«Групповая работа на уроках как форма активизации познавательной деятельности учащихся».

«Групповая работа на уроках как форма активизации познавательной деятельности учащихся».

Условия возникновения опыта.
Целью сегодняшней программы развития является создание условий, которые способствовали достижению нового качества образования и обеспечивали выпускникам высокую конкурентоспособность.
Работая в младших классах, мы всегда задумываемся над тем, какими станут наши ученики, когда повзрослеют. Конечно же, мы мечтает о том, чтобы они были знающими, ответственными, творческими людьми. Сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний, важнее научить хотеть учиться.
За последние десятилетия, на мой взгляд, чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивается необходимость создания качественно новой развивающей модели массовой начальной школы.
Стаж моей педагогической деятельности 14 лет, из них в начальной школе 8 лет. Работала по образовательной программе «Гармония». Эта программа интересна, так как реализованы способы организации деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с её решением, с самоконтролем и самооценкой. Формирование понятий осуществляется на доступном для младшего школьника уровне, позволяющем осознать причинно-следственные связи, закономерности и зависимости. Приоритетными формами работы на уроке является индивидуальная самостоятельная работа, фронтальное обсуждение её результатов, работа учащихся в группах. В своей работе постоянно стремлюсь к новым формам и методам работы с учащимися.
Инновационный поиск новых средств обучения приводит меня к пониманию того, что на уроках нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие методы обучения.
В своей практике часто использую групповую работу. Групповая форма учебной деятельности очень эффективна в обучении младшего школьника: совершенствуются умения и навыки осуществления тех действий, которые, как правило, выполняет сам учитель; определять тему, очерёдность участия в беседе и её предметное содержание, уточнять факты и обобщать поступившую информацию; появляются умения распределять внимание в равной мере между формой и содержанием высказываний, что определяет уровень коммуникативной компетенции учеников, увеличивается время общения школьников. Кроме того, воспитывается чувство коллективизма, ответственности за порученное дело, развивается логическое, критическое и творческое мышление, способность совершенствоваться в создавшейся ситуации. Учащиеся в этой связи могут изложить свою точку зрения, согласиться или не согласиться с мнением товарища, делать выводы, заключения.

1. Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).
В настоящее время продолжается модернизация образования. По новым, Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) второго поколения главное – не просто дать ученику новые знания и умения, а научить их применять и развивать в урочное и внеурочное время. Современные условия жизни и трудовой деятельности предъявляют повышенные требования к реализации личности в социуме и конкурентоспособности профессионалов на рынке труда. В начальной школе ребенку должны привить две группы новых умений:
1. Универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться:
- навыки решения творческих задач
- навыки поиска, анализа и интерпретации информации
2. Формирование у детей мотивации к обучению, помощи к самоорганизации и саморазвитию.
  Работая в школе, приходишь к выводу, что уровень познавательной активности учащихся в последнее время резко снизился. Понижается уровень мотивации учащихся к изучению предметов, уровень сформированности познавательных интересов невысокий. Чтобы повысить уровень познавательной активности учащихся, педагог стал больше уделять внимание современным образовательным технологиям. В них он ищет методы, позволяющие ему сформировать такую личность.
На мой взгляд, именно использование на уроках групповых методов обучения, может оказать мощное стимулирующее воздействие на развитие активной учебно-познавательной деятельности обучающихся, а так же побудить ребенка к саморазвитию, самообразованию и самовоспитанию.

2. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов).

Существует большое количество образовательных технологий, которые применяются на практике учителями:
Игровая технология
Технология программного обучения
Групповые технологии.

·Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
Проблемное обучение
Исследовательская работа

И везде используется групповой метод обучения. Это не случайно. Потому что работа в группах позволяет не только повысить качество обучения, но формировать у учащихся коммуникативную и социальную компетенции. А для современного молодого человека это очень важно, т. к. из-за компьютера дети испытывают дефицит общения и разучились цивилизованно взаимодействовать друг с другом.
Работа в группах на уроках весьма привлекает младших школьников. Однако, как показывает практика, первый опыт её организации может быть неудачным (излишний шум, медленный темп работы, их неумение действовать совместно и др.), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы обучения. Между тем групповая работа это полноценная самостоятельная форма организации обучения.
Новизна моего опыта заключается в том, что технология использования на уроках групповой работы несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности, следовательно:
- Возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
- Меняется характер взаимоотношений между детьми;
- Растёт самокритичность, точнее, дети оценивают свои возможности, лучше себя контролируют.


