Мастер-класс «Использование электронных образовательных ресурсов на уроках литературы (на примере обзорного урока по теме «Сентиментализм как литературное направление» в 8 классе)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Северодвинская городская гимназия»
Мастер-класс
«Использование электронных
образовательных ресурсов на уроках литературы
(на примере обзорного урока по теме «Сентиментализм как литературное направление» в 8 классе)
Подготовила:
Крамаренко Вера Николаевна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
2014
Презентация педагогического опыта
«Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», - сказал ещё в начале XX века писатель-реалист М. Горький. Эти слова классика звучат необыкновенно актуально сейчас, когда развитие техники идёт семимильными шагами.
Развиваются технологии – изменяются и требования, предъявляемые к содержанию учебного процесса. В настоящее время мы, учителя, должны не столько давать знания, сколько учить детей учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний. Чтобы школа не проиграла в соревновании с широкой доступностью услуг Интернета, необходимо с максимально большей пользой для ребенка использовать возможности этого столь привлекательного для современных школьников ресурса.
К тому же, это достаточно мощный рычаг, повышающий мотивацию учебной деятельности ребёнка, который в мире компьютеров давно чувствует себя как дома.
Сам факт проведения урока в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей. Ребёнку становится интересно при помощи компьютера осваивать материал, проверять уровень своих знаний, получать за свой учебный труд отметку независимого, объективного экзаменатора, коим является компьютер.
ЭОР – это учебное средство, ориентированное на достижение следующих целей:
предоставление учебной информации с привлечением средств технологии мультимедиа;
осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии;
контроль за результатами обучения и продвижения в учении;
Необходимость использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) сегодня очевидна многим, потому что они
- позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;
- способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
- позволяют индивидуализировать процесс обучения;
- повышают интерес к урокам русского языка и литературы;
- активизируют познавательную деятельность учащихся;
- развивают творческий потенциал учащихся.
ЭОР могут использоваться на всех этапах обучения:
- при объяснении нового материала;
- закреплении;
- повторении;
- на этапе контроля усвоения учебного материала.
Электронные образовательные ресурсы и современный урок русского языка
Учителя русского языка и литературы в силу понятных причин весьма осторожно относятся к применению новых информационных технологий на своих уроках. Целеполагание их деятельности во многом отличается от целей и задач других учителей-предметников. По большому счету, главное для нас – гуманитарное образование личности ребенка, которое является основой человеческой нравственности и культуры.
Но ЭОР становятся хорошим помощником учителю-словеснику, делая процесс преподавания предмета не только интересным, но и более понятным. ЭОР на уроках русского языка и литературы позволяют разнообразить формы работы, активизировать внимание учащихся, повышают творческий потенциал личности.
Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал.
Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий воспитывает интерес к уроку.
Использование интерактивных тестов не только экономит время учителя, но и помогает учащимся самим оценить свои знания, свои возможности. Так урок становится ярким, образным, деятельностным.
Такие уроки приносят большое удовлетворение учителю и пользу ученикам. Правильно подобранный к уроку ЭОР пробуждает чувства, заставляет переживать, будит воображение. Это начало другого, «нешкольного» знания. Знания, в основе которого – ощущения и образы.
Преимущества использования ЭОР по сравнению с традиционными средствами обучения.
Учет особенностей восприятия современных детей и подростков;
Использование технических возможностей, обеспечивающих наглядность (мультимедийность);
Быстрота и экономия времени на отбор, разработку и использование дидактических средств.
Оперативность при отработке навыков, контроле, организации самостоятельной работы (эффективность ЭОР)
Основные риски при применении ЭОР на уроках русского языка таковы:
Наличие некачественных ЭОР;
Увлечение использованием ЭОР в ущерб образовательным задачам как самоцелью, а не эффективным средством организации деятельности ученика (напр., нерациональное использование времени урока);
Неготовность учителя к сочетанию различных приемов, гибкому и вариативному использованию ЭОР;
Недостаточные технические возможности школы
Мне бы хотелось остановиться на том, как можно использовать возможности мобильного класса и ЭОР на обзорных уроках. Урок литературы в 8 классе по теме «Сентиментализм как литературное направление».
