Образовательный материал


Рабочая программа
внеурочной деятельности по литературе (11 класс)
«Психология самосознания на уроках литературы.
Интегрированный психолого-литературный курс для учащихся старшей школы»
Пояснительная записка
Одним из школьных предметов, реализующих главную цель обучения и воспитания – формирование личности человека, его интеллектуального и эмоционального развития, становление мировоззрения, нравственных и этических норм, речевой культуры, - является литература. В литературе отражен богатый опыт человечества, но на постижение этого многообразия влияют не только возрастные возможности, но и психофизические особенности читателя. Вместе с тем «литература» выполняет и общепредметные связи.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах словап и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Общепредметными задачами по литературе в школе являются активизация художественно-эстетических потребностей детей, развитие их литературного вкуса; подготовка к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.¹
Обучающиеся со слуховой депривацией не обладают достаточно развитым воссоздающим и творческим воображением, художественным мышлением, эмоциональной отзывчивостью и наблюдательностью, поэтому вопрос формирования эмоционально-эстетической сферы детей со слуховой депривацией является актуальным в непрерывном образовании личности. «Глухим учащимся знакомы лишь немногие эмоциональные состояния (радость, страх, печаль, гнев). Однако они почти не используют в речи словесные обозначения для эмоций одной и той же модальности, но в разной степени выраженности. Слабослышащие мало знакомы с интеллектуальным чувством удивления, с социально-нравственными чувствами. Использование словесных обозначений, определяющих эмоции, осуществляется лишь в отдельных, хорошо знакомых, жизненных ситуациях. Заметно успешнее они опознают эмоции по их внешнему выражению в мимике, пантомимике и жестах в наглядной ситуации (изображение на картинке), чем по ситуации, описанной словесно. Особые затруднения возникают в определении причин каких-либо эмоций.
В качестве таких причин эмоций, как радость, печаль, страх обычно называют хорошо известные действия с предметами, отчетливо выраженные обстоятельства […] Лишь в отдельных ответах причинами тех или иных эмоциональных состояний были названы внутренние взаимоотношения между людьми. Из-за незнания этих отношений очень трудно формируются понятия о социально-нравственных чувствах».²
Уроки литературы преследуют, помимо прочих, и воспитательные цели – формирование личности человека. Психология и литература могут способствовать изменению человека, росту его самосознания. Поэтому наиболее удачное сочетание уроков, которые можно проводить целым циклом, - это интегрированные уроки литературы и психологии. Психологические знания помогают при изучении литературного произведения: анализе поведения героев и мотивов их поступков, при рассмотрении проблем, которые возникают перед читателем, при обсуждении взглядов самого автора произведения.
Данная рабочая программа по литературе имеет цель:
*знакомство учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающие высокие нравственные чувства у человека читающего.

¹ Коровина В.Я. Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. [Текст]/ В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П.Полухина. - Москва: Просвещение, 2009. - 256с.
²Специфика личностных особенностей глухих и слабослышащих. Особенности эмоциональной сферы. Рекомендации по психологической коррекции выявленных личностных отклонений для адаптации слабослышащих в обществе. Текст/ сост. Н.И.Лайтер. – Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2004. -32с.
В ходе ее достижения решаются задачи:
- создать учащимся условия для развития его личности и способностей к самопознанию и саморазвитию;
- активизировать художественно-эстетические потребности детей;
- способствовать формированию эмоционально-эстетической сферы обучающихся со слуховой депривацией;
- помочь учащимся осознать свои чувства и переживания, мотивы своих поступков через проекцию поведения героев художественных произведений.
Освоение курса предполагает посещение коллективных занятий, выполнение домашних заданий, самостоятельное знакомство с произведениями художественной литературы.
В ходе прохождения программы обучающиеся посещают занятия, выполняют задания с элементами творчества (презентации, иллюстрации, коллажи, драматизация).
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью творческих заданий, устных и письменных изложений, демонстрирующих коммуникативные способности детей со слуховой депривацией.
Курс рассчитан на 35 часов практических занятий в 11 классе. Планирование составлено на основе программы: Брилинг Е., Дидур Л., Окунькова Е.Психология самосознания на уроках литературы. Интегрированный психолого-литературный курс для учащихся старшей школы. [Текст] / Е.Брилинг, Л.Дидур, Е.Окунькова. Журнал «Школьный психолог». М.: Первое Сентября, 2005. - № 22
Рабочая программа «Психология самосознания на уроках литературы. Интегрированный психолого-литературный курс для учащихся старшей школы» в 11 классе общим объемом 35 часов изучается один год.