3.Наличие теоретической базы опыта.
Теоретической основой группового обучения являются работы
Ж.-Ж. Пиаже, Л.С. Выгодского и других ученых, подчеркивающих особую роль в процессе интеллектуального развития ребенка, фактора социального взаимодействия и межличностного общения. Исследования педагогов и психологов показывают, что групповые методы и формы обучения благоприятно влияет на развитие речи, коммуникативных навыков, мышления и интеллекта. Кроме того, они приносит более высокие учебные результаты по сравнению с традиционными фронтальными формами и методами.
На своих уроках я применяю групповые методы обучения и групповые формы работы, которые помогают мне построить так урок, чтобы каждый ученик оказался вовлеченным в процесс активной познавательной деятельности, учился общению, терпению, ответственности, умел вести дискуссию и спор. Приведу примеры:
Пила - это метод обучения проблемный «Учимся вместе». Знакомство с поставленной проблемой. Распределение фрагментов учебного материала. Осмысление каждым членом группы своей части задания. Работа с источниками. Обучение членов своей группы. Оформление. Групповая дискуссия  это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения. Использование этого метода позволяет дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, выработать общее решение класса, повысить интерес учеников к проблеме. Эффективными средствами запуска дискуссий являются задания «ловушки».
Пчёлки - мозговая атака по типу «Сбора нектара» используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Я провожу его чаще всего при изучении нового материала, при проведении словарной работы на уроках чтения. В текстах учебника встречается много слов, значение которых дети не знают, но в ходе коллективного обсуждения значение этих слов становится им понятно.
Вертушка – метод знакомства с проблемой. Выполнение заданий с помощью опор по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником. Начинать может сильный, может слабый).

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
1. Подготовка к выполнению группового задания:
    - постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
    - инструктаж о последовательности работы;
    - раздача дидактического материала по группам.
2. Групповая работа:
    - знакомство с материалом, планирование работы в группе;
    - распределение заданий внутри группы;
    - индивидуальное выполнение задания;
    - обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
    - обсуждение общего задания группы;
    - подведение итогов группового задания.
3. Заключительная часть работы:
    - сообщение о результатах работы в группе;
    - анализ познавательной задачи, рефлексии.

