ИКТ как средство активизации познавательной деятельности на уроках музыки и во внеклассной работе
ИКТ как средство активизации познавательной деятельности на уроках музыки и во внеклассной работе
Автор: Баранова Татьяна Александровна,
учитель музыки
МБОУ «Москаленский лицей»
р.п. Москаленки
Приобщение современного школьника к вопросам искусства в XXI веке происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля. Восприятие ребенка меняется, он живет в мире технологических символов и знаков, в мире электронной культуры. Компьютерное пространство значительно расширяет поле активности обучающихся и является более интенсивным собеседником, по сравнению с книгой.
Это позволило мне органично включить ИКТ в уроки музыки.
Так, например, работая с программой «Энциклопедия классической музыки», возможно, использовать тематические экскурсии, которые знакомят с музыкальной культурой разных стран. Текстовый материал озвучен, подкреплен видео и музыкальными фрагментами, и, что важно в целях решения проблемы мотивации учащихся, уже готовыми для проверки усвоенного материала вопросами викторины с подсказками. Статьи – это основной раздел энциклопедии. Статьи содержат биографическую информацию о композиторах и исполнителях, сведения о музыкальных произведениях (их сюжетах, премьерах, истории написания), о музыкальных инструментах, о жанрах классической музыки и этапах ее развития. Можно прослушать отрывки из музыкальных произведений и просмотреть иллюстрации и видеофрагменты.
Очень интересна «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. Можно проследить историю развития той или иной группы, узнать о развитии рока, джаза, поп-музыки в России и за рубежом, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний можно зайти в раздел Викторина, где предложены различные вопросы и музыкальные фрагменты.
Программа «Шедевры музыки». В ней содержатся обзорные лекции по разным направлениям музыки, начиная от эпохи барокко и заканчивая современной музыкой. Кроме этого, представлены биографии композиторов, история созданий известных произведений, комментарии к ним, аудио и видеофрагменты. Также есть словарь различных терминов и музыкальных инструментов, что облегчает работу в классе. Ребятам нравится самостоятельно получать знания, искать информацию в этой программе. Она проста и интересна в обращении. Для проверки знаний учащихся используется раздел «Викторина». В этом разделе учащиеся должны не только определить музыкальное произведение, но и указать композитора и его портрет.
Не менее интересна программа «Музыкальный класс», где есть возможность заниматься как музыкой, так и сольфеджио. Эта программа обучающего характера идеально подходит для ребят, только начинающих заниматься музыкой. На своих занятиях я активно использую эту программу. Учащиеся имеют возможность самостоятельно, без моей помощи получать знания, закреплять их с помощью проверочных заданий, анализировать свои ошибки. В разделе «Теория музыки» учащиеся самостоятельно выбирают один из предложенных уроков, прослушивают его и делают упражнения для проверки усвоения знаний. Каждый ребенок любит играть. В музыкальных играх «Крестики-нолики» и «Музыкальные кубики» они определяют инструменты, длительности, ансамбли, ноты и составляют музыкальный диктант из кубиков. Прекрасно дополняют друг друга разделы «История музыкальных инструментов» и «Электронное пианино». В первом разделе учащиеся получают сведения о группах музыкальных инструментов, историю их создания, виды, а в другом разделе исполняют произведение на любом из предложенных 10 инструментов. Такое сочетание дает хорошие результаты, так как ребята не только теоретически изучают инструменты, но и виртуально играют на них. Интересный синтез представляет собой использование на занятиях синтезатора и компьютера. Детям интересно и послушать произведение в исполнении педагога, самому самостоятельно попробовать исполнить произведение разными тембрами или просто поиграть понравившимся тембром.
Широко применяется также и метод творческих проектов. Детям на уроках музыки предлагается создать презентацию на определенную тему. Ученики, опираясь на помощь педагога, намечают план работы, осуществляют подбор материалов, создают презентацию и представляют ее на уроке. Часто темы таких презентаций позволяют осуществить принцип интеграции предметов. Так, презентации учеников к уроку музыки по темам «Музыкальная жизнь Омска» и «Музыка во время Великой Отечественной войны» могут быть использованы как на уроках музыки, так и на внеклассных мероприятиях.
Современные программы дают возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы. А освоение новых музыкальных компьютерных программ, таких как Sibelius, Hip-Hop, Техно, Банд-энд-Бокс и т.д. позволяет еще больше расширить возможности педагога и привлечь ребят к практическому применению ранее полученных теоретических знаний.
Так, например, на уроке музыки в 8 классе учащиеся с помощью этих программ создали несколько вариантов предложенного музыкального произведения. Этот урок демонстрировался на региональном конкурсе «Открытый урок» (отмечен Дипломом победителя, разработка урока размещена в сборнике материалов регионального конкурса «Опыт лучших – в практику»), а также на IV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» в г. Москве (отмечен Грамотой финалиста).
Участвуя в Интернет-проектах, ученики также применяют полученные ранее знания. Работы учеников, участвовавших в телекоммуникационном проекте регионального уровня «Сильвестровский меридиан» и в конкурсе областного уровня «Корнями дерево сильно» признаны лучшими и отмечены Дипломами победителей. Вот уже четыре года подряд мои работы и работы моих учеников являются одними из лучших на городских этических чтениях, многие из них рекомендованы к печати в сборнике лучших работ.
Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения. Анализ результатов анкетирования учащихся, проведенного психологической службой лицея, показал, что в результате использования на уроках музыки ИКТ повышается учебная мотивация (97% учеников отметили, что им хочется, чтобы подобные уроки проводились чаще), формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока. Полученные результаты хорошо демонстрируют, как успешно развивается познавательная активность учащихся. Это связано не только с осознанным изучением предмета, но и с насыщением урока информационными программами. С каждым годом увеличивается количество учащихся, которые используют ИКТ в своих зачетных, контрольных работах, составляют кроссворды, делают презентации о жизни композиторов.
Являясь потребителем Интернет-ресурсов, я одновременно размещаю как свои методические разработки уроков и внеклассных мероприятий, так и детские работы на сайте «Pedsovet.su», «k uroku», «1 September».
Имея небольшой опыт использования ИКТ, но, имея большое желание профессионально расти, в прошлом году я вступила в экспериментальную группу учителей музыки, входящей в состав лаборатории «Творческая мастерская учителя музыки» в рамках «Ассоциации учителей музыки г. Омска и Омской области» при кафедре ТиММЭВ факультета искусств ОмГПУ. Кроме этого, принимаю участие в работе сообщества «Сетевое объединение учителей музыки и музыкальных педагогов дополнительного образования», участвуя в обсуждении вопросов использования различных образовательных технологий, обмениваясь информацией и материалами по использованию информационно-коммуникативных технологий на музыкальных занятиях. Имею доступ к библиотеке готовых учебных проектов с применением информационно-коммуникативных технологий, библиотеке методик проведения занятий с использованием разнообразных электронных ресурсов.
ИКТ позволяют повысить значительно эффективность образования. Повышаю результативность и, главное, интерес детей к занятиям музыкой. Они способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагога. Нам, учителям, предоставляются новые возможности осмысления своего собственного опыта, совершенствования своего профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, направленного на укрепление межпредметных связей, выработку единства требований. Хотите, чтобы учащиеся ходили к вам на занятия без пропусков, ловили каждое ваше слово? Используйте современные технологии, и результат не заставит вас ждать. А это всё способствует оптимизации учебного процесса на основе его информатизации.
Спасибо за внимание!
13PAGE 15
13PAGE 14315
15