Конспект урока-семинара по литературе в 9 классе и рабочий материал к нему по теме Страдающий эгоист Онегин (по роману А.С.Пушкина)
Конспект урока-семинара по литературе в 9 классе и рабочий материал к нему
Тема урока. «Страдающий эгоист Онегин» (по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»).
Задачи урока.
Предметные: помочь учащимся раскрыть сложный и противоречивый характер главного героя и убедиться, что его пустая и бессодержательная жизнь – результат полученного воспитания.
Личностные: помочь учащимся почувствовать и показать тонкий ум, наблюдательность, любознательность, благородство Онегина, не получившие дальнейшего развития, а также эгоизм, невнимание к чувствам других людей и увидеть причины прозрения, освобождения от эгоизма.
Метапредметные:
1) развивать творческую активность, умение самостоятельно искать ответы на вопросы;
2) способствовать целенаправленному использованию Интернет-ресурсов, побуждать к выходу за пределы учебника;
3) помогать выделять главное в дополнительной литературе, обобщать, отделяя существенное от второстепенного; учить составлять план своего высказывания, наблюдать за ответами одноклассников; подготовить к написанию сочинения на одну из предложенных тем (практическое применение знаний);
4) развивать самообразовательные, самовоспитательные, информационные, коммуникативные, общекультурные компетенции.
Оформление: портрет А.С Пушкина, иллюстрации к роману «Евгений Онегин», текст произведения, презентация по теме урока-семинара.
Тип урока: получение новых знаний
Форма урока: урок-семинар.
План урока.
Организация класса.
Объявление темы и вопросов семинара, постановка задач самими учащимися на основании вопросов, вынесенных на семинар. Сравнение их с задачами учителя (слайд 2).
Мотивация учебной деятельности, условия получения отметок.
Собственно семинар.
Выступление учащихся по заранее распределённым вопросам, которые в целом должны раскрыть заявленную тему «Страдающий эгоист Онегин» (по роману А.С.Пушкина).
1.2. Обобщающее слово учителя по каждому вопросу с использованием электронной презентации.
Рефлексия.
Самооценка ответов, умения возражать и аргументировать.
Объявление и комментирование отметок учителем.
Практическая ценность урока: подготовка одного из вариантов контрольного сочинения.
Домашнее задание.
Учащимся, выбравшим эту тему, подготовить черновик сочинения.
Остальным подготовить устное высказывание по теме семинара и своему откорректированному в ходе урока плану.
План семинара
Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» – «энциклопедия русской жизни», по определению В.Г.Белинского.
Сложный и противоречивый характер главного героя.
Пустая и бессодержательная жизнь – результат полученного воспитания.
Тонкий ум, наблюдательность, любознательность, благородство Онегина, не получившие дальнейшего развития.
Эгоизм, невнимание к чувствам других людей.
Прозрение, освобождение от эгоизма.
Онегин – типичный представитель передовой дворянской интеллигенции пушкинского времени.
Обобщающее слово учителя (примерное)
после выступлений учащихся по каждому вопросу семинара
с обращением к слайдам электронной презентации
1. Роман «Евгений Онегин» критик В.Г.Белинский назвал «энциклопедией русской жизни». Впервые в русской литературе широко и правдиво была воссоздана целая историческая эпоха. На страницах романа прошли перед читателем и столица, и провинция, и город, и деревня. На этом фоне представлены драматические судьбы лучших представителей передовой дворянской интеллигенции эпохи декабристов. Роман в стихах был назван современниками самым задушевным произведением А.С.Пушкина. В нём отразились заветные думы и чаяния поэта, его взгляды, идеалы, размышления над современной жизнью.
2. Евгений Онегин – главный герой романа. Он показан автором как человек с очень сложным и противоречивым характером. Поэт не скрывает его недостатков и не пытается осудить их. Перед нами молодой помещик, воспитанный по обычаям светского общества гувернёром-иностранцем. Воспитание, полученное Онегиным, было самое губительное. Рос он без матери. Отец его – легкомысленный петербургский чиновник. Нашему герою не нужно было работать из-за куска хлеба, он не умел и не хотел трудиться. А.С.Пушкин подчёркивает это словами: «Труд упорный был ему тошен».
3. В первой главе мы видим подробный рассказ о пустой и бессодержательной жизни этого умного юноши в Петербурге: встречи с друзьями в ресторане, посещение театра, балов, ухаживание за женщинами. Такая же пустота и бездеятельность показаны и в деревне: прогулки на коне и пешком, чтение журнала, прогулки с крепостными девушками. Попытался как-то облегчить судьбу крестьян: «Ярмо он барщины старинной оброком лёгким заменил». Однако до конца задуманное не довёл, просто занялся этим от безделья, «чтоб только время проводить». Немудрено, что и вышел из него настоящий эгоист, заботящийся только о себе, не умеющий обращать внимание на чувства других, способный с лёгкостью обидеть, оскорбить, причинить горе, даже не замечая этого. Хорошие задатки его души в условиях полученного воспитания не были развиты.
