Блочная технология обучения на уроках русского языка как эффективное средство достижения личностных и метапредметных результатов обучения
Управление образования
администрации Арзамасского муниципального района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Чернухинская средняя общеобразовательная школа»
Блочная технология обучения на уроках русского языка как эффективное средство достижения личностных и метапредметных результатов обучения
Автор:
Донскова Галина Николаевна, учитель русского языка,
Iквалификационной категории
с. Чернуха
2014 год
Содержание
I.Введение 3
II.Методологическая основа блочной технологии обучения 3
III.Практическая реализация технологии блочного обучения на уроках русского языка 5
IV.Выводы. 11
Список используемой литературы: 12
Введение
Одним из приоритетных направлений развития системы образования на современном этапе является повышение качества образования. Именно так данная проблема сформулирована в Программе развития образования. Решение этой проблемы во многом зависит от уровня подготовленности педагогических кадров, их умения работать по-новому.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Приняты федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Требования к результатам освоения основных образовательных программ представляют собой систему обобщенных личностно ориентированных целей образования.. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностное взаимодействие учителя с учеником. Особая роль отводится воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. Цель обучения - целостность личности ученика, то есть наиболее полное развитие заложенных в ней активно- творческих возможностей, ее интеллектуально- нравственной свободы
Современный учитель, ежедневно входящий в школьный класс, твердо знает, что он хочет. Правда не всегда понимает, что желание научить своих учеников тому, что знает сам, зависит не столько от наличия знаний у него, сколько от умения сделать эти знания достоянием учеников. Для этого надо постоянно учиться самому.
Методологическая основа блочной технологии обучения.
Сейчас в школьной практике применяется много новаций. Большинство современных образовательных технологий предполагает организацию на уроке активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности. Именно в этом заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока – активная познавательная деятельность детей, особо востребованная в современном мире.
Учитель может через собственную систему ценностей решить, какая технология, концепция наиболее точно отвечает его взглядам, его собственному мировоззрению.
С каждым годом все острее встает вопрос об использовании таких технологий обучения, которые бы способствовали формированию положительной мотивации к предмету и обеспечивали возможность достижения школьниками высокого уровня усвоения знаний, формирования ключевых компетенций.
Данную проблему позволяет решить использование крупноблочной технологии обучения с опорой на знаковые модели, разработанной В.Ф. Шаталовым, гражданское и профессиональное мужество которого состоит в попытке найти ключ к решению самых острых и больных вопросов образования. К этим вопросам относится ликвидация перегрузок школьников, воспитание у них интереса к учению, активности и самостоятельности.
Методическая система донецкого педагога В. Ф. Шаталова позволяет успешно решить труднейшие педагогические задачи – приобщить каждого школьника к ежедневному напряженному умственному труду, воспитать познавательную самостоятельность как качество личности, укрепить в каждом ученике чувство собственного достоинства, уверенности в своих силах и способностях.
Сегодня носители русского языка должны знать культуру своей страны, свой родной язык. От молодого поколения зависит будущее, будущее русского народа. И строители будущего, прежде всего, должны знать в совершенстве свой родной язык.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Поэтому передо мной, как перед учителем русского языка современной школы, стоит цель эффективного обучения русскому языку. Для достижения этой цели я ставлю следующие задачи:
-повышение мотивации учащихся,
-раскрытие способностей каждого школьника,
-усиление практической направленности изучаемого материала.
Важной задачей урока, в том числе и урока русского языка было и остаётся объяснение нового материала. Передо мной встал вопрос: « Как сделать, чтобы эти трудные и скучное правила ученики воспринимали легко и с интересом?»
Идея и опыт педагога-новатора - В.Ф.Шаталова и его последователя Ю.С. Меженко показались мне интересной. Не всех учащихся удаётся заставить заучивать многочисленные правила; использование опорных конспектов обеспечивает прочное усвоение теоретических знаний, кроме того, если использовать опорные конспекты в качестве ориентировочной основы при поэтапном формировании умений и навыков, можно добиться свободы оперирования ими при выполнении практических работ.
Компактные, необычные опорные сигналы, вызывая живой интерес учащихся, побуждают их к активному труду, поиску, обостряют внимание ко всем проблемам, которые оказываются в поле их активного восприятия.