Содержание программы
Введение. Связь литературы и психологии. Понятие «интеграция».
Психология самопознания личности
Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Влияние семейного воспитания на развитие ребенка.
А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». О влиянии раннего жизненного опыта на формирование мировоззрения (на примере личности Евгения Онегина). Причинно-следственная цепочка: от бессистемности образования и отсутствия цели к разочарованию в жизни. Внутренний мир – основа поступков и моральных ценностей (на примере Татьяны Лариной). Понятие о внутреннем мире как основе характера.
М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин-психолог-экспериментатор. Психологический портрет Печорина. Наблюдения Печорина за другими людьми, их поступками. «Эксперименты» Печорина. Проблемы взаимоотношений между друзьями (на примере романа). Эпизод встречи и общения Печорина с Вернером, Максим Максимыча и Печорина. Понятие о дружбе и ее влиянии на характер.
Н.В.Гоголь. «Мертвые души». Разнообразие характеров в поэме. Типы характеров, их классификация. Умение Чичикова «найти подход к человеку» как основа построения взаимоотношений.
Психология самосознания.
Семейные отношения
И.А.Гончаров. «Обломов». Роль семьи в жизни человека. Поведение близких людей героя как будущая модель его взаимоотношений с окружающими.
А.Н.Островский. «Гроза». Модели и типы семейного воспитания. Понятие о типах семейных отношений. «домостроевские» традиции в семейных отношениях. Традиционные родственные связи: жена – муж, свекровь – невестка, сын – мать, дядя – племянник и т.д.И.С.Тургенев. «Отцы и дети». Конфликт поколений. Отношения между сыном и родителями – Базаровы, Кирсановы. Преемственность поколений, умение воспринимать новое и перенимать жизненный опыт как основу дальнейших бесконфликтных взаимоотношений. Взросление ребенка и появление у него своей семьи как новый этап отношений между поколениями (на примере романа). Изменение отношений Аркадия Кирсанова с отцом после женитьбы обоих. Осознание героями своей новой социальной роли в связи с появлением собственной семьи.
Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание». Раскольников в мире бедных людей Петербурга: психология образов. Недопустимость существования «страшного» мира. Чувство сострадания и жалости к обездоленным людям. Понятие о потребностях, мотиве и их месте в формировании личности. Выход из тупиковой для героя ситуации. Оценка изображаемого в романе города при помощи психологического анализа цветового фона произведения. Теория Раскольникова – опасная сверхидея. Замысел Достоевского об истинных мотивах убийства. Влияние сверидей на личность человека. Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на елке».
Л.Н.Толстой. «Война и мир». Семья Болконских и семья Ростовых как разные системы воспитания. Развитие отношений родителей и детей в двух семьях. Влияние внутрисемейного воспитания и семейных ценностей на жизненные взгляды героев: «мысль семейная» глазами Толстого. Пьер и Элен. Брак по любви или любовь по расчету? Внутренний подход к институту брака двух героев.
А.П.Чехов. «Человек в футляре». Учитель Беликов и «раздражающая» действительность. Пагубное влияние ограниченности внутреннего мира героя на его взаимоотношения с окружающими. Причины конфликта Беликова с окружающим миром. Развитие психологической проблемы у героя в связи с его воспитанием и образом жизни. Оценка «раздражающей» действительности при помощи психологического анализа цветового фона произведения.
В.Леванов. «Выглядки». Роль матери в жизни ребенка. Ужасающая действительность, ее оценка глазами детей.
Ф.И.Тютчев «О, как убийственно мы любим…». Оценка любви мужчины и женщины при помощи психологического анализа цветового фона произведения.