Представление фрагмента учебного занятия
Создание проблемной ситуации. Из переписки двух английских дам в 1749 году: “Что, по-вашему, означает слово «сентиментальный», которое вошло в такую моду среди людей учтивых? Всё, что умно и приятно, подразумевается им. Удивительно, но я нередко слышу, как говорят, что такой-то — сентиментальный человек, или мы составили сентиментальное общество, или приняли участие в сентиментальной прогулке”. Попробуем помочь дамам и ответить на вопросы:
1. Какие значения есть у слова «сентиментальный»?
2. Что представляет собой сентиментализм как литературное направление?
3. Почему сентиментализм был так популярен в 18 веке?
Чтобы ответить на эти вопросы, разобьёмся на пары и выполним задания, пользуясь интернет-источниками (электронные энциклопедии).
1 пара
В толковом словаре найдите словарную статью слова «сентиментальный», воспользовавшись онлайн-словарём www.dic.academic.ru . Создайте презентацию Microsoft Office Power Point, в которой были бы приведены оба значения слова и пример употребления.
2 пара
Создать презентацию Microsoft Office Power Point из 5-6 слайдов о европейском сентиментализме как литературном направлении. Включите в презентацию следующий материал: определение, хронологические рамки, характерные черты, представители. Воспользуйтесь ресурсами интернет - энциклопедии Википедия (http://www.wikipedia.org/).
3 пара
Найти материал об английском поэте сентименталисте Томасе Грее и о его элегии «Сельское кладбище», дать определение элегии как жанра. Воспользуйтесь интернет - ресурсами www.poeti.biz. Оформить материал в документ Microsoft Office Word и создать презентацию Microsoft Office Power Point
4 пара
Найти материал о шотландском поэте сентименталисте Джеймсе Томсоне и о его сборнике поэм «Времена года», дать определение поэмы как жанра. Воспользуйтесь интернет - ресурсами www.poeti.biz. Оформить материал в документ Microsoft Office Word и создать презентацию Microsoft Office Power Point
5 пара
Найти материал об английском писателе-сентименталисте Лоренсе Стерне и о его романе «Сентиментальное путешествие», дать определение романа-путешествия как жанра. Воспользуйтесь интернет – ресурсами www.pergam-club.ru и интернет - энциклопедии Википедия (http://www.wikipedia.org/).
Оформить материал в документ Microsoft Office Word и создать презентацию Microsoft Office Power Point
6 пара
Найти материал об английском писателе-сентименталисте Сэмюэле Ричардсоне и о его романе «Кларисса», дать определение романа как жанра. Воспользуйтесь интернет – ресурсами www.pergam-club.ru.