4. Онегин у А.С.Пушкина – очень умный, тонкий и наблюдательный человек. Увидев Татьяну мельком, он почувствовал в ней поэтическую душу и сказал своему другу Ленскому, влюблённому в Ольгу: «Я выбрал бы другую». Об уме его говорила и Татьяна в своей последней горькой отповеди: «Как с вашим сердцем и умом быть чувства мелкого рабом?». Получив самое поверхностное образование, Онегин дважды пытался его расширить и пополнить. Ему интересна не только художественная литература, но и философия, медицина, история, физика. Он на равных спорил с Ленским, получившим высшее образование в одном из лучших университетов Германии. При этом проявлял истинное благородство, выслушивая горячие, наивные и восторженные рассуждения юного Ленского. «Он охладительное слово в устах старался удержать», – пишет А.С.Пушкин. По взглядам и требованиям к жизни Онегин на голову выше своих помещиков-соседей. Его не удовлетворяла жизнь света, которую все считали нормальной. Им овладели тоска и хандра. При этом у него не хватило ни силы, ни желания что-либо изменить.
5. Эгоизм, невнимание к чувствам других людей причиняли им боль и зло. Получив письмо Татьяны, такое чистое, эмоциональное, искреннее, он холодно ответил ей: «Учитесь властвовать собою». Решив отомстить Ленскому, уговорившему его приехать на провинциальный пир, он демонстративно начал ухаживать за Ольгой. Ему и в голову не пришло, что он причинял боль другу. Получив вызов на дуэль, понимал, что серьёзных причин стреляться нет, что можно всё поправить. Автор показывает его терзания и сомнения, в которых мы видим порядочного человека, человека чести. Однако дальше происходит крутой поворот в его мыслях: отказ от дуэли в светском обществе может быть расценен как трусость. Он испугался сплетен и насмешек. Приехав на место дуэли, так и не решившись объяснить несостоятельность ревности друга, наповал убил его. Это был первый удар по его эгоизму. Второй он получил во время своего трёхлетнего путешествия, увидев страдания народа.
6. Теперь Онегин уже не мог презрительно отвернуться от жизни и думать только о себе. Он стал серьёзнее, внимательнее к окружающим. Читатель чувствует, что это уже другой человек. И вот он снова встретился с Татьяной. Наученный ударами судьбы всматриваться в людей, интересоваться их внутренним миром, был поражён высокими душевными качествами когда-то отвергнутой им женщины. Он увидел её ум, благородную и спокойную простоту поведения, сдержанность в выражении чувств, такт и доброжелательность по отношению к окружающим. Онегин влюбился, и сила его чувства была настолько велика, что он заболел. Пережив зиму, ещё до конца не выздоровев, поехал к Татьяне в надежде на личное счастье. Как далёк был теперь этот бледный, тяжело переживающий свою любовь человек от Онегина первых глав романа. Надеждам героя не суждено сбыться. Татьяна отказалась соединить свою судьбу с ним: «Я вас люблю, к чему лукавить, но я другому отдана; я буду век ему верна».
7. На этом роман заканчивается. Есть предположение, что А.С.Пушкин собирался довести описание жизни Онегина до самой смерти. Полностью потеряв надежду на личное счастье, излечившись от эгоизма, герой должен был встретиться с декабристами, принять участие в восстании и, будучи сосланным на Кавказ, там и погибнуть. Почему так? Характер своего героя А.С.Пушкин не выдумал. Он просто в этом образе обобщил типичные черты своих молодых современников, обеспеченных трудом крепостных крестьян, получивших беспорядочное воспитание, проводящих жизнь в пирах и мотовстве. Только эти люди отличались от помещиков-крепостников тем, что были более чуткими, благородными, умными, испытывали неудовлетворённость от окружающей среды, крепостного строя и недовольство собою. Не приученные к труду и активной деятельности, они и не думали вступать в борьбу с обществом. Они замыкались в себе, разочаровывались в жизни, резко выделялись среди светской толпы, казались странными, но продолжали вести пустую жизнь, понимая её бессодержательность и не испытывая ничего, кроме скуки и душевных страданий. В.Г.Белинский сказал о пушкинском Онегине, что «силы этой богатой натуры остались без приложения», жизнь без смысла».