблемы правильного выбора профессии и трудоустройства связанные с их благосостоянием и здоровьем. Поэтому выпускники школ должны быть социально мобильны, инициативны, уметь легко и пластично реагировать на изменяющиеся условия и находить адекватные способы самореализации и самоопределения. С одной стороны, они должны быть способны строго выполнять определённые социальные функции, а с другой – уметь реализовывать и развивать свою индивидуальность.
Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие школьника.
Известно, что в самом распространённом своём значении школьная адаптация понимается как приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режимным моментам и так далее. Ребёнок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным.
Переход в среднее звено (5 класс) предъявляет повышенные требования к интеллектуальному и личностному развитию обучающихся, к степени сформированности учебных умений, к способности саморегуляции, развитию коммуникативных навыков. В этот период происходят существенные изменения в психике ребёнка. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах.
Знание особенностей протекания кризисных периодов позволяет психологу выстроить систему своей работы и осуществлять психолого-педагогическое сопровождение процесса школьной адаптации. В связи с этим проблема психолого-педагогического сопровождения адаптации приобретает особую значимость.
Работа педагога-психолога в школе представляет собой сложную многоуровневую систему и включает в себя множество направлений профессиональной деятельности.
Цель психолого-педагогического сопровождения в период адаптации на этапе введения ФГОС ООО – создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих ребёнку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений).
Цель достигается за счёт последовательного решения педагогом-психологом следующих задач:
выявить особенности психолого-педагогического статуса школьников с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии;
создать систему психолого-педагогической поддержки всех обучающихся в период адаптации, позволяющую им не только приспособиться к новым условиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности;
совершенствовать у обучающихся навыки взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других, адекватного отношения к своим успехам и неудачам;
знакомить обучающихся с нормами и правилами поведения на новом этапе их школьной жизни;
создавать условия для снижения тревожности.
Ребёнок, приходя в школу и погружаясь в школьную среду, решает определённые задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования. Сопровождающая работа находящихся рядом с ним взрослых направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для его успешного обучения, социального и психического развития.
Меняющиеся условия учения предъявляют более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, степени сформированности у них определенных учебных знаний, учебных действий, уровню развития произвольности, саморегуляции и т.п.
Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны («не огорчались и не переживали», «радовались», «чтобы мама, когда посмотрит дневник, не наказывала и не плакала»), достаточно сильно у пятиклассников. Снижение интереса к учебе к концу занятий в начальных классах, «разочарование» в школе сменяются ожиданием перемен. Дети ждут, что им станет в школе интересно. Однако столкновение с учебными трудностями может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это столь похвальное желание. Вот почему так важно знать основные причины трудностей, возникающих у пятиклассника в учении, и помогать ему их преодолевать.
Итак, одной из первых причин трудностей могут стать недостатки учебной подготовки. У многих пятиклассников существуют пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, у них могут быть не сформированы учебные умения и навыки.
Трудности могут быть также связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций (анализа и синтеза), с плохим речевым развитием, с недостатками развития внимания и памяти.Надо сказать, что пятый класс благоприятное время для преодоления этих недостатков. Пятиклассники очень интересуются способами развития мышления, внимания, памяти, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать детали являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и других.
Второй возможной причиной сложностей, возникающих у пятиклассников в процессе обучения в среднем звене, может быть слабая произвольность поведения и деятельности нежелание, «невозможность», по словам школьников, заставить себя постоянно заниматься. Для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют. Такое отношение к собственным возможностям создает благоприятные условия для развития способностей, умений, интересов школьника. Нужно, чтобы учебные занятия вызывали у пятиклассников положительные эмоциональные переживания. Таким образом, в подростковом возрасте продолжительная неуспеваемость практически всегда сопровождается определенными личностными нарушениями (низкой или, напротив, защитно высокой самооценкой, прямой или оборонительной агрессивностью, чувством беспомощности и др.). Поэтому и в учебных, и во всех других занятиях важно помочь школьнику выработать объективные критерии собственной успешности и неуспешности, развить у него стремление проверять свои возможности и находить (с помощью взрослых) пути их совершенствования.