4. Ведущая педагогическая идея.
Моей педагогической идеей является обучение умениям действовать в социуме.
Начинала я свою работу с формирования малых групп. При этом учитывала основные моменты:
соблюдать принцип гетерогенности (разнородности). Обучение в гетерогенных группах подстегивает слабых учащихся до уровня средних и в то же время стимулирует учебный процесс средних и сильных.
При формировании групп необходимо стремиться к тому, чтобы в них были представлены разнообразные учебные интересы, умения и навыки учащихся.
Формирование групп:
- По интересам
- Случайным образом
- По определенному признаку
- По выбору лидера
-По желанию
Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) люди, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.
Лидер» в данном случае может либо назначаться организатором (в соответствии с целью, поэтому в качестве такового может выступать и аутсайдер), либо выбираться игроками. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план. В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами
В эту группу дети объединяются по своему желанию,
кто с кем захочет.
5. Оптимальность и эффективность средств
Оптимальный размер малой группы, как показали многолетние наблюдения, должен составлять 4 человека. Такая группа обладает наивысшей степенью работоспособности, а также наиболее удобна для группового общения (удачное сочетание для гетерогенности (сильный, 2 средних и слабый учащийся).
Работа в группах применялась мной на различных этапах урока: до изучения нового учебного материала, в ходе изучения, а также после изучения в ходе практического применения. Например, на этапе актуализации, перед изучением нового материала вместо традиционных фронтальных вопросов и индивидуальных работ по карточкам я проводила работу в малых группах по специально подготовленным заданиям в форме учебного эксперимента, практической работы.
Основная цель обучения на данном этапе - посредством совместных практических действий связать прежние коллективные знания, умения и опыт учащихся группы с предстоящим новым знанием.
Даже выполнение и проверку домашнего задания можно провести, применяя групповые методы и формы обучения. Единственное требование - каждый член группы, в процессе обсуждения и объяснения работы должен знать, как решается любое задание из домашней работы. Очень важно при этом, что каждый член группы имеет возможность понять любой вопрос из домашнего задания, выполненного другими членами группы, задать друг другу вопросы, откорректировать неправильные ответы и оформить окончательный вариант ответа для сдачи преподавателю на проверку. В процессе проверки групповых домашних заданий я выборочно приглашала отдельных членов команды для объяснений и комментариев по конкретным вопросам из домашнего задания. Это наглядно показывало детям уровень ответственности каждого за результат работы всей группы. Это лишний раз мотивировало учащихся к сознательному выполнению домашних заданий. Для повышения ответственности каждого члена группы я сочетала групповые домашние задания с индивидуальными.
При групповой работе мне было важно правильно поставить оценку группе и каждому ее члену. На мой взгляд, оценка деятельности ученика на уроке должна складываться из оценки его личной деятельности и деятельности в целом группы. Недопустимо выставлять одинаковую отметку всем членам группы независимо от их личного участия в работе. Работу каждой группы на уроке обычно оценивала я, но могут сделать и сами ученики. Иногда при организации групповой работы я назначала эксперта или «оценщика» в каждой группе, иногда группа сама выбирала «оценщика». Желательно, чтобы ребята, исполняющие эту роль, менялись, то есть «в роли оценщика» должны попробовать себя все ученики.
    Иногда я делала отступление от принятой нормы оценивания групповой работы и давала общую оценку всей группе. Цель подобного подхода – обратить внимание на самого слабого ученика, более других нуждающегося в помощи и поддержке. Не в последнюю очередь именно благодаря ему члены групп, не отличающиеся ни особыми способностями, ни усердием, нередко добиваются весьма значительных успехов. Объясняя и повторяя материал слабому, они сами лучше его усваивают и запоминают. При этом оцениваются не столько знания, сколько усилия учеников. И еще, при оценке группы следует подчеркивать не только ученические, но и человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость.
    Во время групповой работы я выполняла разнообразные функции: контролировала ход работы в группах, отвечала на вопросы, регулировала споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывала помощь отдельным учащимся  или группе в целом.
Реализация группового обучения требует серьезной теоретической и практической подготовки педагога. В своей работе я сталкивалась с такими трудностями как:
- трудность организационного характера.
- трудность психологического характера, когда сильные по уровню обученности члены группы постоянно доминируют в обсуждении, игнорируют мнения слабых или отказываются им помогать.
Все вышесказанное доказывает, что групповые методы обучения, групповые формы работы помогают проявить учащемуся не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения.

6. Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых)
Дети очень любят уроки с применением групповых методов и форм обучения. И это даёт положительный результат:
1. Качество усвоения программного материала - 70-80%
2. Дети ходят в школу с хорошим настроением - 100%
3. Считают уроки интересными - 75%
4.Нравится свой класс - 86%
5.Считают уровень взаимоотношений хорошим-90%

7. Возможность тиражирования.
Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне школы, участвую в работе семинаров
Материалы размещены на сайте ped-kopilrf.ru, в электронном периодическом издании Numi.ru.



Литература
1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.
2. Дьяченко, В.К. Диалоги об обучении [Текст] / В.К. Дьяченко – Издательство Красноярского университета, 2011.
3. Кудряшова, Т.Г. Групповая форма обучения как условие реализации деятельностного подхода / Т.Г. Кудряшова, О.В. Чиханова // Начальная школа плюс до и после. – 2003. - № 7. – С. 12.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
5. Якиманская И.С, Личностно – ориентированное обучение в современной школе: М.,1998г
yђ Заголовок 215