Технологическая карта урока математики Среднее арифметическое


Технологическая карта урока математики.
Программа, автор (ы) «Школа 2100» Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. ТонкихКласс 4
Раздел (содержательная линия) Числа и операции над ними
Тема урока Среднее арифметическое
Цели урока Знакомство с понятием среднее арифметическое, формирование умения находить среднее арифметическое.
Основное содержание урока Устный счет, нахождение среднего арифметического, решение задач.
Термины и понятия Выражение, слагаемые, сумма, делимое, делитель, частное, диаграмма, среднее арифметическое.
Планируемый результат
Личностные умения Метапредметные умения (познавательные, регулятивные, коммуникативные) Предметные умения
Л1:Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве;
Л2: В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор какой поступок совершить. М1: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
М2: Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
М3:Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и т. д.);
М4:Делать выводы на основе обобщения умозаключений;
М5:Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать, приводя аргументы;
М6:Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. П1: использовать при решении различных задач название о последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1000000;
П2:выполнять устные вычисления (в пределах 1000000) в случаях сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях, выполнять проверку правильности вычислений;
П3: решать задачи в 2-3 действия на все арифметические действия арифметическим способом ( с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели).
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи Ресурсы (информационный, демонстрационный, интерактивный материал) Формы работы
Литературное чтение, ИЗО. -Т. Е. Демидова, С.А. Козлова, А. П. Тонких, Математика. 4 кл.: Учебник в 3 ч. Ч. 3.-М.:Баласс;2012.
-Школьная доска
-Мультимедиапроектор-фронтальная работа,
-работа в паре,
-индивидуальная работа
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ УРОКА
Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащихся
Название этапа: организационный момент.
Цели деятельности: проверить готовность учащихся к уроку.
Планируемый результат:Л1, Л2
-Ребята, начинается урок, прошу всех сесть правильно за парты, настроиться на получение новых знаний и положительных эмоций. Оцените свою готовность к уроку с помощью сигнальных кружочков.
-Открывайте свои тетради и записывайте число и классная работа. Выполняют самооценку готовности по критериям:
-правильность выбора учебных принадлежностей;
-правильность и аккуратность расположения учебных принадлежностей на парте;
-самостоятельность подготовки к уроку;
-эмоциональный настрой.
- Я поднял кружок зеленого цвета, потому что у меня на парте лежит учебник по математике, тетрадь, дневник, пенал, алгоритм самооценки, то есть все что необходимо мне на этом уроке.
(Желтый цвет-готов частично, красный- не готов).
Дети открывают тетради и записывают:
11 апреля.
Классная работа.
Название этапа: актуализация знаний.
Цели деятельности: получение представления о качестве ранее усвоенных знаний и умений учащихся.
Планируемый результат: Л1, П1, П2.
- Ребята, сейчас обратите внимание на слайд. Вам необходимо устно найти значения выражений.
-Ребята, может вы заметили какую-то закономерность, выполняя это задание?
Учащиеся выполняют действия следующих выражений:
(32+58):2=
(17+13+15):3=
(200+300):2=
(18+12+33+37):4=
-Я заметала, что если мы находили сумму двух слагаемых, то и делили на 2, если сумму трех, то на 3, и сумму четырех, то на 4.
Название этапа: постановка учебной задачи.
Цели деятельности: формирование и усовершенствование умений учащихся обозначать и формулировать учебную задачу урока.
Планируемый результат:Л1, М1,М2, М4, М5.
- Ребята, поработайте в парах и выполните задание 1, вы можете работать с учебником или воспользоваться слайдом.
-Ребята, вы смогли выполнить это задание?
-Почему?
-Как вы думаете, о чем будет идти речь на уроке? Какова тема и цель урока? Учащиеся читают задание и пытаются его выполнить в парах.
-Нет.
-Мы не умеем находить средний расход.
-Я думаю, что тема урока – среднее число. А цель урока научиться находить среднее число.
Название этапа: решение учебной задачи.
Цели деятельности: формирование у учащихся представления о среднем арифметическом, умения находить среднее арифметическое
Планируемый результат:Л1, Л2, М4, М5, М6, П1, П2, П3.
-Ребята может кто – то из вас решил это задание?
-Ребята, давайте предположим, что это решение верное. Тогда как можно сформулировать правило по нахождению среднего числа.
-А сейчас откройте учебник на странице 44 и прочитаем информацию данную в рамочке. Сравним ее с тем выводом, к которому пришли мы свами.
-Проведем ребята физкультминутку. Я произношу выражение, если сего помощью можно найти среднее арифметическое, то вы хлопаете ладошами себе по ногам. Если же это выражение не относится к нахождению среднего арифметического, вы прыгаете вокруг себя один раз.
Выражения:
(27+34+5+8):4
(55+4-2):3 и др.-Мы посовещавшись в паре, решили эту задачу по аналогии с заданием, которое нам дано было на устном счете. Мы сложили расход овощей каждого дня, у нас получилось 6 слагаемых. Мы разделили сумму этих слагаемых на 6. У нас получилось 53 кг овощей средний расход. А в тетради записали:
(46+51+57+60+59+45):6=53 (кг)- средний расход овощей.
