Статья Применение современных образовательных технологий на уроках математики в рамках ФГОС
«ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В РАМКАХ ФГОС»
Приходько Лариса Анатольевна
Учитель математики МБОУ «Сойгинская СОШ»
п. Сойга, Ленский район, Архангельская область
В основе Стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности. Теперь задачей общеобразовательной школы становится не «снабдить» учащихся багажом знаний, а привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность.
В примерной программе по математике предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в математическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства Учитель должен уметь строить урок с учетом формирования и развития универсальных учебных действий у учащихся, знать и использовать технологии, которые позволят осуществить достижение требований ФГОС второго поколения наилучшим способом.
В связи с этим наиболее актуальными становятся педагогические технологии, которые я применяю в своей работе: проектная технология, групповые технологии, игровые технологии.
Психологами доказано, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. Считаю, что именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа.
Групповая технология - это технология обучения, при которой ведущей формой учебно- познавательной деятельности учащихся является групповая.
При групповой форме деятельности класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя.
Цель технологии группового обучения – создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы.Групповая форма обучения решает три основные задачи: 1.Конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией. 2.Коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри группы и за её приделами. 3.Социально ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в обществе.
Групповая технология на мой взгляд позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. Учащийся при этом чувствует себя раскованно, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает комфортную обстановку. Как показывает практика целесообразно, чтобы в составе группы были учащиеся всех уровней подготовки. При этом не менее половины должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой. Также одно из самых главных условий для создания рабочей обстановки в группе – это личностные взаимоотношения между учащимися. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. Результаты совместной работы учащихся в группах, как правило, всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым учащимся индивидуально. Члены группы помогают друг другу, несут коллективную ответственность в результатах отдельных членов группы. Наряду с помощью учителя каждый получают помощь и со стороны сильных учеников-консультантов в своей группе, а также из других групп. Причем, помогающий ученик получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. При оценке деятельности каждого учащегося в группе используется оценочный лист, в котором каждый член группы выставляет на каждом этапе работы самостоятельно себе оценку за проделанную работу. Пример. Математика, 6-й класс. Тема: «Сложение, вычитание и сравнение дробей с разными знаменателями». Все ученики делятся на группы 3 группы. В каждой группе по три человека, из которых один «сильный», один «слабый», один «средний». На 1 этапе урока проходит активизация опорных знаний через устный счет или опрос. Предлагаются задания занимательного характера, например « Брейн – ринг» учитель задает вопросы, учащиеся отвечают. За каждый правильный ответ группа получает жетон, по завершению опроса определяется самая активная группа. Вопросы: 1) дробь, которая больше или равна 1 2) знаменатель 3)НОК(6;12) 4) черта дроби 5) результат вычитания 6) числитель 7) результат сложения 8) десятая часть тонны 9) НОК(5;7) 10) как сложить две дроби с одинаковыми знаменателями? Подводится итог, учащиеся работают с оценочными листами.
На 2 этапе проходит изучение нового материала по группам с использованием опорного конспекта. Каждая группа получает разные задания. После завершения работы, каждой группе предлагается защитить свое задание у доски. Решить с объяснением два примера. Опорный конспект. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. 1 Как сравнить, сложить и вычесть дроби с разными знаменателями? Чтобы сравнить( сложить, вычесть) дроби с разными знаменателями, надо: 1) привести данные дроби к наименьшему общему знаменателю; 2) сравнить( сложить, вычесть) полученные дроби. Примеры: 1. Сравнить дроби 3/15 и 4/27 21/135< 20/135 2. Сложить дроби 5/12+7/18= 15/36+ 14/36=29/36 3. Вычесть дроби 3/5-3/7=21/35-15/35=6/35
1 группа «Изучить правило сложения дробей с разными знаменателями» 2 группа «Изучить правило вычитания дробей с разными знаменателями» 3 группа «Изучить правило сравнения дробей с разными знаменателями» У каждого члена группы имеется опорный конспект, по которому учащиеся учат правило и затем рассказывают его консультанту группы, после чего, приступают к практическому применению, разбирают решенные примеры в опорном конспекте. Если возникают вопросы, обращаются к консультанту. Далее выполняют примеры, предложенные для самостоятельной работы, после чего проходит взаимопроверка. Консультант сообщает учителю, о готовности группы по своему заданию. На 3 этапе проходит защита заданий каждой группой. Учащиеся остальных групп внимательно слушают объяснения и готовятся отвечать на вопросы по правилам, которые не изучали. На 4 этапе каждая группа получает одинаковые карточки, которые содержат задания на все три правила, т.е на сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Проходит взаимопроверка, подводится итог.
