Активные методы. За или против?


Психологические основы для разработки целостной концепции развивающего обучения были заложены еще в 1930-е годы в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова. Систематические же основы активных методов обучения стали широко разрабатываться только во второй половине 1960 и в начале 1970-х годов в исследованиях психологов и педагогов по проблемному обучению.
Системно были разработаны два основных направления развивающего (В.В. Давыдов и Л.В. Занков) и проблемного (М.А. Данилов, В.П. Есипов , польские дидакты Оконь, Купесевич)обучения.
Проблемное и развивающее обучения включают в себя элементы друг друга. Применение в практике обучения этих видов привело к возникновению методов которые получили название название активные. В их основе лежит диалогическое взаимодействие преподавателя и обучаемого.
Активные методы обучения при умелом применении позволяют решить одновременно три учебно-организационные задачи:
1) подчинить процесс обучения управляющему воздействию учителя;
2) обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных учащихся, так и не подготовленных;
3) установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала.
Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:
1 этап включает в себя первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.
На 2 этапе осуществляется контроль или закрепление знаний, На этом этапе могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.
На 3 этапе происходит формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей. В этом случае целесообразно использовать приемы моделированного обучения, игровые и неигровые методы.
Активные методы обучения направлены на привлечение учащихся к самостоятельной познавательной деятельности, помогают вызвать личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, способствуют возможность применения учащимися полученных знаний. Целью активных методов является вовлечение всех психологических процессов (речь, память, воображение и т.д.), в усвоение знаний, умений, навыков.
Учитель в своей профессиональной деятельности использует ту классификацию и группу методов, которые наиболее полно помогают осуществлению поставленных дидактических задач.
Рассмотрим ключевые процессы позволяющие получить эффективный и качественный образовательный процесс:
·
-
·эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса;
-
·упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса;
-обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса
(визуализация);
-
·мотивация всех участников образовательного процесса;
-мониторинг образовательного процесса;
-
·рефлексия педагога и обучающихся;
-
·анализ деятельности участников и оценка результатов.
Если рассматривать отдельно каждый из вышеперечисленных моментов, то на это понадобиться масса времени, поэтому я предлагаю остановиться на основных, наиболее значимых вопросах. Что из перечисленного Вам наиболее интересно? Или не понятно?

