Статья Деловая игра как средство развития творческого мышления студентов в изучении товароведных дисциплин


Савенко Татьяна Степановна,
преподаватель, КГБ ПОУ «Хабаровский торгово-экономический техникум, г. Хабаровск
Деловая игра как средство развития творческого мышления студентов в изучении товароведных дисциплин
Современное состояние и перспективы развития среднего профессионального образования обуславливают необходимость перехода от традиционного знаниевого подхода к обучению на реализацию модели опережающего образования. Процесс подготовки будущих специалистов должен быть ориентирован на развитие конкурентоспособной, творческой и профессионально компетентной личности. Однако в реальной практике обучения предлагаемые студентам знания по определенным дисциплинам разрозненны и не соотносятся с конкретной профессиональной деятельностью.
Сегодня степень вовлеченности педагогов в решение проблем интеграции общих знаний по различным дисциплинам в сферу профессиональных интересов будущих специалистов и реализации инноваций в учебный процесс является недостаточной. Для того, чтобы сотрудничать с новым поколением, вписываться в постоянно меняющуюся среду, пробуждать в своих студентах творческое отношение к предмету, преподавателю необходимо быть способным на постоянное обновление методик преподавания дисциплин, используя для этого различные интерактивные методы обучения, креатив-технологии, технические инновации.
Внедрение инновационных технологий в профессиональную подготовку будущего специалиста является необходимым условием формирования профессионализма и обусловлено ролью творческого мышления в осуществлении профессиональной деятельности.
Особый акцент в преподавании специальных дисциплин следует делать на обучение в сотрудничестве, которое осуществляется при проведении практических занятий в форме деловых игр. При данной форме обучения обеспечивается целостная связь теории с практикой, объединяются темы опорных знаний нескольких специальных дисциплин, имеющих технологический характер. В основе изучения и анализа конкретных ситуаций лежит пошаговая организация познавательной и практической деятельности обучающихся. Такие занятия проходят в обстановке высокой активности студентов и охватывают материал более одной дисциплины. Примером комплексной междисциплинарной интеграции содержания профессионального образования могут быть такие дисциплины, как «Теоретические основы товароведения», «Основы коммерческой деятельности», «Основы управления ассортиментом товаров», «Идентификация и фальсификация» и «Оценка качества и основы экспертизы потребительских товаров». Определенные в данных дисциплинах профессиональные знания и умения выступают системообразующим фактором интеграции для решения типичных профессиональных проблем.
Поясним. Формированию компетентности и максимального использования возможностей студентов при изучении дисциплины «Идентификация и фальсификация потребительских товаров» способствует метод моделирования условий профессиональной деятельности – деловая игра. Данный метод интерактивного обучения экономит время, отведенное на изучение дисциплины (темы), способствует преодолению психологического барьера при усвоении большого количества специальной информации, выработке оптимальной стратегии поведения в различных ситуациях профессиональной деятельности.
Технология игровой деятельности представляет собой определенную последовательность действий, операций преподавателя по отбору, разработке и подготовке игр, включению студентов в игровую деятельность, подведению ее итогов. В процессе игры будущие специалисты осваивают опыт жизни и социальные отношения в профессиональной деятельности, происходит развитие личности в целом, формируется креативное мышление.
Так, при выполнении практических работ по идентификации и обнаружению фальсификации потребительских товаров целесообразно разделение группы студентов на подгруппы из 4-6 человек для решения ситуационных задач. Задачи предполагают установление идентификации товаров, т.е. подтверждение соответствия или установление несоответствия ассортиментных, качественных, количественных характеристик и товарной информации заявленным в документах; а также методов и способов обнаружения фальсификации потребительских товаров. В процессе совместной работы важную роль играет учебно-исследовательская деятельность обучающихся, которая состоит из следующих составных этапов: постановка проблемы (задачи); изучение теории по данной проблематике; подбор метода исследования; сбор материала, его анализ и обобщение; выводы.
Результатом совместной деятельности обучающихся является всестороннее изучение объекта, процесса, явления; получение еще не известных знаний о них и дальнейшее полезное использование этих знаний в практической деятельности. Совместная работа студентов в группе приводит к умению работать с литературой, осуществлять отбор и анализ необходимой информации, рассматривать и анализировать различные точки зрения, видеть проблему исследования, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности, приводить доказательства, отстаивать личные мировоззренческие взгляды, объективно оценивать результаты.
При проведении деловой игры необходимо установить регламент (времени должно хватить на решение проблемы). В этом смысле задачей преподавателя является доведение до участников игры основных положений, определение состава действующих лиц, четкое распределение ролей и функций каждого студента, подведение итогов – чего удалось добиться в процессе постановки проблемы и ее решения.