Групповая работа способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Также при совместной работе учащиеся приучаются сотрудничать друг с другом при выполнении общего дела, формируются положительные нравственные качества личности. Наблюдения показали, что данная форма обучения имеет большее преимущество в сравнении с традиционной методикой обучения. Групповая форма несет в себе и ряд недостатков – это трудности комплектования групп и организации работы в них; включение сразу всех учеников в работу, рабочий шум на уроке. Несмотря на отмеченные трудности, проведенная работа показывает, что применение групповой работы при обучении математике эффективно.
Игровые технологии. Одним из современных и признанных методов обучения и воспитания в школьной системе образования являются дидактические игры, которые обладают образовательной, развивающей и воспитательной функциями.
Цели игровых технологий (в соответствии с требованиями ФГОС):
1. В направлении личностного развития. Развитие внимания и сообразительности, стремления к знаниям, умения мыслить самостоятельно, объективно отстаивать свою точку зрения, а также волевых качеств личности и высокой мотивации обучения.
2. В метапредметном направлении. Тренировка смекалки, развитие способности наблюдать, проявлять инициативу и быть ответственным за свое решение, формирование коммуникативных навыков.
3. В предметном направлении. Представление учащимся разнообразных занимательно — развлекательных задач, направленных на развитие мыслительных способностей, сообразительности, внимания, творческого воображения, интереса к предмету.
Задачи (в соответствии с требованиями ФГОС):
1. В направлении личностного развития. Воспитывать у учащихся интерес к математике и познанию, самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, внимательность, сосредоточенность, умение применять имеющиеся знания на практике, умения защищать свои убеждения. Формировать умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками.
2. В метапредметном направлении. Активизировать различные виды памяти ученика, формировать способность ориентироваться в необычных ситуациях, пополнить запас знаний, представлений и понятий ученика, развивать его фантазию, необходимых при организации деятельности в любой сфере.
3. В предметном направлении. Выявить учащихся, которые обладают неординарными способностями и стремятся к углублению своих знаний по математике. Вовлечь в учебную деятельность всех учеников, далее пассивных. Повысить уровень математического развития учеников и расширить их кругозор. Углубить представления учащихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни.
Игровые технологии являются одной из форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным работу учащихся на творческо-поисковом уровне.
Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, стараюсь учить детей не так, как нам взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно его взят.
Исходя из собственного опыта, могу сказать,что уроки игры лучше проводить на уроках разных типов, но наиболее целесообразно –на уроках систематизации и обобщения учебного материала.
В каждом процессе есть положительные и отрицательные результаты. Так и в игровых технологиях есть «плюсы» и «минусы».
«Плюсы» использования игровых технологий:
*Игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления.
*Являются естественной форма труда, приготовлением к будущей жизни.
*Способствуют объединению коллектива и формированию ответственности.
*Несут здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении.
*Способствуют использованию знаний в новой ситуации.
*Передается опыт старшего поколения младшему.
«Минусы» при использовании игровых технологий следующие:
*Сложность в организации и проблемы с дисциплиной.
*Невозможность использования на любом материале
*Требуют больших временных затрат.
*Сложность в оценки учащихся.
Я считаю, что использование на уроках игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодоление трудности в обучении. Игровые технологии я использую на разных этапах урока.
Приведу примеры игровых технология из опыта работы.
Начало урока: игровой момент «Отгадай тему урока».
неирвунеаУстная работа: магические квадраты, кроссворды, ребусы, головоломки и др
«Думай и соображай».
Задание: Расставьте в следующих забавных равенствах запятые:
57+13=7; 536-336=2; 15*6=9;
86-47=81,3; 5+208=7,08; 12*50=60.
Устный фронтальный опрос. Тема: «Длина окружности и площадь круга».
На доске записаны формулы с пропущенными элементами. Задача класса узнать, что это за формула и чего не хватает в записи этой формулы.
S = π☺ C = 2 π☺
S =☺☺² P =☺a
a☺c
При закреплении изученного материала – «Найди ошибку», кодированные упражнения.
Игра «Стрела»
Найдите сумму выражений 5х-3у и -2х+у и результат запишите в третью клетку. Найдите сумму двух последних выражений и запишите результат в следующую клетку и т.д. Какое выражение будет записано в 6-й клетке?
Самоконтроль – в игровой форме.
1. Какой знак можно поставить между числами 7 и 8, чтобы получившееся число было больше 7 и меньше 8?
2. Между числами 5,2 и 5,3 поставьте число, большее 5,2 и меньшее 5,3.