Оформить материал в документ Microsoft Office Word и создать презентацию Microsoft Office Power Point
7 пара
Найти материал о французском писателе-сентименталисте Жан-Жаке Руссо и о его эпистолярном романе «Юлия, или Новая Элоиза». Воспользуйтесь ресурсами интернет - энциклопедии Википедия (http://www.wikipedia.org/). Оформить материал в документ Microsoft Office Word и создать презентацию Microsoft Office Power Point
8 пара
Найти материал о немецком писателе Иоганне Вольфганге Гёте и о его романе в письмах «Страдания юного Вертера». Воспользуйтесь ресурсами интернет - энциклопедии Википедия (http://www.wikipedia.org/). Оформить материал в документ Microsoft Office Word и создать презентацию Microsoft Office Power Point
9 пара
Найдите материал об особенностях русского сентиментализма. Включите в презентацию следующий материал: определение, хронологические рамки, характерные черты, представители. Воспользуйтесь ресурсами интернет - энциклопедии Википедия (http://www.wikipedia.org/). Оформить материал в документ Microsoft Office Word и создать презентацию Microsoft Office Power Point
10 пара
Найти материал о русском писателе-сентименталисте Иване Ивановиче Дмитриеве и его поэзии. Воспользуйтесь ресурсами интернет - энциклопедии www.writerstob.narod.ru Оформить материал в документ Microsoft Office Word и создать презентацию Microsoft Office Power Point
11 пара
Найти материал о русском писателе-сентименталисте Александре Николаевиче Радищеве и о его романе «Путешествие из Петербурга в Москву». Воспользуйтесь ресурсами интернет - энциклопедии www.writerstob.narod.ru Оформить материал в документ Microsoft Office Word и создать презентацию Microsoft Office Power Point
12 пара
Найти материал о русском писателе-сентименталисте Николае Михайловиче Карамзине и о его творчестве. Воспользуйтесь ресурсами интернет - энциклопедии www.writerstob.narod.ru и www.a4format.ru/ Оформить материал в документ Microsoft Office Word и создать презентацию Microsoft Office Power Point
На выполнение задания в парах отводится 15-20 минут.
По завершении работы в парах учащиеся представляют свой материал. В результате из отдельных сообщений и презентаций складывается электронная мини-энциклопедия «Сентиментализм как литературное направление», которая не только поможет учащимся
+ По СанПину продолжительность работы за компьютером в 8 классе составляет 20-25 минут.
Заключение
Достоинств у ЭОРов масса. Главное - разумно использовать их с пользой для каждого ученика. А для этого нужно научиться «отделять зёрна от плевел», т.е. критично подходить к отбору ЭОРов, которые в большом количестве предлагаются учителю и на прилавках магазинов, и в ИНТЕРНЕТе.
Приложение 1
ЭОР для учителя русского языка и литературы
http://eor.it.ru/eor/ - учебный портал по использованию ЭОР
Справочные, научные материалы:
http://www.ruscorpora.ru/– Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме
http://etymolog.ruslang.ru/– Этимология и история русского языка
www.mapryal.org/ – МАПРЯЛ – международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы
http://philology.ru/default.htm– Русский филологический портал
http://russkiyjazik.ru/– Энциклопедия «Языкознание»
http://mlis.ru/- Методико-литературный интернет-сервис (МЛИС) создается как виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический опыт, актуальный для современного учителя литературы
Электронные библиотеки, архивы, пособия:
www.feb-web.ru/– Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ). Полнотекстовая информационная система по произведениям русской словесности, библиографии, научные исследования и историко-биографические работы
http://philology.ruslibrary.ru/– Электронная библиотека специальной филологической литературы
http://magazines.russ.ru/ – Журнальный зал – литературно-художественные и гуманитарные русские журналы, выходящие в России и за рубежом
http://lib.prosv.ru/– «Школьная библиотека» – проект издательства «Просвещение» – вся школьная программа по литературе на одном сайте
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/index.html?part-005.htm/ – Валгина, Н.С. Современный русский язык: электронный учебник
Издательский дом «Первое сентября»:
http://rus.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка»
http://lit.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Литература». Сайт для учителей «Я иду на урок литературы»
Федеральный портал «Российское образование»:
http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=299&fids[]=279/Каталог образовательных ресурсов по русскому языку
http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=299&fids[]=269/- Каталог образовательных ресурсов по литературе
http://litera.edu.ru/ – Коллекция: русская и зарубежная литература для школы
Методические материалы:
www.uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе
www.Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru), «Методики» (www.metodiki.ru), «Пособия» (www.posobie.ru)
www.pedved.ucoz.ru/ – Образовательный сайт «PedVeD» – помощь учителю-словеснику, студенту-филологу
www.proshkolu.ru/club/lit/ – Клуб учителей русского языка и литературы на интернет-портале «ProШколу.RU»
http://www.portal-slovo.ru/philology/ – Филология на портале "Слово" (Русский язык; литература; риторика; методика преподавания)
www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net».
