Технологическая карта урока по теме Среднее арифметическое


Технологическая карта урока
ФИО учителя: Бегманова Маржан АйтжановнаМесто работы: МБОУ «Алчинская СОШ»
Предмет: математика
Класс: 5
Учебник: Виленкин Н.Я.,Жохов В.И.,Чесноков А.С.,Шварцбурд С.И., Математика:Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений; М.: Мнемозина,2010г.
Тема урока: среднее арифметическое
Тип урока: урок открытия нового знания
Планируемые результаты:
- личностные: понимать, «какое значение, смысл имеет для меня учение», контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
-метапредметные: ставить самостоятельно цели и планировать пути их решения, контролировать своё время и управлять им; адекватно оценивать свои возможности достижения цели в различных сферах самостоятельной деятельности.
- предметные: находить среднее арифметическое нескольких чисел, действуя по алгоритму; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности; использовать изученное правило в реальной жизни для решения практических задач.
Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах и группах.
Оборудование: учебник, компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация.

Структура и ход урока
Этап урока Деятельность учеников Деятельность
учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
УУД
I.Организационный момент  Проявление интереса к материалу изучения.
Включение в учебную деятельность Приветствие, проверяет готовность к уроку(слайд№2)
Создаёт эмоциональный настрой на работу.
Обеспечивает мотивацию обучающихся к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.  Слайд№3 слова Я.А.Каменского
(читает ученик)
“Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового, ничего не прибавил к своему образованию”
( Ян Амос Каменский)
 Личностные:учебная мотивация;
самоопределение;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителемСлушать и вступать в диалог
II. Актуализация опорных знаний.
 Выполняют предложенные задания, осуществляют самопроверку, взаимопроверку. Новые знания нам будет трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому урок начнем с устного счета (слайд№4)
Предлагает оценить свою работу на этом этапе урока  Устная работа (слайды№4-5)
1.Вычисли сумму:
0,14+0,06;
2,78+5,22;
3,7+1,13;
4+0,4;1,45+0,5;
16,3+3,07.
2.Найти частное:
0,42:7;4,08:0,08;
50:0,5;0,18:0,6;1:0,2;6:0,03.
Слайды№6-7) математический диктант на 2 варианта«округлите числа»(с самопроверкой)
1.округлите до десятых:5,284; 6,327
2.округлите до сотых:2,473; 5,388
3.округлите до единиц:35,24;45,81
 
 Познавательные: поиск и выделение необходимой информацииРегулятивные:
самоконтроль
самооценка
III Целе -полагание и мотивация
Слушают учителя, рассматривают таблицу(слайды№8-12)
Демонстрируют знания, умения в ходе выполнения заданий.
Знакомятся с задачами на слайдах № 8-12, отвечают на вопросы учителя, сами определяют тему и цели урока Выдвигает проблему:
вы знаете, что математика проникает во все сферы жизни человека. Давайте посмотрим, какую информацию мы можем извлечь из этой таблицы Вопросы к классу:
1.Какие слова вы заметили в условиях всех задач?
2.Часто ли мы слышим в жизни фразы со словом «средний», приведите примеры.
3.Как вы понимаете эти выражения?
4А что в математике «среднее» можно найти?
Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. Запишите в тетради тему урока«Среднее арифметическое»
Ребята, что вы хотите узнать сегодня на уроке?
Задача из сборника задач, составленных на основе краеведческого материала г. Астрахани и Астраханской области,
№1задача про фермера,№2 про зарплату рабочего ,№3-задача на движение Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи
Познавательные: поиск и выделение необходимой информацииКоммуникативные: выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные:
Само -определение, смыслообразованиеIV.
Изучение нового материала
 
Самостоятельно читают, один – вслух .-Найти общую массу картофеля
-Разделить на 3.
3 года.
Предлагают алгоритмы.
Алгоритм:
-Найти сумму всех чисел;
-Найти количество слагаемых;
-Разделить сумму чисел на их количество.
Читают.
Записывают формулу
Итак, что же такое среднее арифметическое нескольких чисел?
-Чтобы правильно сформулировать определение среднего арифметического нескольких чисел, решим рассмотренные задачи.
Составьте план решения задачи(слайд№10).
-Почему вы делили на 3, ведь этого числа не было в условии задачи. Что оно означает?
-Ребята, попытайтесь вместе с соседом по парте составить алгоритм нахождения среднего арифметического.
Вывод: мы нашли среднее арифметическое трёх чисел. Проговорите алгоритм нахождения среднего арифметического чисел.
Откройте учебник на стр. 226 и прочтите определение среднего арифметического чисел.  
Слайды№13-14
Учебник: стр. 226, п.38, определение:
Средним арифметическим нескольких чисел называют частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых.
Формулы:
1.Ср. ар. = (сумма чисел) : (количество слагаемых) Познавательные
Поиск и выделение необходимой информации.
Структуирование знаний.
Регулятивные:
Целеполагание, выдвижение гипотез.
Коммуникативные:
слушать и вступать в диалог.
 
