Статья на тему:Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии.
Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии.
« Игра - это норма, и ребёнок должен всегда играть, даже когда делает серьёзное дело"
А.С.Макаренко.
Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Современные дети - это уже не чистый лист, на который наносятся знания, к ним так много информации поступает отовсюду! Это нельзя не учитывать. Учитель уже не является для наших детей единственным источником информации, всезнающим оракулом. Игра – это мостик между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является максимально важной. В игре происходит разрешение конфликтов и передача чувств. Игра – это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как наиболее полно выразить и исследовать свое собственное ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В.А. Сухомлинский говорил, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Педагогическая игра – это вид учебной деятельности в условиях целенаправленного обучения, характеризующийся высокой познавательной заинтересованностью, в которой моделируются реально ситуации, решение которых приводит к получению новых знаний или способов действий. Игровые формы т применяю и в основной, и в старшей школе, а так же использую при проведении нетрадиционных уроков. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами. Существующее многообразие учебных игр позволяет использовать их практически на каждом этапе урока – при проведении опроса и закрепления материала как домашнее задание или же, как вариант проведения обобщающего урок.
В своей педагогической практике следующие виды игр:
Игры упражнения проводятся как на уроке, так и во внеурочной учебной работе. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, сообразительности, мышления, внимания, логики, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки и загадки.
Несколько примеров.
Игра «Найдите лишнее»
Цель игры: научить распознавать по формулам различные классы органических и неорганических веществ.
Технология игры: вычеркнуть лишнее, делает одни ученик или эстафета
HCI Na2SO4 H2SO4 HNO3
KCI BaSO4 H2SO3 CaCO3
SO3 Mn2O7 KCIO3 N2O5
NaOH Mg(OH)CI AI(OH)3 Cr(OH)2
H3BO3 NaHCO3 Ca(HS)2 MgCIИгра «Химическая разминка»
Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся.
Технология игры: 2 команды задают друг другу вопросы.
Игра «Химический аукцион»
Цель: Закрепить знания по теме амфотерные оксиды и гидроксиды.
Учитель просит называть амфотерные оксиды и гидроксиды. Если наступает пауза, то 3 раза повторяю последнюю формулу, удар молотка, «Продано» и т.д.
Игра «Крестики - нолики»
Цель: запомнить названия веществ – металлов и неметаллов. Выучить знаки химических элементов
При игре в «Крестики - нолики» в горизонтальном, вертикальном или диагональном направлении следует соединить прямой линией три клетки по признаку, являющемуся одинаковым для всех веществ, приведённых в этих клетках. Признак этот указывается в условиях игры.
а) Выигрышный путь – названия металлов
Железо
Кремний Кальций
Калий
Магний Углерод
Фосфор
Хлор Алюминий
б) Выигрышный путь – названия неметаллов
Хлор
Ртуть Золото
Кремний
Азот Кислород
Никель
Водород Железо
Игра «Установи соответствие».
Ca Железо
Cu Калий
Ag Медь
Fe Магний
K Алюминий
Mg Железо
Al Серебро
Игра «Четвёртый лишний».
Цель: Закрепить знания по теме « Периодическая система химических элементов»
Найдите в каждом ряду химический элемент, который отличается от остальных по положению в Периодической системе химических элементов.
а) H , He , Ne , Ar б)H , Li , Be , B в)Fe , Co , Ni , Ar г)F , Cl , Mn , Br
.
Игры путешествия. Их можно проводить как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх – путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях.
Например, при изучении темы « основные классы неорганических соединений в 8 классе: Путешествие в страну Кислот ( можно выбрать любой класс соединений), при изучении органической химии в 10 классе: урок-путешествие «Покорение вершины горы Спиритус фенолюс».
Сюжетная (ролевая) игра. Отличается от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли. Ролевая игра представляет собой один из тех уникальных приемов экспериментального обучения, который помогает ученику справляться с неопределенностью и жизненными непростыми ситуациями.
Использую Уроки- конференции, уроки- деловые игры, школа детективов ( 10 класс , тема «Углеводороды»)
Игра – соревнование может включать в себя все вышеуказанные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества.
В арсенале моей работы есть зрелищные интеллектуально- творческие игры. К этому типу относятся «Что? Где? Когда?», «Брейн - ринг», «Поле чудес», «Своя игра», «КВН»