Урок-путешествие по математике на тему Десятичные дроби (5 класс)
6 КЛАСС
УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ТЕМЕ «ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ»
Цель: через игру закрепить умения учащихся выполнять действия с десятичными дробями, развивать у учащихся интеллектуальные и творческие способности; воспитывать дисциплинированность, ответственность, чувство прекрасного.
Оборудование: карточки с заданиями.
Перед игрой учитель помогает ученикам выбрать 2-х капитанов и сформировать команды.
На доске надпись: «Именно на преодолении трудностей растет и развивается математик». (О.Хинчин)
ХОД УРОКА
І. Организационная часть.
Учитель: Все вы, дети, наверно любите путешествовать. Сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие – путешествие на кораблях по «морю» десятичных дробей. Я буду гидом этого путешествия, капитанами экипажей будут ., а все остальные – моряками. Успех нашего путешествия зависит от всех нас. В море могут возникнуть трудности и препятствия, но если вы будете дисциплинированными, дружными и трудолюбивыми, то сможете успешно их преодолеть. Я желаю всем счастливого плавания.
ІІ. Путешествие.
1. Начинаем «посадку на корабль». Каждой команде предлагаются задания.
Выполнить действия:
а) (38,4 : 3,2 + 10,74) · 0,5 – 8,27; б) (19,2 : 1,6 + 9,86) · 0,5 – 10,39.
Капитаны команд назначают 4-х матросов, которые обеспечивают посадку на корабль. На доске записано задание. К доске одновременно выходят два ученика от разных команд. Они выполняют первое действие, записывают результат на первую ступеньку и передают эстафету (мел) другому участнику команды и т.д. Побеждает команда, которая правильно и быстрее выполнит действия. Остальные ученики выполняют задания для своей команды в тетрадях, следят за правильностью решения.
Посадка произведена. Начинается путешествие.
2. Продолжается путешествие, но что это? Радисты обоих кораблей передают, что нет связи с землей. Ее надо срочно восстановить, а для этого каждой команде нужно выполнить задание. Найти пропущенные числа:
а) ·2,1 +0,09 : 2,4 - 0,08
а)
б) · 0,04 : 0,1 - ? +5,39
Учащиеся выполняют задание самостоятельно в тетрадях. Наконец радисты сообщили, что связь с землей восстановлена. Путешествие продолжается.
3. Наши корабли прибывают в порт «Магические квадраты». Знаете ли вы что-либо об этих квадратах? Это квадраты, в каждую клеточку которых можно вписать числа так, что суммы чисел в каждом столбце, строке и по каждой диагонали будут одинаковыми. А сможете ли вы преобразовать предложенные квадраты в магические. Сделайте это и мы продолжим путешествие.
1)
2,9
2
2)
0,7
1,6
1
2,35
2,98
1,5
Ученики чертят соответствующие квадраты в тетрадях и заполняют их. О результатах сообщают капитаны.
4. Мы снова в море десятичных дробей. А не кажется ли вам, что мы стоим? Так, наверно на кораблях какая-то неисправность. Нужно назначить моряков, чтобы они исправили ошибки в вычислениях.
1) 45,3 1,5 2) 3,45
45 3,02 10,4
138 0
30 345
4,830
По одному ученику от команды выходят к доске и исправляют ошибки. Остальные ученики молча следят и слушают пояснения.
5. Умение умножать и делить десятичные дроби помогло вам. Мы продолжаем плавание. Но посмотрите! Правда, ничего не видно, так как мы попали в туман. Верный путь могут указать только капитаны кораблей. Для этого им необходимо решить уравнения:
а) 2,5 · (х – 18,7) = 50,5; б) (8,5 – у) · = 37,44.
Оба капитана получают карточки и молча решают уравнения на доске. Экипажи кораблей решают соответствующие уравнения самостоятельно в тетрадях и при необходимости помогают своим капитанам. Результаты сверяем.
6. Наши корабли приближаются к «Бухте хороших оценок». Чтобы сойти с кораблей и получить оценки, нам всем дружно надо решить кроссворд.
ІІІ. Итог урока. Учитель подводит итог путешествия, определяет, какой из экипажей был более дружным и математически сильнее, «награждает» учеников, которые хорошо работали во время путешествия, оценками, дает задание на дом.
4,5
1,12
2,8