Разработка урока по теме Среднее арифметическое
План-конспект урока по теме «Среднее арифметическое».
5 класс. Учебник «Математика 5» автор Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и другие.
Цели урока:
1) формировать представление о среднем арифметическом нескольких чисел; познакомить учащихся с правилом нахождения среднего арифметического и его использованием при решении несложных задач.
2) Формировать устойчивый и широкий интерес к способам решения познавательных задач, положительное отношение к урокам математики.
3) Воспитывать умение слушать, вести диалог и работать в паре. Воспитывать ответственность и прививать аккуратность.
Оборудование: компьютер учителя, интерактивная доска,
раздаточные печатные материалы, «Электронное учебное пособие к
учебнику Виленкина» . Ход урока
Учитель приветствует учащихся. Учащиеся записывают в тетрадях число и оставляют место для темы урока.
. Актуализация знаний. (13 мин)
1) Повторение правил сложения и вычитания десятичных дробей, деления десятичной дроби на натуральное число.
Работа в парах по карточке. Проверка, самопроверка.
Карточка.
. Чтобы выполнить сложение или вычитание десятичных дробей, надо:
1) записать так, чтобы запятая была _____________________________________________,
а разряд под _____________________________________________________;
2) в полученном результате ____________________________________________________.
. Чтобы разделить десятичную дробь на натуральное число, надо:
1) разделить дробь на это число, не обращая внимания на ________________________;
2) поставить в частном запятую, когда кончится ___________________________________.
Дополнительные вопросы: 1) Как называется результат сложения?
2) Как называется результат деления?
Ответы на вопросы записать в карточку.
2) Упражнения на повторение.
а) Слайд на интерактивной доске.
Знайка придумал несколько примеров на сложение и вычитание десятичных дробей, а Незнайка стер в них запятые и получились вот такие равенства:
32 + 18 = 5
3 + 108 = 408
42 + 17 = 212
736 – 336 = 4
63 – 27 = 603
57 – 4 = 17.
Задание. Запишите примеры в тетрадь, поставив в нужном месте запятые.
Проверка: учащиеся ставят запятые на интерактивной доске.
Проверка на интерактивной доске.
б) Повторение правила округления чисел
Выполните задание, повторив предварительно нужное правило.
Задание (на интерактивной доске)
Округлите числа.
В 1. В 2.
До единиц: До десятых:
7, 265 2,781
11,638 3,1423
300, 499 203,962.
Взаимопроверка. Записи сделать на интерактивной доске.
. Введение в тему урока
Практическая работа.
Учащимся выданы карточки с текущими отметками некоторых учеников.
Карточка № 1.
Задание: выставить ученикам объективные четвертные отметки.(Предлагаются оценки учеников)
1) Предложить способ расчетов при выставлении отметки.
2) Выполнить расчеты и выставить отметки.
Проверить результаты. Сделать вывод. Объявить тему урока «Среднее арифметическое».
Привести несколько примеров среднего арифметического.
Постановка целей урока (учитель с учащимися). Сделать записи на интерактивной доске.
- дать определение среднего арифметического;
- научиться вычислять среднее арифметическое.
. Изучение темы урока (10 мин).
Фронтальная работа.
Вопросы и задания: 1) Повторите, как найти среднее арифметическое.
2) Дайте определение среднего арифметического.
3) Найти определение среднего арифметического в учебнике.
4) Обратить внимание на схему определения в учебнике.
Парная работа.
Задание. Составить схему вычисления среднего арифметического. Использовать карточку:
Чтобы найти среднее арифметическое нескольких чисел, нужно:
1)
2)
3)
Проверка на доске.
Рассмотреть пример вычисления среднего арифметического, дать образец записи и объяснения.
V. Формирование навыков (15 мин).
1) Задание - включить нетбуки.
Пока нетбуки включаются – физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо (махи руками),
Закачалось деревцо (наклоны в стороны).
Ветерок все тише, тише (приседания)
Деревцо все выше, выше (потягивания вверх).
2) Открыть тренажер счета, 4 четверть, задание № 92.
Работа в парах. См. инструкцию.
Задание, предложенное компьютером, учащиеся записывают на листок, пишут решение и ответ, 1 задание комментирует 1 вариант и он же вводит ответ; 2 задание комментирует второй вариант и вводит ответ и т.д.
V. Подведение итогов. Рефлексия.
Задание. На листке, на котором выполнялось задание, Нарисовать звезду красным, синим или зеленым цветом, соответствующей уровню усвоения и качеству работы на уроке.
V. Домашнее задание.
Задание на карточках. Задание «на выбор» 1 вариант - задачи из учебника, 2 вариант - задачи, составленные по материалам опроса группы учащихся класса, выполнив задание, мы сможем составить представление о среднем ученике группы.