V.
Физкульт -минутка Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.  Проводит физкультминутку (слайд 15).    Личностные:
Получение заряда бодрости, позитивного настроя.
 
VI.Первичное осмысление и закрепление знаний
 Решают задачи из презентации (слайды №16-17) несколько учащихся комментируют этапы решения с места.
Проводят самопроверку и самооценку.  У нас остались нерешённые задачи.
Запишем решение этих задач в тетради; при этом кто – то будет комментировать.
 Найти среднее арифметическое чисел, о которых говорится в физкультминутке(слайд№16) Познавательные
Выделение и формулирование познавательной цели,  рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез.
Коммуникативные:
Выражать свои мысли, аргументировать свое мнение.
Регуляттивные:
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция.
Личностные:
Самоопределение смыслообразованиеVII.
Самостоятельная работа
Выполняют самостоятельную работу, размещённую в презентации (слайд 18).
Осуществляют взаимоконтроль и взаимопроверку
(слайд 19). Проводит самостоятельную работу - в двух вариантах (слайд 18).
-А теперь –взаимопроверка.
-Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, возьмите в руки карандаши.
Сверяем результаты с ответами на экране (слайд 19). Если верный ответ, ставим +, если неверный, ставим -.-Не забудьте, что вы проверяете вариант соседа!
Выставьте друг другу оценки: три + «5»; два + «4»; один + «3»; ноль + «2». Слайд 18:
Самостоятельная работа:
I вариант [II вариант]:
1.Найдите среднее арифметическое чисел: 70,6 и 71,3 [ 65,7 и 62,4 ].
2.Найдите среднее арифметическое чисел 84,32; 84,47; 84,56 и 84,68 и округлите его до десятых [ 92,34; 92,45; 92,28; 92,64 ].
3.На соревнованиях по фигурному катанию спортсменка проходит в следующий этап, если её средняя оценка не менее 5,1.Участница соревнований получила оценки 5,2; 5,1; 4,7; 5,1; 4,9; 4,9; 5,3; 4,8; 5,0. Пройдёт ли участница в следующий этап ? [ 5,4; 4,8; 4,9; 4,8; 5,0; 5,2; 5,0; 4,8; 5,1].
Слайд 13:
В.I. [ В.II ]1.70,95 [64,05]
2. 84,5 [ 92,4 ]
3. нет [ нет ]. Познавательные
Анализ, синтез, выполнение действий по алгоритму.
Регулятивные:
Контроль, коррекция и взаимооценка.
Коммуникативные:
Аргументировать свое мнение.
Поддерживать здоровый духа соперничества для мотивации учебной деятельности.
VIII.
Подведение итогов урока
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения, проводят самоанализ и самооценку своей деятельности
-Ребята, поднимите руки, кто сегодня на уроке получил оценку «5»?
-Молодцы!
-Поднимите руки те, кто получил оценку «4»?
-Кто выполнил верно лишь одно задание?
-Кому не удалось справиться ни с одним заданием?
-Кто получил «5» - оценку ставлю в журнал;
-Оценки «4» и «3» идут в журнал по вашему желанию;
-Тем же, кто сегодня не достиг успеха, оценки нет, но есть пожелание удачи в изучении новой темы.
-Подведём итоги:
1.Сформулируйте тему урока
2.Какие цели мы ставили в начале урока?
3.Добились мы поставленных целей?
4.Давайте ещё раз вспомним определение среднего арифметического и как его найти.
5.Где применяется среднее арифметическое в жизни?   Регулятивные:
Оценка промежуточныхрезультатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности.
Коммуникативные:
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
IX. Домашнее заданиеЗаписывают в дневник
Слайд№21 Задаёт дозированное домашнее задание.
(слайд 20).
-По учебнику домашнее задание для всех.
-А тому, кто разобрался в теме, я предлагаю побыть в роли статистика и выяснить, где выгоднее покупать огурцы.
-Окончен урок
И выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.
Найти среднее арифметическое не чисел, а предметов, которые нас окружают. Слайд 20:
Всем:
По учебнику: с.230 решить №1524,№1534(а)
П.Рассчитайте свою среднюю оценку по результатам 3 четверти.
В.Узнать стоимость 1 кг огурцов в 3 различных магазинах и определить среднюю цену.
X.
РефлексияОценивают собственное психоэмоциональное состояние, высказывают вслух мысли, выражающие это состояние
(слайд 22). Просит провести саморефлексию
(слайд 22). Слайд 22:
«Рефлексия
На уроке:
Я узнал…..
Я научился….
Мне понравилось..Я затруднялся..Моё настроение… Коммуникативные:
выражать свои мысли.
Личностные:
Самоопределение своей деятельности.
Регулятивные:
Коррекция и оценка качества уровня усвоения
Познавательные
Рефлексия.