Статья «Технология межпредметной деятельности как способ гуманитаризации образования»
ТЕХНОЛОГИЯ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Кейль С.С., преподаватель
ГБОУ СПО «Березниковский строительный техникум»
г. Березники
Среди современных технологий обучения особое место занимает интеграционная технология, которая обеспечивает связь разнопредметных знаний и умений, различных видов деятельности на уровне: учебных тем, уроков, других форм организации обучения. На примере интегрированного урока истории и литературы можно выстроить систему межпредметной работы. Для начала необходимо учесть специфику этих гуманитарных предметов. История раскрывает пространственно - временные и причинно - следственные связи. Литература помогает ощутить историческое пространство, закрепленное в слове, в художественных образах.
Задания, которые предлагается выполнить студентам можно разделить на несколько типов:
- сравнение исторического документа и художественного текста;
- сопоставление эпизода и образа в художественных произведениях и исторических документов;
- понимание закономерностей, историко-литературного процесса.
Рассмотрим некоторые варианты межпредметных заданий каждого типа на уроке, тема которого «Россия 1812 г. в историческом и художественном осмыслении». Урок является для студентов обучающим в плане освоения новой формы работы. В ходе урока им предлагается изучить
несколько отрывков из писем Наполеона и Александра I друг другу, фрагменты мемуаров самого Наполеона и отрывок из главы "Евгения Онегина" "Напрасно ждал Наполеон..", отрывок из «Войны и мир»
Л. Толстого, отрывки из «Письма русского офицера» Ф. Глинка. Далее перед студентами ставится задача:
- сравнить исторический документ и художественный текст;
- сопоставить эпизод и образ в художественных произведениях и исторических документах;
- понять историко-литературный процесс;
- терминологически грамотно оформить свои мысли в таблице.
Основные направления Источники, автор Образ исторической личности в источнике Примеры, факты,
аргументы
Роль Александра I в войне 1812 г. Н. Троицкий
"Александр I и Наполеон" Роль Наполеона в войне 1812 г. Н. Троицкий
"Александр I и Наполеон"
А. Пушкин "Евгений Онегин" (отрывок) Образ Москвы 1812 г. Ф. Глинка "Письма русского
офицера" (отрывок)
Л. Н. Толстой "Война и мир" (отрывок) По аналогичному алгоритму был проведен интегрированный урок "Из искры возгорится пламя..." (о подвиге декабристов в их деятельности и творчестве). В начале урока аудитории предлагались вопросы для фронтальной беседы, например «Почему первые тайные общества декабристов возникли в России после 1812 года?», «Какая из программ Северного или Южного обществ, была наиболее реалистична в условиях того времени?»
Далее следовал рассказ о зарождении нового течения в литературе – гражданской лирики и практическая работа. Перед студентами была поставлена задача изучить самостоятельно творчество декабристов
К. Рылеева, А. Одоевского, В. Кюхельбекера и ответить на вопросы:
- каким событиям царствования Александра I посвящены эти строки?
- действительна ли лирика поэтов декабристов является отражение событий, происходящих в России в первой четверти 19 века?
Также предлагалось интерпретировать источник, определить в каком литературном жанре написаны агитационные письма Рылеева и Бестужева.
В конце урока подвелись итоги в форме защиты или осуждения деятельности декабристов современным поколением.
В выборе тем для интегрированного урока основываемся на широких программных темах по истории, которые охватывают большой промежуток исторического времени и отражены в литературных произведениях. Поскольку существуют известное расхождение между историческими периодами, изучаемыми на уроках истории и литературы, то проведение межпредметных уроков позволяет систематизировать знания студентов по этим гуманитарным дисциплинам, повторить изученный ранее материал.
Следует сказать, что на таких уроках студенты работают в группах или парах, развивая учебно-познавательную и коммуникативную компетенции. Они сами выбирают форму для ведения записей: это может быть предложенная педагогом таблица или тезисы.
Проведение интегрированных уроков позволяет студентам понять содержание и значение различных источников, соотнести исторические события с реалиями нашего времени, а самое главное, научиться разрешать проблемные ситуации. Подобная практика интересна еще и тем, что педагог постоянно совершенствует свое профессиональное мастерство, студенты видят, что историк владеет знаниями по литературе, искусству, обществознанию.
Подводя итог, можно сказать, что межпредметная деятельность позволяет решать задачи обучения на качественно новом уровне, формируя в сознании студентов основы гуманистического мировоззрения.
Список литературы:
Зверева Л., Тувельман И. Мир и Россия в XIX веке. М. 2003
Дорожкина Н. Современный урок истории 5-11 кл. М. 2009
Кульневич Е., Лакоценина Т. Совсем необычный урок. Воронеж 2001
Пушкин А.С. Евгений Онегин. М. 1987
России двинулись сыны. Записки об Отечественной войне 1812 года ее участников и очевидцев. М. 1988.
Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца 17 века.I ч. М. 2006
Троицкий Н. Александр I и Наполеон. М., 1993
Ярославцева М. Методика работы с текстовой информацией на уроках истории. М. «Первое сентября» 2005