В целом, можно выделить следующие психологические факторы, обуславливающие недостаточную эффективность процесса обучения в средней школе:
в интеллектуальной сфере отмечается недостаточная сформированность самостоятельности мышления, осознанного владения приемами и способами умственной работы;
у многих учащихся недостаточно развиты познавательные интересы, не развита познавательная потребность, как потребность в приобретении новых знаний;
несформированность мотивации учения;
многие учащиеся не обладают достаточно развитыми качествами, необходимыми для успешного осуществления учебной деятельности;
умением владеть собой, ответственностью, организованностью, трудолюбием;
у значительной части пятиклассников не развита способность к самовоспитанию, не сформировано умение планировать свою деятельность.
Следовательно, для того чтобы процесс адаптации пятиклассников к обучению в основном звене проходил легче, необходимо уже в начальной школе сформировать у учащихся устойчивую мотивацию учения, познавательную потребность, уделять внимание обучению детей умению владеть приемами и способами умственной работы, формировать самостоятельность мышления, а также развивать такие качества, как ответственность, организованность, умение владеть собой, трудолюбие.
Ожидаемый результат:
уровень адаптированности учащихся на конец обучения в 5-ом классе - не менее 70%;
положительная динамика сформированности различных интеллектуальных операций и интеллектуальных навыков учеников, входящих в состав универсальных учебных действий.
Основные направления психологического сопровождения обучающихся 5 классов в период адаптации на этапе введения ФГОС ООО:
Организационная работа (проведение педсоветов, совещаний с представителями школьной администрации, педагогами).
Психологическая диагностика, направленная на выявление психического развития ребёнка, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.
Психологический мониторинг УУД.
Консультативная работа с педагогами, обучающимися и их родителями.
Коррекционно-развивающая и профилактическая работа, ориентированная на предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, на формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализация в деятельности и общении, на оказание помощи детям, испытывающим трудности в школьной адаптации.
Аналитическая работа.
Организационная работа
Ознакомление педагогического коллектива, администрации школы и родителей обучающихся с планом работы и с результатами психологических обследований. На семинарах для классных руководителей и учителей- предметников, которые будут работать в пятом классе, знакомить с основными задачами и трудностями первичной адаптации, тактикой общения с детьми и с тем, какую помощь им можно оказать.
Со стороны родителей необходимо получить согласие на проведение тренинговых и коррекционных занятий с их детьми.
Психологическая диагностика. Психологический мониторинг УУД
Основной целью диагностического блока по психологическому сопровождению адаптации обучающихся к обучению в основной школе в рамках внедрения ФГОС ООО является определение степени готовности детей к началу обучения в основном звене.
Диагностика переходных периодов должна учитывать качества, формирование которых завершается в рамках предыдущего периода, прежней ведущей деятельности. Кроме того, она «прицеливается» к содержанию будущих новообразований. На необходимость такого подхода в диагностике указывал Д.Б. Эльконин. Перечень качеств отражает как актуальный уровень ребенка, так и его зону ближайшего развития.
Л.А. Ясюкова считает, что важным условием успешной адаптации пятиклассников является сформированность у них понятийного мышления. Этому необходимо обучать детей уже в начальной школе. Вместе с тем «качественность» понятий, освоение основных логических операций на доступном интеллектуальном содержании – важный фактор успешного обучения в основной школе.
Пятый класс предполагает новый уровень учебной самоорганизации, умение самостоятельно планировать время, отводимое на выполнение домашнего задания, правильно его распределять; детям необходимо понять и принять систему новых требований, наладить систему отношений с педагогами, найти свое место в школе. Кроме того, у пятиклассников значительно возрастает значимость такого фактора социализации, как общение со сверстниками, происходит открытие своего «Я». Рефлексия учебных действий достраивается личностной рефлексией. К 11 годам складываются атрибутивные процессы, важный механизм реализации уровня притязаний. Ученики с высокими достижениями, как правило, обладают более благоприятным типом атрибуции успехов и неудач. В то же время педагог именно в этот период может повлиять на становление атрибутивных процессов. Происходит дифференциация своих возможностей, где выделяются связи результата с усилиями и способностями. Именно в период с 9 до 11 лет впервые вычленяется влияние способностей на результат деятельности. Важно, как складывается самоотношение на предыдущей ступени, а также насколько развиты коммуникативные навыки и умения к периоду вступления в основную школу.
