Презентация по психологии на тему : Психолого-педагогическая технология работы по сопровождению образовательного процесса в условиях инклюзии в рамках проекта «Доступная среда» МБОУ «СОШ № 15» г.Салавата
Психолого-педагогическая технология работыпо сопровождению образовательного процесса в условияхинклюзии в рамках проекта «Доступная среда»МБОУ «СОШ № 15» г.Салавата С.В.Бычковапедагог-психологМБОУ «СОШ №15» г.Салавата В основе инклюзивного образования лежит право человека на образование, провозглашенное во Всемирной декларации прав человека. Столь же важным является право ребенка не подвергаться дискриминации, которое предусмотрено в статье 2 Конвенции о правах ребенка (ООН, 1989г.). Логическим следствием этого права является то, что все дети вправе обучаться в образовательном учреждении, где созданы условия, позволяющие не подвергать их дискриминации на основании умственных или физических недостатков и особенностей, этнической принадлежности, религии, языка, пола, способностей и т.д. Именно в этом контексте в докладе ЮНЕСКО «Преодоление отчуждения с помощью инклюзивных подходов в образовании» ставится задача изложить инклюзивные подходы в области образования в качестве стратегии для достижения цели образования для всех. Как и в любой деятельности педагога-психолога, в реализации сопровождения участников образовательного процесса в условиях инклюзии присутствуют основные направления деятельности:диагностика,коррекционно-развивающая работа,профилактика и просвещение,консультирование.Для каждого из направлений могут быть подобраны различные методики и техники работы, но одно из ведущих значений в их выборе играет категория участников образовательного процесса. Далее будут представлены следующие категории:учащиеся,педагогический коллектив,родители. Диагностическая технология Л.А.ЯсюковойОснову моей диагностической деятельности составляет целостная технология психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в школе с 1 по 11 класс Л.А. Ясюковой, кандидата психологических наук. Комплекс состоит из 3 частей:1 часть - «Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе».2 часть – «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах».3 часть – «Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников».Достоинства данной технологии:1. Имеет знак «Госстандарт России».2. Данная методика прошла апробацию в Санкт-Петербурге. Было обследовано более 5000 старшеклассников, более 2000 дошкольников и первоклассников, более 6000 учащихся 3-6 классов. В лонгитюдных исследованиях была проверена надежность выводов и прогнозов данного комплекса.3. Возможность комплексного обследования учеников: выявление интеллектуальных, личностных, эмоциональных особенностей, специальных способностей, задатков к профессиональной деятельности.4. Дает возможность выявить причины затруднений в учебной деятельности учащихся, спрогнозировать проблемы в обучении и осуществлять мероприятия профилактического характера на всех этапах школьного обучения.6. Обладает подробными характеристиками и рекомендациями по коррекции выявленных проблемных зон развития учащихся.7. Предоставляет возможность осуществлять мониторинг развития каждого ученика на протяжении всего школьного обучения.8. В состав комплекса включены специально адаптированные для детского и подросткового возраста: тест структуры интеллекта Амтхауэра, тест Равена, личностный опросник Кеттелла, тест Тулуз-Пьерона, тест Люшера, проективная методика «Дерево», проективная методика «Несуществующее животное».9. Дает информацию о причинах проблем во взаимоотношениях с одноклассниками, учителями, родителями и способах их решения. Технологии арт-терапииНа современном этапе развития данной области психологии в России происходит активное использование ее психологами в образовательных организациях, так как возможности арт-терапии соответствуют концепции психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Достоинства креативной психологии:Решаются коррекционные и профилактические задачи поведенческих и эмоциональных нарушений детей и подростков.Способствует гармоничному личностному развитию.Развивается творческий потенциал личности.Художественная экспрессия способствует эмоциональному самовыражению и осознанию своих чувств.Разнообразие используемых художественных форм (рисунок, танец, сказка и т.д.)В основе лежит гуманистическая концепция развития личности.В своей работе наиболее активно я использую метод мандалы, ассоциативное рисование, сказкотерапию, монарт. Наибольшую результативность данная технология дает в целом спектре тем:формирование позитивного отношения к людям с ОВЗ и инвалидам;Эмоциональные и поведенческие нарушения детей и подростков.Межличностные конфликты.Стресс.Предэкзаменационный период в 9,11 классах.Проблемы в детско-родительских отношениях.Подростковый кризис. Тренинг толерантностиТренинг как метод психологической работы представляет собой довольно эффективный способ глубокой проработки внутренних причин проявления той или иной проблемы. По своей структуре тренинг толерантности для подростков не отличается от классических тренингов (имеет те же этапы и правила). Конкретные техники, используемые в тренинге толерантности, разрабатываются мной в соответствии со своими предпочтениями, особенностями группы, возможностями пространственно-временной организации занятий. В качестве целей и задач могут выступать следующие:формирование позитивного отношения к людям с ОВЗ и инвалидам;осознание многообразия проявлений личности каждого человека в социальном взаимодействии;развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию;развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;развитие способности к самоанализу, самопознанию и рефлексии. Психологические акции, конкурсы, психологические игры, участие в олимпиаде по психологии, кружковая работа по профориентацииПсихолого-педагогическая технология включает в себя раскрытие безграничных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством участия в психологических акциях, конкурсах для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, участие в олимпиаде по психологии, вовлечение детей в кружок по профориентации «Я и моя профессия». Сенсорная комната как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяВ рамках проекта «Доступная среда» в школе создана сенсорная комната – это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы. Сенсорная комната помогает снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды. Она создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей. Однажды детям долю жизни посвятив, Уже не можешь ты стоять в сторонке, И к излечению ребенка проводив, Вздыхаешь с облегчением вдогонку. О, мир! За что же детям выпал этот рок! И заслужили ли они свои болезни! Но лишь в душе застыл немой упрек… И хочется всем жизни дать чудесной! Прекрасен каждый, кто тот крест берет, Что на худые плечи малыша опущен, Кто рядом есть всегда, кто часть его несет, Порой себе в ущерб, но он так нужен, Тот Человек, кто сил в себе нашел Помочь чужому горю и не сдаться, И в трудную минуту не уйти, Не бросить, не оставить, не сломаться. Ты — человек, ты — просто человек, Но нечто есть в тебе, чего нет у другого, Есть сострадание, и жажда жизни есть, Болезни помогаешь ты сломать оковы! Не в силах разрешить судьбу больных детей, Но помощь оказать великую ты можешь, Твори же ты добро, и время не жалей, Кому-то обязательно поможешь! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!