Исходная информация для проведения деловой игры может быть дана как на занятии, так и заранее. Даже лучше если заранее, так как не затрачивается время на ознакомление с информацией. Помимо разъяснений порядка проведения игры преподаватель должен объяснить критерии оценки результатов, так как в ходе работы в малых группах игра носит состязательный характер.
В начале занятия студентам раздаются следующие материалы для проведения деловой игры: описание деловой игры; методические рекомендации для участников; справочные материалы и таблицы, а также нормативные документы, необходимые для обработки информации и подготовки соответствующего решения. Структура деловой игры представлена в таблице 1.
Для проверки и углубления знаний студентов по теоретическим вопросам, которые получены ими на основе усвоения материала, а также самостоятельного изучения и анализа, можно предусмотреть постановку контрольных вопросов.
Таблица 1
Структура деловой игры
Этап игры Деятельность участников игры Деятельность преподавателя
1 этап – формулировка цели игры и доведение необходимой информации. Должны четко представить себе проблему (задачу) и соотнести ее с поставленной целью. Организовать работу в малых группах (командах). Обозначить участникам игры проблему (задачу).
2 этап-самостоятельная работа студентов в группах Вникают в проблему, вырабатывают навыки к анализу ситуации. Коллективное обсуждение: используют практический опыт, вырабатывают варианты или решения путем соглашения, уточняют позиции. Оказывает помощь по всем вопросам.
3 этап – межгрупповая дискуссия Каждая группа предлагает свой вариант разрешения рассматриваемой проблемы. Участники других групп выступают в качестве оппонентов: задают вопросы, выступают с критическими замечаниями или в поддержку проекта Управляет дискуссией при помощи наводящих вопросов, помогает привести к правильному решению проблемы (задачи).
Запрещено: высказывать свою точку зрения, связанную с анализом ситуации или проблемы.
На заключительной стадии необходимо предусмотреть подведение итогов деловой игры. Для этой цели могут быть использованы приемы дифференцированной оценки результатов работы каждого участника игрового процесса. Кроме того необходимо выяснить мнение участников игрового процесса о методике проведения деловой игры и ее результатах, для того, чтобы совершенствовать организацию и проведение учебных занятий.
Деловые игры используются в том случае, когда необходимо донести до студентов процессы функционирования каких-либо систем. При изучении междисциплинарных курсов и дисциплин «Основы управления ассортиментом товаров», «Оценка качества и основы экспертизы потребительских товаров» и «Теоретические основы товароведения» использование таких форм, как деловая игра и кейсовые технологии не только развивает эрудицию и повышает активность студентов, но и улучшает качество знаний и нацеливает обучающихся на проявление инициативы в познавательной деятельности. Занятия чаще всего носят иллюстративный характер, в игре студенты становятся лично причастными к функционированию изучаемой системы, получают возможность «прожить» некоторое время в «реальных» жизненных условиях.
Преимущество деловой игры в том, что она не подменяет традиционные методы обучения, а рационально их дополняет, позволяя более эффективно решать поставленные задачи.
В результате использования инновационных технологий в преподавании специальных дисциплин и развития креативного мышления у студентов можно наблюдать:
- интенсивное развитие личности студентов и педагога;
- демократизацию их совместной деятельности и общения;
- ориентацию на творческое (креативное) преподавание и активное обучение, инициативу в формировании будущего профессионала;
- модернизацию средств, методов, технологий, которые будут способствовать формированию и развитию креативного мышления будущего специалиста.
Учитывая вышеизложенное можно прийти к выводу, что занятия с использованием креативных технологий имеют более высокую эффективность по сравнению с обычными уроками и имеют ряд преимуществ:
- улучшается усвоение нового материала, так как преобладающее наглядно-образное мышление у обучающихся позволяет легче воспринимать подаваемую таким образом информацию;
- формируется пространственное и логическое мышление;
- занятие приобретает характер учебной или деловой игры в результате создания проблемной ситуации, в результате чего у студентов повышается мотивация учебной деятельности;
- достигается оптимизация темпа работы обучающихся.
Привитие интереса к изучаемой дисциплине, активизация творческой деятельности обучающихся, формирование у них умений самостоятельной познавательной деятельности достигается при проведении занятий в форме деловой игры, существенное преимущество которой в том, что она предоставляет новые возможности студентам. Они осознанно принимают самостоятельные решения в ходе учебного процесса, получают возможность охватить большой объем материала и получить широкое представление о конкретных ситуациях, возникающих в процессе производственной деятельности специалистов их профиля. Преподаватель же получает возможность в процессе деловой игры получить действительно широкое представление о знаниях студентов, что позволяет ему повысить объективность, детальность и точность оценивания результатов процесса обучения.