http://www.proshkolu.ru/, http://www.openclass.ru/http://www.russkyiaz.ruДля учителя русского языка и литературы: поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, контрольные работы, методические разработки, конспекты уроков, презентации
http://collection.edu.ru/default.asp?ob_no=16970/– Российский образовательный портал. Сборник методических разработок для школы по русскому языку и литературе
www.a4format.ru/– Виртуальная библиотека «Урок в формате a4». Русская литература XVIII–XX веков (для презентаций, уроков и ЕГЭ)
www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_RussYaz.html/– Проект «Методкабинет». Учителю русского языка и литературы (www.metodkabinet.ru/ PO/PO_menu_Litera.html)
www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/ – Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы
http://school.iot.ru/– Интернет-обучение. Сайт методической поддержки учителей
http://person.edu.ru/default.asp?ob_no=2465/ – Учительские находки: конкурс методических разработок для школы
http://www.prosv.ru/umk/konkurs/info.aspx?ob_no=12267/– Работы победителей конкурса «Учитель – учителю» издательства «Просвещение»
http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/- Сообщество учителей-словесников
http://school-collection.edu.ru/Олимпиады, конкурсы:
http://www.rsr-olymp.ru/splash/– «Мир олимпиад» – всероссийский портал олимпиад (пилотная версия) Олимпиады по русскому языку, литературе и пр.
http://www.mk.ru/msu/?p=pavila3/– Олимпиада школьников «Покори Воробьевы горы!»
http://olympiads.mccme.ru/turlom/ – Турнир имени М. В. Ломоносова
http://www.svetozar.ru/– Открытая международная Интернет-олимпиада школьников по русскому языку «Светозар»
www.eidos.ru/olymp/olymp-list.htm/ – Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады
http://www.desc.ru/show.html?id=614/– Интернет-карусель (on-line соревнования)
Дистанционное образование:
http://russ.olymp.mioo.ru/ – Русский язык для старшеклассников и абитуриентов: Дистанционная подготовка по русскому языку МИОО (теория и практические задания)
ЕГЭ:
http://www.ege.edu.ru/ – Официальный информационный портал ЕГЭ
http://www.ege.ru/– Сайт информационной поддержки ЕГЭ в компьютерной форме
http://www.rustest.ru/– ФГУ «Федеральный центр тестирования»
Интернет порталы
http://fcior.edu.ru – Федеральный центр информационных образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://edu.of.ru/zaoch/ - Российский общеобразовательный портал. Заочная работа со школьниками
http://profil.3dn.ru/ - Сайт сетевых семинаров и конференций РГПУ им. А.И.Герцена
http://edu.of.ru/profil/default.asp - Российский общеобразовательный портал. Дистанционная поддержка профильного обучения
http://www.openclass.ru/ - Сетевые образовательные сообщества. Открытый класс.
Приложение 2
ЭОР для учащихся:
Словари. ру. - http://slovari.ru/dictsearch Учебник грамоты http://www.gramota.ru/class/coach/tbgramota Справочная служба http://www.gramota.ru/ Русские поэты. Краткий портретный тест.
http://gramma.ru/LIT/?id=8.201 Экзамены. Нормативные документы - http://gramma.ru/EXM/ и другие.