Диагностика включает в себя изучение:
работоспособности;
сформированности навыка чтения, в качестве базового общеучебного навыка;
характеристик интеллектуального развития ребенка, в том числе уровня понятийного мышления;
степени самостоятельности в учебной деятельности;
мотивации учебной деятельности;
самооценки и уровня притязаний;
тревожности в качестве обобщенного показателя эмоционального благополучия ребенка.
Целью психологического мониторинга является отслеживание динамики формирования и развития УУД у учащихся 5 класса. Психологический мониторинг рассматривается как система информационного сопровождения учебного процесса. Его необходимость обосновывается возможностями получения такой информации об обучающемся, которая требуется учителю для успешной работы, администрации – для содержательной рефлексии деятельности школы, психологу – для планирования своей деятельности по созданию условий для эффективного или продуктивного развития каждого ребёнка. Результаты, полученные в ходе психологического мониторинга являются конфиденциальной информацией.
Оценка достижения планируемых результатов обучающихся [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Показатели
Класс
Методика
Сроки проведения
1. Личностные УУД.
Оценка школьной мотивации.
5 класс
Модифицированный вариант анкеты для оценки уровня школьной мотивации» (по Н. Г.Лускановой) (приложение 1)
сентябрь
май
Школьная тревожность.
Тест школьной тревожности Филлипса (приложение 2)
сентябрь
май
Самооценка и уровень притязаний.
Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн (приложение 3).
сентябрь
май
Эмоциональный портрет класса
Опросник С.В. Левченко «Чувства в школе» (приложение 4).
сентябрь
май
2. Регулятивные УУД
Скорость переработки информации, развитьсть произвольного внимания
5 класс
Тест Тулуз-Пьерона (приложение 10).
сентябрь
Личностные особенности обучающихся.
5 класс
Личностный опросник Кеттелла в модификация Л.А. Ясюковой (приложение 5).
май
3. Познавательные УУД
Уровень развития навыка чтения.
5 класс
Оценка сформированности навыков чтения из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой (приложение 6).
сентябрь
май
Уровень развития самостоятельности мышления.
Оценка самостоятельности мышления из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой (приложение 7).
сентябрь
май
Определение темпа работоспособности, уровень развития визуального мышления.
«Прогрессивные матрицы» Равена (приложение 8).
сентябрь
май
4. Коммуникативные УУД
Определение социометрического статуса в классе
5 класс
Методика Д.Морена «Социометрия» (приложение 9).
сентябрь
май
Результаты психодиагностического обследования позволяют:
определить преимущества и проблемные стороны готовности на индивидуальном и групповом уровне;
определить возможные пути коррекции образовательного процесса (учебного и воспитательного);
сформулировать задачи по профилактике дезадаптации в основном звене;
выделить группу риска для углубленной диагностики и коррекционно - развивающих программ;
провести индивидуальные и групповые консультации информационно-рекомендательного плана с участниками образовательного процесса (детьми, родителями, педагогами).
Заключение по итогам проделанной работы должно соответствовать принципам гуманной диагностики.
Психологическое консультирование
Консультирование в основном проводится по запросам педагогов и родителей.
Индивидуальное консультирование - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.
Групповое консультирование - информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
С педагогами консультирование проводится по отдельным проблемам школьной дезадаптации, с родителями – по проблемам семейного воспитания и поиску ресурсов для их решения, по вопросам адаптации пятиклассников.
Консультирование родителей, чьи дети показали низкие результаты в процессе тестирования и могут испытывать трудности приспособления к школе, осуществляется индивидуально или в виде групповых консультаций на родительских собраниях.
Родителей важно информировать о психологических особенностях детей этого возраста, о вероятных проблемах, которые могут возникнуть в начале обучения в пятом классе. Родители также знакомятся с планами работы, подписывают согласие на психологическое сопровождение.
Проводится консультирование по результатам психологического обследования готовности к обучению в основном звене.
В групповом консультировании педагогов педагог-психолог в обобщенном варианте доводит до сведения родителей результаты диагностики, отмечая преимущества класса, возможные проблемы и рекомендуемые варианты учебной деятельности.
Работа с самими детьми – это, прежде всего, помощь в освоении нового стиля общения с взрослыми и сверстниками, регуляции собственного состояния, выработке эффективных приемов организации учебной деятельности. Все это проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме. Например, консультации по следующим темам: “Учимся планировать”, “Ошибки в организации своего времени”, “Как готовить домашнее задание?”, “Как преодолевать неуверенность в себе?”, “Умеешь ли ты общаться?- урок самопознания”, “Как общаться с учителем?”