В опорных сигналах и элемент игры, и экономия времени и места, и знание психологии ребят. Но главная цель – изложить изучаемое так, чтобы на основе логических связей материал (темы, раздела) стал доступен, отпечатался в долговременной памяти. В каждом листе опорных сигналов закодирован весь учебный материал соответствующих разделов программы. Листы опорных сигналов обеспечивают логически последовательное раскрытие темы и при изложении нового материала учителем, и при подготовке учеников к урокам, и при всех видах устных ответов: это своеобразная основа, линия развития мысли, в том числе и творческой.
Использование опорных конспектов позволяет выделять больше времени на тренировочные упражнения, т.к. теоретический материал даётся целым блоком (включает в себя несколько параграфов), компактно, во многих случаях следующие порции теории выходят из предыдущих, что позволяет детям более целостно воспринимать материал.
Практическая реализация технологии блочного обучения на уроках русского языка
Практическая реализация блочной технологии обучения предполагает использование специфического учебно-методического комплекса (опорные конспекты, листы контроля, система тренировочных упражнений, задания для тематического контроля знаний.
При организации усвоения школьниками законченных фрагментов содержания можно выделить следующие этапы:
1.Целеполагание и мотивация.
2.Блочное изложение базовой информации.
3.Оперативный контроль усвоения знаний.
4.Формирование ключевых умений и приемов продуктивной деятельности.
5.Обобщение и систематизация знаний.
6.Контроль и коррекция знаний.
Для формирования положительной мотивации к изучению предмета необходимо обеспечить успешность работы каждого школьника. Этому способствуют следующие принципы обучения:
-поэтапное, жесткое управление учебной деятельностью учащихся;
-усвоение знаний на основе многократного повторения;
-раскрытие и реализация возможностей каждого ребенка;
-комфортность (бесконфликтность) обучения (создание благоприятного морально-психологического климата обучения).
Кроме того, развитию познавательного интереса способствует:
-использование занимательного материала;
-широкое применение фронтального и демонстрационного эксперимента (усиление практической направленности);
-использование возможностей электронно-вычислительной техники;
-использование разнообразных форм учебных занятий (викторины, игры, диспуты и т. д.).
Изложение материала крупными блоками обеспечивает целостное восприятие информации. Достигается это с помощью опорных конспектов, в которых сконцентрирован весь базовый материал по данному вопросу. Опорные конспекты позволяют учащимся в процессе работы с книгой учиться выделять главный, второстепенный и дополнительный материал. У детей формируется умение сжато, логично интерпретировать теоретическую информацию, что способствует ее глубокому, осмысленному изучению.
Составлению опорного конспекта предшествуют обычно такие элементы урока, как создание проблемной ситуации и целевая установка с мотивацией необходимости знания вводимых на уроке сведений о языке.
Мы составляем опорный конспект на уроке вместе с детьми, извлекая теоретические сведения из текстов параграфов, определений и правил, изложенных в учебнике, а зачастую из собственных наблюдений по предлагаемому материалу и представляя их в виде обобщающих символов, устанавливая логические взаимосвязи между этими сведениями и изображая эти связи графически в опорном конспекте. Таким образом, опорный конспект не даётся детям в готовом виде, а “вырастает” на доске и в тетрадях в ходе активной познавательной деятельности детей под руководством учителя. При этом используются традиционные методы объяснения педагогом материала: слово учителя, беседа, самостоятельная работа над теоретическим материалом учебника.
Мы составляем опорный конспект не только по материалу, включающему большие смысловые части, но и по материалу, включающему малые по объему смысловые части. Например, «Н и НН в суффиксах прилагательных». При анализе предлагаемого учителем практического материала дети вполне самостоятельно рисуют блок .
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных
-нн- -Н-
тумаН+Н=туманный пчела+ИН=пчелиный
кожа+АН=кожаный
станция+ОНН=станционный лед+ЯН=ледяной
тыква+ЕНН=тыквенный Искл.:
Искл.: стеклянный
ветреный деревянный
оловянный
Полное прилагательное = Краткое прилагательное
Река медлЕННая Река медлЕННа
Каждый урок должен удовлетворять стремление ребёнка к творчеству, желание выразить и раскрыть свою личность.