« Подумай»
На нашей планете обитают тысячи различных птиц и зверей. Правильно расставив порядок действий, и верно выполнив каждое из них, ты сможешь прочесть название симпатичных и очень жизнерадостных птиц.
4,36 : (3,15 + 2,3) + (0,792 - 0,78) * 35 - 2 * 0,604.
Творческие задания (выполнили учащиеся 5 класса)
1.Расшифруйте название животного обитающего в нашей местности. Своеобразный хищник, питается в основном падалью, но иногда охотиться на животных.
О 48,01+14,686=
С 34,56+23,04=
Р 20,6-13,2=
Х 301,7+14,08=
М 48,03-33,5=
А 123,9+103,1=
Расшифруйте название животного обитающего в нашей местности. Хороший землекоп. В зимнее время погружается в спячку.
С 4,9+10,95=
Б 13,12-4,8=
У 34,56+22,08=
К 50,75-29,4=
А 108,3+24,25=
Р 45,35-18,51=
Проектная технология. Использование различных современных педагогических технологий позволяет разнообразить учебный процесс и тем самым вовлекать в активный процесс познания большее количество учащихся. Одной из таких технологий является « Метод проектов».
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике. Под методом проектирования понимается обобщённая модель определённого способа достижения поставленной цели, система приёмов, определённая технология познавательной деятельности. Я считаю, что «Метод проектов» один из главных методов, так как позволяет ученику стать субъектом обучения и собственного развития. Главной отличительной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, которая соответствует его личным интересам. В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.
Главные цели введения метода проектов на уроках математики:
показать умения отдельного ученика или группы обучающихся использовать приобретенный на уроках математики в школе исследовательский опыт;реализовать свой интерес к предмету математики; приумножить знания по математике и донести приобретенные знания своим одноклассникам;
продемонстрировать уровень обученности по математике; совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения;
подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.
Этапы работы над проектом
Этапы Деятельность учащихся Деятельность учителя
Организационно-
подготовительный Выбор темы проекта, определение его цели и задач, разработка реализации плана идеи, формирование микрогрупп. Формирование мотивации участников, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, выработка критериев оценки деятельности каждого участника на всех этапах.
Поисковый Сбор, анализ и систематизация собранной информации, запись интервью, обсуждение собранного материала в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотезы, оформление макета и стендового доклада, самоконтроль. Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обработке материала, консультация по оформлению проекта, отслеживание деятельности каждого ученика, оценка.
Итоговый Оформление проекта, подготовка к защите. Подготовка выступающих, помощь в оформлении проекта.
Рефлексия Оценка своей деятельности. «Что дала мне работа над проектом?» Оценивание каждого участника проекта.
Например:
Урок геометрии 8 класс.
Тема: «Четырехугольники».
Этапы Деятельность учащихся Деятельность учителя
Организационно-
подготовительный Разбиваются на группы, (кол- во групп соответствует видам четырехугольников) разрабатывают основные идеи, цели своей работы, составляют план Формирование мотивации участников, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, выработка критериев оценки деятельности каждого участника на всех этапах
Поисковый Сбор, анализ и систематизация собранной информации о свойствах и признаках четырехугольника, запись материала в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотезы, оформление макета и стендового доклада, самоконтроль. Консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обработке материала, консультация по оформлению проекта, отслеживание деятельности каждого ученика, оценка.
Итоговый Оформление своего проекта, защита его Оказывает помощь в оформлении
Рефлексия Оценка своей деятельности. «Что дала мне работа над проектом?» Оценивание каждого участника проекта.
В итоге общим итогом деятельности всех участников и групп становится создание классификации четырехугольников.
Плюсы проектной технологии:
Способствует развитию речи, умению работать в коллективе, расширению кругозора учащихся, повышению мотивации учащихся, развитию общеучебных умений.
Минусы проектной технологии: сложность системы оценивания вклада каждого исполнителя; увеличение риска неудачного окончания работы учащегося; повышение эмоциональной нагрузки и на учащегося, и на учителя; невозможность включить значительное число учащихся в работу над проектом.
Вывод: Системная работа по использованию мною педагогических технологий в образовательном процессе приводит к тому, что успеваемость по математике составляет 100%, учащиеся принимают активное участие в предметных неделях, участвуют в олимпиадах, у слабых учащихся снижается порог тревожности.
Литература:
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Москва, «Народное образование», 1998 год.
Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. // библ. Ж. "Директор школы".- 1996.
Полат Е.С. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 1999.
Книга для учителя .Я иду на урок математики.5 класс. Москва, «Первое сентября»,2001 год.
С.Г.Манвелов. Конструирование современного урока математики. Москва «Просвещение»,2002год.