Тематический план
11 класс
№ Тема Количество часов Вид деятельности Формирование УУД Форма контроля
всего теория практика Введение (1 ч)
1. Связь литературы и психологии. Понятие «интеграция» 1 0,5 0,5 беседа Психология самосознания на уроках литературы (34 ч)
Раздел I. Психология самопознания личности 12 Формирование умения самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
осознание своего места в мире;
формирование умения находить ответ на собственные вопросы и сомнения;
осознание своего эмоционального состояния;
формирование умения оценивать себя на основе критериев успешности;
формирование умения «найти подход к человеку» как основе построения взаимоотношений;
совершенствование умений владения нормами правильной письменной и устной речи;
совершенствование умения участвовать в дискуссиях и обсуждениях различных тем;
совершенствование умений предвидеть последствия своего поведения; уметь анализировать явления с позиций нравственных ценностей; устанавливать причины негативных проявлений по отношению к объектам природы, к младшим, пожилым людям;
использование полученных знаний, умений, навыков на занятиях других предметов и в повседневном общении.
изложение с творческим заданием
1. Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Влияние семейного воспитания на развитие ребенка 1 0,5 0,5 беседа 2. А.С.Пушкин. «Евгений Онегин».
О влиянии раннего жизненного опыта на формирование мировоззрения (на примере личности Евгения Онегина) 2 1 1 беседа Внутренний мир – основа поступков и моральных ценностей (на примере Татьяны Лариной) 2 1 1 беседа 3. М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени».
Печорин-психолог-экспериментатор 2 1 1 беседа,
наблюдение 4. Проблемы взаимоотношений между друзьями (на примере романа) 2 1 1 беседа 5. Н.В.Гоголь. «Мертвые души».
Разнообразие характеров в поэме 1 0,5 0,5 беседа 6. Умение «найти подход к человеку» как основа построения взаимоотношений 2 1 1 беседа,
творческая работа Раздел II. Психология самосознания.
Семейные отношения 22 изложение с творческим заданием
1. И.А.Гончаров. «Обломов».
Роль семьи в жизни человека 1 0,5 0,5 беседа,
творческая работа 2. А.Н.Островский. «Гроза».
Модели и типы семейного воспитания 2 1 1 беседа,
исследование 3. И.С.Тургенев. «Отцы и дети».
Конфликт поколений 2 1 1 беседа 4. Взросление ребенка и появление у него своей семьи как новый этап отношений между поколениями
(на примере романа) 2 1 1 беседа 5. Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание».
Раскольников в мире бедных людей Петербурга: психология образов. 2 1 1 беседа 6. Оценка изображаемого в романе города при помощи психологического анализа цветового фона произведения 1 - 1 исследование создание презентации
7. Теория Раскольникова – опасная сверхидея2 1 1 беседа 8. Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на елке».
1 - 1 практикум
по анализу текста 9. Л.Н.Толстой. «Война и мир».
Семья Болконских и семья Ростовых как разные системы воспитания 2 - 2 беседа 10. Пьер и Элен. Брак по любви или любовь по расчету? 2 1 1 беседа,
создание модели собственной будущей семьи 11. А.П.Чехов. «Человек в футляре».
Учитель Беликов и «раздражающая» действительность
1 - 1 беседа Оценка «раздражающей» действительности при помощи психологического анализа цветового фона произведения 1 - 1 исследование 12. В.Леванов. «Выглядки».
Роль матери в жизни ребенка 2 - 2 практикум
по анализу текста, творческая работа создание презентации
13. Ф.И.Тютчев «О, как убийственно мы любим…».
Оценка любви мужчины и женщины при помощи психологического анализа цветового фона произведения 1 - 1 беседа,
исследование создание презентации
Всего 35 13 22 Список литературы
Анализ одного стихотворения. [Текст] /сост. В.Е.Холшевников. – Ленинград: Ленинградский университет, 1985. – 248с.
Брилинг, Е. Психология самосознания на уроках литературы. Интегрированный психолого-литературный курс для учащихся старшей школы. [Текст] / Е. Брилинг, Л. Дидур, Е. Окунькова // Журнал «Школьный психолог». М.: Первое Сентября, 2005. - № 22.
Купер, м. Язык цвета.[ Текст ] / М.Купер, А. Мэтьюз. – М.: ЭКСМО - Пресс, 2001.-144с.
Коровина, В.Я. Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. [Текст] / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина. – М.: Просвещение, 2009.-256с.
Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. [Текст] / Е.И.Рогов. – М.: Владос, 2001. -479с.
Специфика личностных особенностей глухих и слабослышащих. Особенности эмоциональной сферы. [Текст] / сост. Н.И.Лайнер. – Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2004. -32с.