Презентация «Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в преподавании русского языка и литературы»


«Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в преподавании русского языка и литературы»Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ «Дюсьметьевская средняя общеобразовательная школа» Мамадышского муниципального района РТСеменова Радика Михайловича Урок в современной школе… Каким он должен быть? Устарели ли требования, предъявляемые к построению урока, методике его проведения? Конечно же, нет. Триединство целей (обучающая, развивающая и воспитывающая) – обязательный компонент любого урока. Ситуация существенно изменилась с принятием и введением в действие федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), содержащим требования к: - результатам освоения основной образовательной программы;- условиям реализации основной образовательной программы; - структуре основной образовательной программы. ФГОС фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить их разумному и эффективному использованию учащихся. В частности, выпускник начальной школы должен:1. Активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решениякоммуникативных и познавательных задач.2. Вводить текст с помощью клавиатуры.3. Фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки и измеряемые величины.4. Готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.5. Уметь использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. Задачи, стоящие перед учителем – словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей – предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются электронные образовательные ресурсы. Использование ЭОР на уроках литературы и русского языка можно представить схемой: Основные направления использования электронных образовательных ресурсов на уроках:- Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)- Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)- Тренажёр- Контроль за умениями, навыками учащихся- Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся. Применение средств ЭОР на уроках - эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. В своей работе использую готовые программные продукты: Электронные энциклопедические словари, Интернет-ресурсы, текстовые материалы, тесты, тренажёры, презентации учебного материала и электронные пособия… Интересна работа с использованием программы Power Point. Она приводит к ряду положительных эффектов: обогащает урок эмоциональной окрашенностью, облегчает процесс усвоения, возбуждает интерес к предмету, расширяет кругозор, повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке. Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его интереснее. При объяснении нового материала на уроке использую иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии. Иллюстрации к произведениям Н.С. Лескова На уроках обобщения и повторения целесообразно использовать интерактивные таблицы, схемы. Они помогают систематизировать изученный материал. Возможно их использование и при объяснении нового материала. С помощью таблиц дети учатся анализировать языковые явления, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал. На этапах повторения и закрепления материала использую интерактивные тесты. Это тесты, разработанные мною, и тесты, содержащиеся на дисках. Использование интерактивных тестов помогает не только экономить время, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания. Тренажёр, контроль за умениями, навыками учащихся.Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации. Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе. (Приложение «Односоставные предложения»). Учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют решить ряд проблем: повысить интерес у учащихся к предмету; повысить успеваемость и качество знаний учащихся; сэкономить время на опрос учащихся;дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях; помогают и учителю повысить уровень своих знаний. Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся. Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Учитель может научить ребёнка грамотно использовать компьютер, показать, что он не только игрушка и средство общения с друзьями. При умелом наставничестве педагога подросток учится среди обилия информации в Интернете находить нужную, учится обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей. Самое элементарное применение компьютера ребятами – редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ, своих стихов, составление сборников, создание компьютерных рисунков. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, тесты, пособия по литературе, дидактический материал. Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным. Кроме этого, использование компьютерных, информационных технологий на наших уроках позволяет осуществлять интеграцию с информатикой, реализовывать приобретаемые на этом занятии навыки в практической деятельности. Работа с программой Microsoft Publisher позволяет получить реальный продукт своей деятельности в виде газеты, книжки – малышки, буклета и т. д. Она используется для- оформления результатов работы - выпуска газеты, информационного листка ЭОР можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. Применение ЭОР на уроках литературы помогает добиться следующих результатов: создавать учителем и учащимися базы, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей; повышает качество обучения;усиливает интерес к изучению предмета;позволяет рационально распределять время урока; помогает доходчиво объяснять материал, делать его интересным. Что дают ЭОР учителю?Использование ЭОР на уроках повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке. Заинтересовать учеников изучаемым материалом, развивать творческий подход к окружающему миру. Формировать элементы информационной культуры. Что нового дают ЭОР учащемуся?Прежде всего – возможность действительно научиться. Я считаю применение ЭОР необходимым на уроках русского языка, литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся. Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом ,чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным Каталог Интернет – ресурсов для учителей русского языка и литературы  Приложение «К уроку»