Урок — игра по математике Покорение числовой горы на тему «Десятичные дроби. Сложение, вычитание, умножение и деление десятичных дробей»


«МКОУСОШ№9»
Разработка урока
Тема: «Десятичные дроби. Сложение, вычитание, умножение и деление десятичных дробей»
Урок-игра
«Покорение числовой горы».
Открытый урок
учитель: Ибраева З. Г.
Разработка урока математики 5 класс.
Урок математики с использованием меж предметных связей (географией и биологией) и преемственности (начальная школа – среднее звено).
«Покорение «Числовой горы»».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Форма проведения урока: урок-игра (восхождение на пик «Числовой горы»)
Тема: «Десятичные дроби. Сложение, вычитание, умножение и деление десятичных дробей»
Девиз урока: «Эдельвейсы под ногами не растут, чтоб дойти до эдельвейса, нужен труд!»
Цель урока:
Образовательная: организовать деятельность учащихся по
-повторению понятий десятичная дробь;
-умению находить сумму, разность, произведение и частное десятичных дробей;
-умению различать сложение и умножение десятичных дробей;
-повторению и умению применять знания в решении задач по данной теме;
-подготовке учащихся к контрольной работе по данной теме.
-обеспечить творческое применение полученных знаний при решении задач.
Воспитательная:
-воспитывать познавательный интерес и любознательность, любовь к природе;
-воспитать ответственное отношение к учебному труду, волю и настойчивость, самостоятельность и активность, умение преодолевать трудности;
-формировать целостное и гармоничное понимание и восприятие мира.
Развивающая: содействовать развитию у учащихся ключевых и предметных компетенций:
-​ умения обобщать, систематизировать, анализировать, сравнивать, делать вывод,
-​ умения логически мыслить; использовать математическую речь,
-​ способствовать развитию познавательного интереса к изучаемому предмету.
Методы и приемы:
Частично-поисковый (эвристический).
Форма организации труда:
Индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, маршрутные листы каждому учащемуся.
Структура урока Формы этапов урока
Организационный момент Вступительное слово учителя, побуждающий диалог
I Актуализация знаний и умений 1.Устная разминка (сбор багажа) –фронтальная работа
II Этап обобщения 1. Станция-препятствие (высота гор) – фронтальная работа
2. Станция-препятствие (решение задач) – работа у доски 2 уч-сях
3.Привал (математическая физкультминутка)
4. Станция-препятствие в нашем маршруте – работа в парах
III Подведение итогов урока IV Рефлексия. V Информация о домашнем задании VI Психологическая рефлексия Нарисуй настроение
ХОД УРОКА.
I.​ Организационный момент 3 мин.
Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть, видеть вашу готовность к уроку и надеюсь, что мы с вами сегодня проведем время с интересом и пользой. Я верю в ваши способности! (мотивационная беседа, побуждающий диалог).
- Хочу сообщить вам, что мы с вами заканчиваем изучение большой темы «Умножение и деление десятичных дробей». Чем же тогда нам нужно заняться сегодня, чтобы хорошо выполнить работу завтра? (Учащиеся формулируют цель урока, учитель помогает: см. образовательную цель урока).
- Но сегодня, ребята, мы не просто будем закреплять материал по данной теме, но и отправимся покорять большую гору, которая называется «Числовая гора» и узнаем много нового и интересного о горах.
- А что значит: покорить гору? Как вы думаете? (Предлагают варианты. Значит дойти до ее вершины.) А что такое горы?
(Что об этом говорят словари? «Горы – это возвышенные участки земной поверхности, круто поднимающиеся над окружающей территорией».
А вот замечательное определение Юрия Визбора: «Гора – это небо, покрытое камнем и снегом!»).А кто из вас узнает сказку, которая начинается со слов
За горами, за лесами,
За широкими морями
Против неба – на земле
Жил старик в своем селе.
(П.П.Ершов. «Конек-горбунок»)
- Ребята, помогите мне, пожалуйста, отгадать ещё одну сказку?
Далее устный счёт по слайдам презентации
- А кто из вас знает, что можно найти на вершине горы? (Пытаются предположить. Это цветок, который растет очень высоко в горах и называется Эдельвейс).
Мы с вами попробуем сегодня не только добраться до вершины Числовой горы, но и найти цветок эдельвейс.
Таким образом, девиз нашего урока: «Эдельвейсы под ногами не растут, чтоб дойти до эдельвейса, нужен труд!» (вывешиваю девиз урока на доску), (мы на уроке подразумеваем умственный труд. Каждому из вас я даю маршрутные листы, в которых вы будете отмечать свои успехи. Если все сделали правильно – ставите плюсик или фиксируете ошибку, в конце урока за правильно выполненные задания учащиеся получат отметки. Те, кто набрал 5 лепестков получают «5», 4- (по желанию) получают «4», ниже четверок не ставить.)
- А это вам напутствие:
Чтобы спорилось нужное дело,Чтобы в жизни не знать неудач,Мы в поход отправляемся смело,В мир загадок и сложных задач.Не беда, что идти далеко,Не боимся, что путь будет труден,Достижения крупные людямНикогда не давались легко.
Актуализация знаний 10 мин.
Каждый знает, что перед тем как отправиться в путь, путешественники проверяют снаряжение, упаковывают свой багаж.
Приступаем к упаковке багажа:
1.​ «Соотнеси название горы и её высоту» (6 человек у доски)
Все мы знаем, что горы славятся своей высотой, которую и пытаются покорить альпинисты и скалолазы. А чтобы узнать какая у нас самая высокая гора на планете, нам необходимо решить следующие примеры! (далее 12 человек: 4+4+4 работают у доски по полученным карточкам. В конце мы находим самое большое число – это и будет результат нашего поиска).
