Презентация к научно-исследовательской работе на тему Использование средств ИКТ в процессе обучения младших школьников предмету «Окружающий мир»


Использование средств ИКТ в процессе обучения младших школьников предмету «Окружающий мир» Цель исследования: выявление дидактических условий эффективного использования средств ИКТ в процессе обучения предмету «Окружающий мир». Объект исследования: процесс обучения младших школьников предмету «Окружающий мир».Предмет исследования: дидактические условия использования средств ИКТ на уроках окружающего мира при изучении раздела «Человек - живое существо». Гипотеза исследования: использование средств ИКТ при изучении темы «Человек – живое существо» будет способствовать более эффективному усвоению учащимися учебного материала и развитию у них интереса к учению, если:- они способствуют включению младших школьников в активную познавательную деятельность на уроке;- они используются в комплексе с другими средствами обучения, не отрицая, а дополняя их;- они применяются для решения разных дидактических задач (иллюстрации, введение новой темы, осмысление, контроль и т.д.);- учитываются возрастные особенности учащихся. Задачи 1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.2. Выявить условия эффективного использования средств ИКТ в обучении предмету «Окружающий мир».3. Изучить опыт учителей начальных классов по применению информационных технологий на уроках окружающего мира.4. Изучить содержание и особенности существующих цифровых образовательных ресурсов, разработанных для курса «Окружающий мир».5.Разработать методические рекомендации по использованию средств ИКТ при изучении раздела «Человек – живое существо». 6. Экспериментально проверить выдвинутую гипотезу исследования. Глава 1. Теоретические основы использования средств ИКТ в процессе обучения младших школьников предмету «Окружающий мир»1.1.Сущность понятия «информационные технологии»1. 2. Дидактические возможности и условия использования средств ИКТ в начальной школе 1. 3. Особенности использования средств ИКТ на уроках окружающего мира Классификация средств ИКТ по области методического назначения Глава 2. Процесс обучения младших школьников предмету «Окружающий мир» с использованием средств ИКТ 2.1. Анализ педагогического опыта по использованию средств ИКТ на уроках окружающего мира в начальной школе 2.2. Методика изучения темы «Человек – живое существо» ( Н.Ф. Виноградова, 4 класс) 2.3. Организация познавательной деятельности младших школьников при изучении темы «Человек – живое существо» с использованием средств ИКТ 2.4. Анализ результатов педагогического эксперимента Оценка эффективности использования учителями средств ИКТ в учебном процессе начальной школы Частота использования средств ИКТ в учебном процессе 57% Тренажеры 28% Интерактивные таблицы 42% Электронные энциклопедии 71% ЦОР 100% Мультимедийные презентации Количество человек Средства ИКТ Средства ИКТ используемые на уроках окружающего мира учителями 57% Недостаточная информированность о возможностях ИКТ в учебном процессе 100% Плохое материальное оснащение школьных аудиторий 71% Недостаточное методическое обеспечение 57% Недостаточный навык работы с компьютером Количество учителей (%) Трудности при применении средств ИКТ в учебном процессе Трудности при применении средств ИКТ в учебном процессе Уровень усвоения учебного материала учащимися на констатирующем этапе эксперимента Психологического климат на уроках окружающего мира на констатирующем этапе эксперимента Изучение новой темы:Презентация:Как и любое другое живое существо, человек имеет внешнее и внутреннее строение. (слайд) Давайте вспомним внешнее строение человека.(слайд) Организм человека.Познакомить детей с организмом человека; учить прислушиваться к своему организму. 1. Этап урока, средства ИКТ Тема урока, цели урока № Локально-методическая система использования средств ИКТ при изучении темы «Человек-живое существо» в 4-м классе А теперь вспомните о внутреннем строении человека. (слайд ) - Отгадайте кроссворд.(Каждой цифре на модели организма соответствует название органа. Вписываются слова – названия органов)Изучение нового материала:ПрезентацияОрганизм человека состоит из взаимосвязанных между собой органов. Органы в свою очередь объединяются в системы органов. (слайд)Что обеспечивает нервная система?(Управляет деятельностью всего организма) (слайд) Нервная системаОбъяснить учащимся значение нервной системы;познакомить с органами составляющими нервную систему. 2. Закрепление изученного материала:Тренажер1). Правильно указать название костей. 2). Подписанные части скелета, с помощью мышки, перетащить на то место, которое эта часть занимает в человеке. Двигательная система организмаПроверить знания детей об опорно-двигательной системе и ее функциях 3. Закрепление изученного материала:Электронная энциклопедия Используется при подготовке индивидуального задания. Дети самостоятельно добывают информацию по пройденному материалу, готовят сообщения с помощью электронной энциклопедии. Нервная система Закрепление изученного материала:Интерактивный кроссвордДети выполняют кроссворд индивидуально. правильный ответ появляется по клику и иллюстрация ответа. Дети самостоятельно с помощью компьютера проверяют свои знания Дыхательная системаСистематизировать знания детей об органах дыхания 5. Изучение нового материала:Интерактивный плакат-Рассмотрите плакат, скажите с какими понятиями вы уже знакомы?-Рассмотрим более подробно, как устроен орган зрения.глаз можно сравнить с фотоаппаратом. Посредине глаза находится зрачок, через него проходят лучи света, они достигают особых чувствительных клеток, которые умеют различать свет,тень и различные цвета. Сигнал об этих предметах поступает в головной мозг, в результате мы видим предмет. Зрение1)Познакомить учащихся со строением глаза; 2)формировать бережное отношение к зрению,;3) воспитывать в детях заботливое отношение к своему здоровью 4. Уровень усвоения учебного материала учащимися в конце экспериментального обучения Динамика психологического климата на уроках окружающего мира после проведения экспериментального обучения