Консультативная работа.
Участники
Планируемые мероприятия
Сроки
Планируемые результаты
Родители обучающихся 5-х классов
Психолого-педагогический лекторий «Адаптация в среднем звене школы обучающихся 5- классов»
Сентябрь
Повышена психологическая компетенция в вопросах переживаемого детьми периода, представления об ответственности и совместном решении с ребёнком проблемных ситуаций (дать рекомендации).
Родители обучающихся и педагоги 5-х классов
Индивидуальное консультирование
Сентябрь-декабрь
Педагоги
Педконсилиум по итогам адаптации обучающихся 5-х классов школы. «Рекомендации по организации работы с пятиклассниками в начале ученого года».
Ноябрь
Выработка стратегии и тактики в оказании помощи обучающимся, испытывающим трудности в адаптации.
Педагоги
Возрастные психологические особенности пятиклассников
Январь
Коррекционо-развивающая и профилактическая работа
Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы, прежде всего с обучающимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.
Направлено на: уменьшения степени выраженности патологии, ее поведенческие последствия; предупреждение появления вторичных отклонений в развитии; обеспечение максимальной реализации реабилитационного потенциала ребенка.
Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
Переживания школьников, связанные с новыми изменениями, далеко не всегда осознаются ими, часто школьники даже не могут сформулировать свои трудности, проблемы, вопросы. В результате возникает психологическая незащищенность перед новым этапом развития. Формирование у ребенка его субъектной позиции, общей положительной оценки себя в целом вне зависимости от конкретных результатов и ситуаций – вот главная цель работы психолога в период адаптации. Научить ребенка размышлять о себе, познакомить его с «его внутренним миром», помочь ответить на вопросы: Кто я? Какой я? Чем я отличаюсь от других, и что у нас общего? Помочь ребенку осознать свои мотивы и побуждения, научить положительному отношению к себе, умению сохранять самоуважение даже в ситуациях неуспешности, умению признавать свои ошибки и учиться на них; общаться и слушать другого, выстраивать свои взаимоотношения со сверстниками; способствовать сплочению класса, уважению друг к другу и взаимопониманию, помочь ученикам осознать качества, необходимые учащимся среднего звена и дать им уверенность в том, что они готовы к переходу.
Результаты, полученные в ходе диагностического обследования становятся основой для проведения коррекционно – развивающих индивидуальных или групповых занятий с обучающимися, имеющими недостаточно сформированные учебные навыки.
Тематика коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 5-х классов.
№ п/п
Название
Форма организации
Цель
Программа адаптации детей к средней школе «Первый раз – в пятый класс!»
Тренинговая группа
Способствование психологической адаптации пятиклассников к условиям средней школы.
«Все цвета, кроме черного. Познаю свои способности». Безруких М.М.
Групповые занятия
Профилактика вредных привычек и формирование ценностного отношения к здоровью у обучающихся 5-х классов.
Профилактическая работа направлена на оказание поддержки каждому младшему подростку, на эмоциональное принятие новой социальной ситуации и новых учебных требований, выработку навыков учебной самоорганизации детей. Наиболее эффективно и продуктивно проходит в форме тренинговых занятий или цикла развивающих занятий.
Аналитическая работа
Направлена на осмысление проводимой системы психолого-педагогической деятельности по адаптации детей к условиям средней школы, на оценку эффективности работы и коррекции рабочих планов( как психолога, так и педагогов, работающих с пятиклассниками). Анализ ситуации дает возможность обсудить с учителями, администрацией школы, родителями формы и методы дальнейшей работы и планировать учебно-воспитательный процесс в данном классе.
Заключение
Переход обучающихся из начального в основное звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется снижением интереса к учёбе и её результатам, низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, с психологической – снижение самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса.
Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учениках, педагогах, родителях, администрации школы, специалистах психолого-педагогической службы.
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребёнка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся.
Литература:
Безруких М.М. Все цвета, кроме черного: 5-6 классы: пособие для педагогов и родителей/М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 64 с.
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Генезис, 2000. – 298 с.
Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. – 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2007. – 122 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2012г.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя под. редакцией А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011г.
Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с учащимися. – М.: Генезис, 2007. – 208 с.
¬ђЗаголовок 115