Статья на темуИспользование современных образовательных технологий на уроках русского языка, литературы как средство формирования коммуника-тивной и познавательной компетенции учащихся в условиях перехода на ФГОС.
В.Б.Евстигнеева. ФГБОУ ВПО «АГПИ им. А.П. Гайдара» Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка, литературы как средство формирования коммуникативной и познавательной компетенции учащихся в условиях перехода на ФГОС. “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Китайская мудрость. Модернизация современного образования ставит задачу перед учителем: содействовать расширению ключевых компетенций школьников и, как следствие этой деятельности, создавать условия для формирования ключевых компетентностей. Таким образом, возникло противоречие между задачами современного образования, направленного на компетентностно-деятельностный подход в обучении, и снижением уровня качества знаний и умений школьников. Это противоречие усиливается еще и тем, что в жестких рамках выполнения учебных программ у учителя нет возможности использовать дополнительное время для реализации поставленных целей и задач. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место в школьном образовании выходит формирование у обучающихся умения учиться. На протяжении всего курса обучения школьник должен научиться ставить перед собой задачу - учить себя. И эта задача не только и даже не столько содержания образования,сколько компетентностного подхода и современных технологий обучения. Из всех ключевых компетенций я выбрала формирование познавательной и коммуникативной, так как считаю их сформированность у выпускника школы мерилом образованной, духовно развитой, нравственно зрелой личности. По определению Д.Б.Эльконина, «компетентность – это квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность». Исходя из данного определения, значение учебно-познавательной компетенции можно представить в следующих аспектах: во-первых, как фактор мобильности, расширяющий познавательные ресурсы учащегося; во-вторых, как фактор, позволяющий решать возникающие познавательные проблемы во всех видах деятельности; в-третьих, как фактор, способствующий успешности школьника в учебно-познавательной деятельности. Познавательная компетенция - личностная характеристика старшеклассника, раскрывающая накопленные знания, умения обучающегося в организации данного вида деятельности, владение способами (навыками, приёмами, алгоритмами и т.д.) решения учебно-познавательных задач, опыт самостоятельной познавательной деятельности. Определён комплекс педагогических условий, направленных на развитие познавательной компетенции старшеклассников: 1) создание педагогических ситуаций, инициирующих самостоятельность школьников в определении цели, планировании и осознании своих действий; 2) использование учителем проблемных, продуктивных методов и методов самоконтроля, позволяющих учащимся овладевать способами познавательной деятельности; 3) активизация учебного процесса в старших классах посредством применения интерактивных форм обучения (ролевые и дидактические игры). Данные педагогические условия успешно решаются в урочной и внеурочной деятельности при использовании современных образовательных технологий (проблемного, игрового, проектного обучения). Для успешности работы с указанными технологиями использую групповую работу, работу в парах, коммуникативное взаимодействие в виде дискуссий, диспутов, ролевых игр, нетрадиционные формы уроков, внеурочные занятия, ИКТ-методики. Мне всегда был интересен процесс творчества учащихся, ведь уроки литературы и русского языка не могут обойтись без работы со словом, театрализации, реализации учащимися собственных оригинальных идей. Научить мыслить и чувствовать, воспитать душу – вот задача для учителя-словесника. Таким образом, в урочной и внеурочной деятельности я использую современные образовательные технологии: - игровую; - проектную; - критического мышления; и элементы образовательных технологий: - группового способа обучения; - проблемного обучения; - активного обучения; - формирования научно-исследовательских процедур. Объединение технологий и техник в интегрированной образовательной модели дает целостность, неразрывность глубоких знаний за все время обучения предмету, формируя базовые компетентности, коммуникативную и познавательную. Так, к примеру, игровая технология незаменима на уроках русского языка в 5-7 классах. Работа в группах, загадки, шарады, решение кроссвордов, эстафеты по рядам способствуют более прочному усвоению знаний, развитию коммуникативных навыков, воспитывают интерес к предмету. Рефлексия мгновенная «это – весело, а это – скучно». В целях создания ситуации соревновательности, переключения внимания на уроке, развития интереса к предмету я предлагаю учащимся 5-7 классов самим создавать лингвистические игры, загадки, сказки, иллюстрировать свои работы. Продуктивными видами работы в обучении русскому языку я считаю уроки и внеклассные мероприятия нетрадиционной формы: экскурсии, концерты, КВНы, викторины, устные журналы. В старших классах игровая деятельность предлагает учащимся на моих уроках попробовать на себе роль учителя: старшеклассники готовят тесты для проверки знаний, проводят и проверяют орфографические диктанты, осуществляют взаимопроверку домашней работы, готовят мультимедийные презентации по теме урока. Технологию проблемного обучения я стараюсь использовать на уроках русского языка и литературы во всех параллелях. Уроки литературы тем и выигрышны, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов. Уроки литературы, где без излишней морализации и назидания, просто и доступно дают ответы на многие вопросы: «Что считать добром и злом? Как очиститься от дурных помыслов? Как научиться жить среди людей?» Обобщающий урок по теме: "Русская народная сказка и ее нравственный смысл», проведённый в 5 классе, ещё раз показал, что в каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Использую ответы на проблемные вопросы как устные, так и письменные. Продуктивное письмо может совершенствоваться только при постоянных упражнениях. При этом необходимо обращать внимание учащихся на то, что данная работа должна представлять собой рассуждение с непременной аргументацией («Я так считаю, потому что»). На уроках в 9 классе в качестве аргументации я прошу приводить литературные соответствия: Онегин, Печорин и Николенька Иртеньев, Башмачкин и Макар Девушкин Технологию проектного обучения я использую в работе