-А может Кто то знает, какая гора самая высокая на планете? Джомолунгма (Эверест), Китай – Непал. Ее высота 8848м. А какая самая известная гора в России? Это Эльбрус. Сейчас, используя свои математические знания, вы узнаете высоту некоторых гор. Высочайшие горные вершины.
№ Горные вершины Горные системы Материк Высота
1. Джомолунгма
(Эверест) Гималаи Евразия 8848 м
2. Пик Коммунизма Памир Евразия7495 м
3. Пик Победы Тянь-Шань Евразия 7439 м
4. Аконкагуа Анды Южная Америка6960 м
5. Мак-Кинли Кордильеры Северная Америка6193 м
6. Килиманджаро Массив Килиманджаро Африка5895 м
7. Эльбрус Б. Кавказ Евразия 5642 м
8. Б. Арарат Армянское нагорье Евразия 5165 м
9. Массив Винсон Элсуорт Антарктида5140 м
10 Казбек Б. Кавказ Евразия 5033 м
11. Монблан Западные Альпы Евразия 4807 м
12. Белуха Алтай Евразия 4506 м
Итак, наш с вами багаж - это все то, чему мы научились, работая над нашей темой, собран. Давайте теперь проверим насколько надежно наше снаряжение.
II. Этап обобщения, систематизации и закрепления знаний.
2. Решение задач у доски (2 человека по карточкам по очереди с объяснением у доски)
3. Привал (математическая физкультминутка, 2 мин.)
Пора немного отдохнуть: привал. Физ.минутка для глаз и активная (хомка, хомка)
4. Станция-препятствие в нашем маршруте (5 мин):
Итак, впереди самый трудный участок, но он и самый долгожданный: сумеем ли добраться до вершины и добыть горный цветок эдельвейс? Тогда нужно расшифровать загадочные схемы. А работать будете в парах, ведь в горах очень важна поддержка товарища. Если будет верно найден корень уравнения, то Вы покорите Числовую гору и найдете горный цветок эдельвейс.
РАБОТА В ПАРАХ и у доски.
III. Итоги урока.
Молодцы! Вы добрались до эдельвейса, какие трудности пришлось преодолеть и что вы приобрели, преодолевая трудности? (прошли много препятствий, проявили смекалку, рассуждали, применяли свои знания на практике).
IV. Рефлексия, оценивание
Мы с вами поднялись на вершину числовой горы. Добились ли поставленных в начале урока целей? Почему? Что нужно сделать, чтобы в следующий раз эти трудности было легче преодолеть? Посмотрите в свой маршрутный лист. У кого сколько плюсиков? Кто набрал 5 плюсиков-лепестков и больше – получают «5», 4 получают (по желанию) – «4», ниже отметок не ставить.
V. Информация о домашнем задании.
Вознаграждением за ваш труд будет развитие сообразительности, смекалки, радость от познания нового. А еще я каждому подарю цветок Эдельвейс на память о сегодняшнем уроке. Это не простой цветок, ведь он вырос на Числовой горе. На лепестках у него задания. Дома найдите решения к этим заданиям. (раздаю лепестки с домашним заданием )
VI. Психологическая Рефлексия «Нарисуй настроение».
P/S Игра на случай, если останется время: Кто больше назовет разных пословиц про горы? (можно между командой девочек и мальчиков)
Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.Гора с горой не сходится, а человек с человеком сойдётся.Горы высоки, а император далеко.Если гора не идет к Магомету, то Магомет пойдет к горе.Сидя на вершине горы, наблюдать за схваткой двух тигров.Кто спрашивает – переходит горы; кто не спрашивает – заблудится и на равнине.Чьи овцы на горе, того и гора.Вера и гору с места сдвинет.Пустая бочка, когда катится с горы, шуму много делает.Гора Фудзи одна, а путей к ней много.Дай вору золотую гору, все равно он воровать не перестанет.
Интересное о горах:
А вы знаете, что…Если подняться на вершину Эвереста, окажешься у верхней границы тропосферы.При длине 7600 км Анды являются самой длинной горной цепью в мире. Гора Тутунендо в Колумбии – чемпион мира по атмосферным осадкам, годовая норма которых здесь 11,77 м – высота трёхэтажного дома. 
Благодарю за урок!
Маршрутный лист
1.​ Устный счёт (на доске, слайды)
2.​ Найти значение выражения:
а) 6491,8 + 2356,2 =
б) 5 ◦ 1499 =
в) 7015,1 + 423,9 =
г) 4350 ◦ 1,6 =
д) 12386 ◦ 0,5 =
е) 4912,5 ◦ 1,2 =
ж) 5182,64 + 459,36 =
з) 4152,255 + 1012,745 =
и) 3212,5 ◦ 1,6 =
к) 2013,2 ◦ 2,5 =
л) 961,4 ◦ 5 =
м) 9012 ◦ 0,5 =
3.​ Задача.
а) В двух корзинах 16,8 кг яблок. Масса яблок в одной корзине в 2 раза больше, чем в другой. Сколько килограммов яблок в каждой корзине?
б) Турист должен был пройти за два дня 23,1 км. В первый день он прошёл --- пути. Сколько километров прошёл турист во второй день?
4.​ Привал. Физкультминутка. (работаем с учителем)
5.​ Решить уравнение:
а) z + 264 = 1204
б) x + 28 = 40
в) 15 ◦ x = 0,15
г) y – 150 = 375
д) 7a – 3a = 5,12
е) 34 ◦ (m + 1,2) = 61,2
ж) 25,34 – (2,7 + y) = 15,34
з) 16,1 – (x – 3,8) = 11,3
6.​ Итоги урока
-Что нового вы узнали на уроке
7.Домашнее задание