Приложение 3
ЭОРы по русскому языку
1 Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»
http://www.gramota.ru2 Коллекция «Диктанты - русский язык» Российского общеобразовательного портала
http://language.edu.ru3 Культура письменной речи
http://www.gramma.ru4 Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений
http://www.philolog.ru/dahl/5 Имена.org - популярно об именах и фамилиях
http://www.imena.org6 Искусство слова: авторская методика преподавания русского языка
http://www.gimn13.tl.ru/rus/7 Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО
http://ruslit.ioso.ru8 Крылатые слова и выражения
http://slova.ndo.ru9 Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ)
http://www.mapryal.org10 Мир слова русского
http://www.rusword.org11 Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система
http://www.ruscorpora.ru12 Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка
http://yamal.org/ook/13 Основные правила грамматики русского языка
http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm14 Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология: электронные лингвокультурологические курсы
http://gramota.ru/book/ritorika/15 Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово»
http://www.ropryal.ru16 Рукописные памятники Древней Руси
http://www.lrc-lib.ru17 Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН
http://rusgram.narod.ru18 Русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник
http://www.philol.msu.ru/rus/galya-1/19 Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты
http://character.webzone.ru20 Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку
http://www.svetozar.ru21 Свиток - История письменности на Руси
http://www.ivki.ru/svitok/22 Система дистанционного обучения «Веди» - Русский язык
http://vedi.aesc.msu.ru23 Словесник: сайт для учителей Е.В. Архиповой
http://slovesnik-oka.narod.ru24 Справочная служба русского языка
http://spravka.gramota.ru25 Тесты по русскому языку
http://likbez.spb.ru26 Центр развития русского языка
http://www.ruscenter.ru27 Электронные пособия по русскому языку для школьников
http://learning-russian.gramota.ru28. Аудиокниги
http://audio.1c.ru/
Приложение 4
Адреса полезных сайтов:
http://school-collection.edu.ru - Единая коллекция ЦОР, разработанная по поручению Министерства образования и науки РФ в рамках проекта «Информатизация системы образования», содержит не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их использованию в образовательном процессе.
http://www.shpl.ru– полезную информация учитель - словесник может получить на сайте Государственной публичной исторической библиотеки,
огромный каталог информационных ресурсов по русскому языку расположен на сайте «Словесник» (http://slovtsnik-oka.narod.ru)
,
http://gramota.ru/ - часто обращаюсь к материалам Грамота.ру, при этом на занятиях помимо словарей активно использую предлагаемые интерактивные диктанты,
набор готовых учебных презентаций к урокам русского языка и литературы предложен на сайте сетевого объединения методистов Федерации Интернет-образования (http://center.fio.ru),
http://www.it-n.ru/ - коллекция учебных проектов с применением ИКТ – на сайте «Сеть творческих учителей»,
http://www.1september.ru - сценарии уроков, олимпиад, разработки тестов, контрольных работ - на методическом сайте,
http://www.openclass.ru/ - сетевое образовательное сообщество учителей,
http://www.biblioclub.ru/audio_books.php - университетская библиотека (полнотекстовая электронная мобильная библиотека),
http://prosv.ru сайт издательства «Просвещение», здесь Вы найдёте каталог учебников и учебно-методической литературы издательства «Просвещение»; полезную информацию для учителей, методистов, администраторов; информацию о новых учебниках и учебно-методических пособиях; методическую помощь; новости образования и учебного книгоиздания; информационно-публицистический бюллетень «Просвещение»,
http://uchitelu.net/?q=materialy_uchitelu/results/taxonomy%3A559.18%2C75
– проект «Учителю.net» - это социальная сеть для педагогов. В разделе собраны методические материалы, разработки учителей. Здесь вы можете найти или разместить презентации к урокам, планы уроков, тематические планирования, контрольные работы и тесты;
http://pedsovet.su/load/27-2-2 - «Pedsovet.su»
- педагогическое сообщество учителя информатики Екатерины Хорьковой. Он представляет собой образовательный сайт, интернет-сообщество (социальную сеть) учителей, педагогов и других работников сферы образования. Этот сайт призван оказывать различную поддержку и помощь как начинающим педагогам, так и опытным учителям. В основе сайта лежит идея взаимопомощи между пользователями сайта. Идея сайта: "Учитель, помоги учителю!" Составителями сайта Pedsovet.su являются талантливые учителя, которые взяли на себя ответственность помогать педагогам удаленно, через интернет. Все материалы этого сайта разработаны пользователями сайта или найдены в сети интернет как свободно распространяемые.