Интеракция. Формирование малых групп:
Учитель – ученик, Ученик – ученик
Учитель – малая группа, Учитель – класс
Малая группа – малая группа, Малая группа – класс
Ученик – малая группа, Ученик – класс
Способы формирования могут быть различными: цветные карточки, желание учащихся, случайные соседи и т.д. Все зависит от задач урока, от индивидуальных особенностей обучающихся, их подготовки и
социальной роли в классе.
Критерием эффективности взаимодействия обучающихся является способность группы успешно действовать для достижения поставленных целей. Учителю важно учитывать этапы развития группы. Сложно ожидать высокой отдачи от группы на начальных этапах ориентации, конфликта и распределения ролей. Только на этапе сотрудничества возникает эффективное заинтересованное взаимодействие участников
команды. Поэтому учителю необходимо внимательно отслеживать ход группового процесса и, в случае его замедления, оказывать помощь обучающимся, чтобы группа не застряла на первых этапах и динамично перешла к состоянию солидарности и сотрудничества. В основе сотрудничества лежит взаимное желание и готовность участников команды
объединить свои способности для выполнения совместной работы.
Таким образом, недостаточно просто организовать работу в группах, необходимо все усилия направить на построение эффективного взаимодействия обучающихся.
Коммуникация
Коммуникация представляет собой средство для обмена информацией, знаниями, а также ожиданиями, настроениями, чувствами, которые передаются партнеру в разговоре или при невербальном общении.
Через информацию учащиеся получают новые знания, и от того, как будет организован процесс передачи, получения и переработки информации, во многом зависит качество приобретенных знаний и умений.
В зависимости от индивидуальных особенностей восприятия информации, часть обучающихся предпочитает получать новую информацию в виде картинок, образов, другая часть лучше понимает учителя при устном изложении темы, а третьим для качественного усвоения новых знаний требуется, что называется, попробовать их «на зубок» - потрогать, ощутить, повертеть в руках, разобрать и собрать, сделать что-то самим.
Поэтому, например, использование при обсуждении материалов урока наглядных пособий, мультмедиакомпонентов позволит активно включиться в обсуждение темы урока визуалам, выразительная речь с учетом соответствующих субмодальностей, музыкальное оформление
Презентации и урока обеспечит полную вовлеченность в образовательный процесс аудиалов. Возможность активно двигаться, взаимодействовать с одноклассниками, работать с предметами, использовать язык тела в процессе представления и обсуждения материалов урока эффективно поможет кинестетикам в понимании и усвоении новой информации.
А создание позитивного эмоционального фона урока, для всех детей будет являться важным мотивирующим фактором, обеспечивающим эффективность образовательного процесса.
Визуализация
Визуализация каждого этапа образовательного процесса позволяет материализовать ход обучения, дает возможность «потрогать» результаты и достижения обучающихся. Красочно оформленные презентации создают приподнятое настроение у обучающихся и учителя, праздничную атмосферу и позитивное мотивационное поле в классе. Для визуализации можно использовать привычные цветные мелки, разноцветные карточки,
наклейки, вырезки из журналов, акварельные краски, материалы для лепки и другиеподходящие для этой цели предметы.
Мотивация
При выполнении бессмысленный работы что вы испытываете?
Дети не исключение.
Равноправные роли учителя и ученика в процессе обучения.
Работы в группе способ проявить себя, уже не отсидишься.
Игровые методы обучения.
Энергетическая и психологическая разгрузка, смена видов деятельности.
Положительные моменты, позитив и хорошее настроение.
Мониторинг осуществляется по двум основным направлениям:
-мониторинг образовательного процесса
-мониторинг групповой динамики.
Рефлексия педагога и обучающихся
Очень важно в процессе анализа и оценки, как для учителя, так и для обучающегося – увидеть результат своей деятельности на уроке, увидеть вклад этого результата в достижение поставленных целей обучения, увидеть рост личностных достижений. Ощутимость этого вклада мотивирует на дальнейшие действия, на дальнейшее приложение усилий. По итогам работы надо обязательно четко сформулировать полученные результаты и отметить их как важные шаги на пути к поставленным целям. Достижение результата – это успех, пусть маленькая, но победа, а победа, как известно, окрыляет, придает уверенности в своих силах, настраивает на следующие достижения. Завершение урока положительной оценкой его результатов – это мотивирующий переход к следующим урокам, к следующим классам, к выходу в самостоятельную жизнь.
Как это работает:
На каждую тему составляется план - конспект который включает в себя не только цели и задачи, но и запланированное время для выполнения определенных этапов урока.
В соответствии с планом «включается» механизм для выполнения определенных действий в соответствии со своими функциями. Выполнение этих действий и переход от одного этапа урока к другому координируется и контролируется учителем. На протяжении всего процесса учитель может как передавать так и получать определенную информацию, вовлекая во взаимодействие всю группу учащихся. Он может вносить коррективы, если они необходимы в ходе урока. Необходимо помнить, что каждое действие всей команды, должно приносить запланированный результат. Поэтому состав групп внутри ученического коллектива в зависимости от эффективности работы каждой конкретной группы и конкретных задач урока может быть как постоянным, так и меняющимся.
Рассмотрим один из уроков.Тема урока: Моделирование юбки.
Этапы урока:
-повторение пройденного материала;(основные понятия: чертеж, модель, виды юбок и их классификация) АМО- мозговой штурм.
Дайте возможность детям вспомнить все, то о чем вы говорили на предыдущих занятиях, высказаться по заданному вопросу.
-введение новых понятий: модель, моделирование, изменение выкройки чертежа
-объяснение нового материала на примере моделирования прямой юбки (задача-дать основные приемы моделирования) АМО- лекция-объяснение с иллюстративными элементами и выполнением практической части работы
-закрепление нового материала и повторение пройденного АМО – автобусная остановка
-проверка закрепленного материала АМО - диалог- презентация
-рефлексия АМО- светофор
Выводы: Применение активных методов на каждой фазе возможно при четком целенаправленном действии, осуществляемом всеми участниками образовательного процесса для достижения запланированных результатов обучения, воспитания и развития.


15