-Я думаю, что для того чтобы найти среднее число нужно сложить все данные числа и разделить их на количество слагаемых.
Учащиеся читают информацию данную в учебнике:
«Для того, чтобы найти средний расход овощей, нужно узнать, сколько всего овощей израсходовали за 6 дней, а потом разделить эту величину на число дней:
(46+51+57+60+59+45):6=318:6=53(кг).
Сумма чисел, поделенная на число слагаемых, называется средним арифметическим этих чисел».
-Я могу сделать вывод о том, что вывод к которому мы пришли, оказался верным и решение задачи, которое предложили нам ребята правильное.
Учащиеся хлопают ладошами по ногам
Учащиеся прыгают вокруг себя один раз.
Название этапа: первичное закрепление.
Цели деятельности: получение представления об усвоении учащимися нового материала.
Планируемый результат:
- Прочитайте задание номер 2, оно является подобным первому заданию. Порошу одного желающего выйти к доске для выполнения этого задания и оценивания себя, остальные решают в тетради. После выполнения коллективно проверяем.
-Молодец, ты отлично справился с заданием, можешь возвращаться на свое место. Ученик выходит к доске и выполняет это задание с последующей оценкой себя.
Ответ ученика:
1)В задании необходимо было найти среднюю производительность станка.
2)Цель этого задания: научиться находить среднее арифметическое.
3)У меня получился следующий результат:
(103+105+107+110+100):5=105 (м) – ткани средняя производительность ткацкого станка.
Ответ: 105 метров.
4)Считаю, что задание выполнено верно. Выполнял без помощи.
Название этапа: самостоятельная работа.
Цели деятельности: получение представления о знаниях учащихся полученных в ходе урока, и применении их самостоятельно.
Планируемый результат:Л1, М3, М4, П2, П3.
- Сейчас обратимся к заданию 3а. Прочитайте его.
-Что в этом задании?
-Почему это можно отнести к задаче?
-Как вы думаете, почему нам предложили эту задачу?
-Молодцы, а сейчас самостоятельно выполняете это задание с последующей проверкой.
-Сейчас, кто- то один озвучит нам свое решение.
-Ребята, у всех получилось такое решение и ответ у задачи, может быть кто-то не согласен и хочет высказать свое мнение и озвучить другое решение.
-Молодцы ребята, вы справились с заданием. Дети читают задание 3а в учебнике.
-Задача.
-Потому что в ней есть условие и требование.
-Потому что в этой задаче необходимо найти среднее арифметическое.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание, в котором им необходимо решить задачу на нахождение среднего арифметического.
-Я решила задачу следующим образом: к 6 прибавила 7 получила в результате 13 часов автобус был в пути за 2 дня. Затем 104 разделила на 13 и получила 8 литров бензина автобус расходовал каждый час. Я считаю, что задача решена верно. Я с заданием справилась.
Запись в тетради:
1)6+7=13 (ч) – в пути за 2 дня
2)104:13=8 (л)- расходовал каждый час.
Ответ: 8 литров бензина.
-Нет.
Название этапа: рефлексия. Итог урока.
Цели деятельности: формирование и усовершенствование умения у учащихся оценивать себя и свои результаты достигнутые во время урока.
Планируемый результат:Л1, Л2.
-Ребята, вы сегодня на уроке очень активно работали, а теперь скажите, что нового вы для себя узнали и чему научились.
-Сейчас оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных кружочков.
-Спасибо ребята, попрошу открыть дневники и записать домашнее задание. Задача 3б на странице 45 или задачу 5а на странице 47. У кого будет желание, может выполнить обе задачи. Решаете задачу делая к ней или краткую запись , или чертеж. Каждое действие прописываете отдельно с пояснением. Вам понятно ваше домашнее задание?
-Спасибо за урок, я осталась довольна вами. -Я сегодня на уроке узнал, что такое среднее арифметическое, научился его находить.
Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке поднимая кружки зеленого, желтого и красного цветов (зеленый - работал активно, в работе и в выполнении заданий ошибок не было; желтый – работал активно, но допустил несколько незначительных ошибок или работал недостаточно активно, но при выполнении заданий ошибок не было; красный – на уроке не работал, в выполнении заданий было много ошибок).
-Я подняла кружок зеленого цвета, так как на уроке работала активно и выполнении заданий не допустила не одной ошибки. На уроке было все понятно.
Учащиеся открывают дневники и записывают домашнее задание.
-Да, понятно.
Список использованной литературы:
1.Математика. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 ч. Ч.3/Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких - М.:Баласс, 2012.
2.Математика. 4 класс. Методические рекомендации для учителя по курсу математики с элементами информатики/ С. А. Козлова, А. Г. Рубин, А. В. Горячев – М.:Баласс, 2010.