Одним из средств реализации идеи развивающего обучения является создание на уроке проблемных ситуаций. Решая проблемные ситуации, школьники учатся самостоятельно переносить ранее изученные и усвоенные знания и умения в непривычную ситуацию, видеть новую неожиданную функцию объекта, осознавать взаимосвязь явлений языка, его строй, структуру, закономерности, раскрывать внутреннюю логику предмета. Создание на уроке проблемных учебных ситуаций и успешное их решение способствует формированию диалектического мышления школьников, это положительно влияет на развитие активности, самостоятельности мышления, языкового чутья, повышение грамотности учеников, общее развитие, пробуждает интерес к предмету
Теоретический материал д.б. представлен в наибольшей степени доступно, просто, наглядно и экономно с точки зрения усилий, которые затрачивает ученик для понимания его и ориентации в нём. Например, опорный конспект по теме «Разряды прилагательных»:
прилагательное
КАЧ.> степ. < признак > степ. < ОТН.
(КАКОЙ?)
…_... Е степ. срав-ния Н * простр.
…_... С крат. форма Е * t
очень… Т сочет. с нар. Т * материал железный
…_... Ь сложн. (повтор) (но характер)
П-КИ
ПРИТЯЖ. – принад …
(чей?)
отцов, сестрин, волчий
(но аппетит?)
^
^
^
Или «Степени сравнения прилагательных»:
После составления опорного конспекта возникает необходимость сформировать у детей умение быстро ориентироваться в нём, мгновенно находить и понимать отдельные звенья опорного конспекта, выделять взаимосвязь между этими звеньями; для этого используются различные приёмы озвучивания опорного конспекта в парах и в виде индивидуальных ответов перед классом, лингвистическая викторина, игра «кто быстрее назовёт».
На этапе оперативного контроля усвоения знаний проверяется усвоение изученного материала учениками всего класса на уровне узнавания и воспроизведения.
Важно, что на такие уроки нельзя прийти неподготовленным, так как весь класс выполняет письменную работу, а отдельные учащиеся отвечают еще и устно. Тем самым учитель осуществляет обратную связь и отслеживает промежуточные результаты усвоения материала.
Этап формирования ключевых умений и приемов продуктивной деятельности очень важен, так как он мобилизует ученика на глубокое понимание учебного материала. В этот период очень важно повысить самостоятельность каждого ученика, полностью исключить формальное переписывание с доски и списывание друг у друга. Крайне важно, чтобы большинство заданий все дети выполняли самостоятельно. Для наиболее способных детей следует подбирать задания повышенной сложности, требующие нешаблонных подходов.
Для формирования ключевых умений и приемов я часто использую тексты.
Использование текстовых материалов на уроке русского языка позволяет реализовать идеи развивающего обучения, способствует формированию диалектического мышления школьников, развитию их умственных способностей, языкового чутья, повышению грамотности, пробуждает интерес к предмету.
Детям предлагается проанализировать данный учителем текст и выполнить задания. Так при закреплении темы «Разряды прилагательных» можно использовать следующий тексты и задания к нему:
Текст .
Снег начал идти с раннего обеда, шел беспрестанно, час от часу гуще и сильнее.
Я всегда любил наблюдать тихое падение снега. Чтобы полнее насладиться этой картиной, я вышел в поле, и чудное зрелище представилось глазам моим: все безграничное пространство вокруг меня представляло вид снежного потока, будто небеса разверзлись, рассыпались снежным пухом и наполнили весь воздух движением и поразительной тишиной.
Наступали сумерки; снежные хлопья начали закрывать все предметы и белым мраком одевали землю.(С. Аксаков).
Беседа по тексту:
-Что представляет собой текст? (Образная картина природы).
-Как вы озаглавите его? (Снегопад).
-Какие художественные средства помогают нам понять нарисованную
художником слова картину природы? (Эпитеты, олицетворения, мета-
фора, оксюморон: белым мраком, воздух наполнен движением и тиши-
ной).
-Для какой цели используются здесь прилагательные? (Для передачи
впечатления от увиденного).
-Найти прилагательные, определить их разряд.
Каждый урок русского языка должен развивать речь ребенка, его личное творчество, учить точно логически мыслить, быстро ориентироваться в изучаемом материале, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, выражать свое мнение, не боясь при этом ошибиться.