относительно недавно. В процессе проектной деятельности у учащихся формируются умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивается критическое мышление. Проект предполагает самостоятельную деятельность, выполненную индивидуально, парно, группой за определенный период времени. Для современной школы наиболее характерны исследовательские, творческие, игровые, практико-ориентированные, информационные проекты. Исследовательские, основанные на исследовательском методе проекты успешно реализуются в научно-исследовательской работе учащихся. В работе мне помогает метод формирования научно-исследовательских процедур. Он необходим для развития познавательной активности учащихся, способности аналитического мышления, воспитания культуры научного труда. В старших классах я предлагаю ученикам написание самостоятельных научно-исследовательских работ для участия в районных конференциях. Это работы учениц 9-10 классов: «Тема воды в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»(2009г.), «Русский язык как показатель культуры общения» (2010г.), «Водная стихия в творчестве А.С.Пушкина» (2011г.), «Этот нерусский русский язык» (2012 год). Однако исследовательские проекты используются и в учебной деятельности с целью закрепления знаний. Например, урок – исследование по теме «Искушение – лейтмотив драмы А.Н.Островского «Бесприданница» в 10 классе. Словарная работа на уроке тоже превращается в мини – исследование. Ученики по очереди знакомят класс со словарными словами (самостоятельно выясняют лексическое значение слова, его происхождение, употребление). Такая работа обогащает словарный запас, приучает учеников пользоваться словарями, развивает познавательную активность и склонность к творчеству. Важное место в развитии коммуникативной культуры отвожу урокам с элементами активного обучения. Например, урок-путешествие «Спасите наши сказки!»5класс), урок – суд над Печориным (по роману М.Лермонтова «Герой нашего времени» (9 класс), урок-раздумье «Философский смысл лирики М.Ю.Лермонтова»(10 класс). Уроки-закладки. Например, урок -закладка по произведениям К. Паустовского «Телеграмма», Б.Екимова «Живая душа», «Ночь исцеления» в 8 классе, где вместе с детьми в процессе анализа из каждого произведения выбираем те нравственные (выкладки) истины, которые нужны человеку в течение всей жизни и готовим их в виде закладок для себя и других.(Например,«За добро плати добром», или «Любите – и любимыми будете»). Их логическое продолжение – уроки развития речи: сочинения-миниатюры, творческие работы на основе личных впечатлений, сочинения - раздумья, эссе. Активно использую в работе технологию критического мышления, особенностью которой является «конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности». Данная технология характеризуется следующей структурой: - активизация познавательной деятельности; - осмысление материала через активное чтение и слушание; - через размышление и анализ к творческой интерпретации. Данную технологию использую при работе с текстом на уроках русского языка и литературы, при подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ. Данный прием это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы. Он развивает языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, помогает до конца понять особенности текста, авторский замысел и, как итог, развивает литературно – творческие способности. Для анализа беру стихотворения в прозе русских писателей: И.С.Тургенева, В.Астафьева. На «стадии осмысления» учащиеся знакомятся с содержанием текста, используя методы активного чтения: ставят на полях значки «?» (непонятно), «+» (согласен), « - « (вызывает сомнение), «!» (это главное). Такая работа учит читать текст между строк. Говорим на уроке о проблеме текста, о позиции автора, учащиеся формулируют аргументы для доказательства собственной точки зрения. Анализ текста завершается написанием творческой работы. Использование технологии критического мышления способствует формированию у учащихся логического мышления, коммуникативной компетенции, имеет важное значение не только в процессе подготовки к ЕГЭ, но и в решении задачи возвращения культуры массового читателя. Мир вокруг современных детей настолько подвижен, мобилен, интерактивен, что иногда традиционные формы урока становятся настоящим психологическим барьером между учителем и учеником, учеником и предметным материалом. Современные образовательные технологии помогают успешно решать задачи современного образования, способствуют формированию духовно богатой, всесторонне развитой личности. Формирование познавательной и коммуникативной компетенций – непрерывный педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности ученика и учителя с 5 по 11 класс. Быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Есть смысл говорить о компетенциях только тогда, когда они проявляются в какой-нибудь ситуации: не проявленная компетенция, остающаяся в ряду потенциальностей, не является компетенцией, а самое большее, выступает в качестве скрытой возможности. Таким образом, необходимо говорить о конкретных условиях ее реализации – результативности. Анализ результатов уровня качества знаний в одних и тех же классах за три года позволяет сделать вывод, что с применением современных образовательных технологий качество знаний ежегодно возрастает вследствие повышения мотивации обучающихся и расширения познавательной и коммуникативной компетенции. Результаты свидетельствуют о достаточной эффективности работы. Учащиеся показывают стабильно высокие знания, подтвержденные итоговой аттестацией. Мои ученики готовы к непрерывному познанию и творчеству, ведь, по словам великого А. Эйнштейна: «Образование – это то, что остаётся у человека, когда он забудет всё, чему его учили».
Литература.
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М., 1987. 2. Баев П.М. Играем на уроках русского языка. – М., 1989. 3. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: Знание, 1983. 4. Булгаков В.И. Проблемное обучение – понятие и содержание // Воспитание школьников. – 1985. - № 8. 5. Активные формы преподавания литературы: Лекции и семинары на уроках в старших классах; Сост. Р.И.Альбеткова. – М., «Просвещение», 1991. 6. Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Кн. для учителя. Под ред. П.И.Педкасистого. - М., «Просвещение», 1984. 7. Копылова Н.А. После уроков: Организация внеклассной работы с учащимися по литературе: Кн. для учителя. (из опыта работы). - М., «Просвещение», 1989.