На этапе обобщения содержание темы структурируется, чтобы придать знаниям учащихся системность. Это делаем, как правило, на повторительно-обобщающих уроках в виде схем, таблиц и других средств знаковой наглядности. Например:
НЕ с разными частями речи
Слитно Раздельно
Без НЕ не употр.:
негодовать – глагол
нелепость – сущ.
нелепый – прил.
нелепо – нар.
>, а <
не правда, а ложь – сущ.
не правдивый, а лживый – прил.
Не правдиво, а лживо – нар.
= синоним:
неправда (ложь) – сущ.
неправдивый (лживый) – прил.
неправдиво (лживо) – нар. З.СЛ: совсем не правдивый – пр
вовсе не лживо – нар.
далеко не
нисколько не
ничуть не
Можно предложить детям заполнить или составить таблицу, которая позволяет систематизировать учебный материал темы. Например:
Ь после шипящих и Ц на конце слов
Существительное Глагол Прилаг. Наречие Частица
3 скл. ж.р 2 скл. м.р. 1,2 скл. мн.ч.
Род.п н.ф. 2 л.
ед.ч. пов. накл. кр.ф. Ь Ь Ь Ь Ь Ь Ь Ь Ь
дочь
ночь
… камыш
луч
… задач
передач
… лечь
печь
… говоришь
думаешь
… отрежь
намажь
… горяч
могуч
… настежь
замуж (искл) лишь
…
Осуществить контроль и тематический учет знаний, добиться хороших результатов обучения позволяет проведение в конце изучаемой темы зачетных уроков.
Зачет состоит из двух частей.
Теоретическая часть проводится в виде опроса по листу контроля. Ее цель – проследить усвоение учащимися базовых знаний по данной теме.
Практическая часть предполагает либо выполнение заданий с выбором ответа, либо анализ предложений, анализ текста, либо другие виды заданий.
Теоретическая и практическая часть зачета проводится с учетом уровня развития каждого обучающегося.
Выводы.
В итоге хочется отметить, что не следует преувеличивать роль опорных конспектов и считать их единственно возможным способом формирования языковых, орфографических и пунктуационных умений. Выбор способов обучения зависит от многих факторов: типа учебного материала, особенностей интеллектуального развития детей в классе, индивидуальности самого учителя.
Имея значительные «плюсы», опорные конспекты помогут учителю решить проблему успешного обучения русскому языку или другому предмету, если подходить к ним, как и к другим способам обучения, творчески, учитывая возможности каждого способа обучения в соответствии с типом учебного материала и условиями его изучения.
Я считаю применение блочной технологии способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформирована адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладевают всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся использовать знаково-символические средства, овладеют широким спектром логических действий.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся приобретут умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию.
Вообще педагогика как наука необычайно сложна. Не исключено даже, что в природе не существует более сложной науки, чем педагогика. И сложность ее, прежде всего, в головоломных сплетениях взаимосвязей сотен тысяч ее компонентов. Мера же ответственности ее – человек! Будем же помнить об этом каждый день, каждую минуту нашей учительской жизни.
Список используемой литературы:
1.Меженко Ю.С. Методическая система В.Ф. Шаталова в обучении русскому языку. - М.: научно-методическое объединение «Творческая педагогика», малое предприятие «Новая школа», 1992. − 63 с.
2.Меженко Ю.С. Опорные конспекты по русскому языку .Пособие для учащихся.- М.: научно- методическое объединение «Творческая педагогика», малое предприятие «Новая школа», 1992. – 109с.
3.Лакоценина Т.П. Современный урок, ч.4. Альтернативные уроки (научно-практич. пособие) // Т.П. Лакоценина, Е.Е.Алимова, Л.М.Оганезова.- Ростов н/Д: «Учитель», 2007.- С.- 100-109.
4.Бакулина Г.А. Конспекты уроков - 6 класс (для учителя русского языка). – М.: гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.- С.-116-133.
5. Захарова Т.А. Уроки русского языка с применением информационных технологий - 5-6 классы. Методическое пособие с электронным приложением // Т.А Захарова, О.В. Левина, С.В.Левицкая, И.А. Меховская и др. - М.: «Глобус», 2010. - С.-133-135.
6.Журнал «Русский язык в школе» №6 – 1991г. С.6.
7.Баженова И.Н. Педагогический поиск. – М.: «Педагогика», 1988. – С.-141-204.
8.Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты общего образования. – М.: «Просвещение», 2010г. – С. - 14