Статья «Деятельность учителя по организации взаимодействия школы и семьи в свете новых государственных образовательных стандартов общего образования»
Рудь Татьяна Викторовна
«Деятельность учителя по организации взаимодействия школы и семьи в свете новых государственных образовательных стандартов общего образования»
На современном этапе развития общества основная цель, поставленная перед российским образованием - достичь нового уровня воспитания подрастающего поколения, воспитать нравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Семья – важный социальный институт, это первая в жизни человека общность, где он осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения. Семья является неотъемлемым фактором развития, воспитания ребенка.
С поступлением ребенка в школу именно общеобразовательное учреждение становится для него одним из важнейших социальных институтов после семьи.
Взаимодействие семьи и школы является главным условием успешного развития личности. Формы этого взаимодействия различны: взаимная информация, согласование, совместная деятельность, взаимопомощь.
Неблагополучная обстановка в семье, применение недопустимых приёмов воспитания, унижение человеческого достоинства детей и подростков, имеющих место стороны родителей, привели за последние годы к росту эмоционального неблагополучия ребёнка, что осложняет его жизнедеятельность, взаимодействие с окружающим миром, приводит к стрессам, неврозам и агрессивности.
Работа школы с родителями в последнее время значительно ослабла, но из этого не следует, что данная работа уже не нужна школе. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса.
Если школа сделает родителей своими союзниками, то она станет сильнее во всех отношениях. Взаимодействие c родителями должно носить характер встречного движения, совпадающего как по своей направленности и целевым установкам, так и по формам и методам реализации. Данное обстоятельство поможет избежать традиционных конфликтов между школой и родителями. Более того, последние чаще всего с пониманием и воодушевлением будут воспринимать всё происходящее в стенах образовательного учреждения. Основной целью организации такого взаимодействия является вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство, одним из субъектов которого должны стать родители.
На сегодняшний день в системе образования преобладают тенденции к дальнейшему расширению взаимодействия семьи и школы, ведь школа постепенно становится все более открытой педагогической системой, при этом создаются наиболее оптимальные условия для личностного развития учащихся.
Как показывают многочисленные исследования, именно в семье ребенок приобретает первый опыт взаимоотношений. На примере взаимоотношений между членами семьи он учится взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохранятся у него в подростковом периоде и в зрелые годы. Реакции родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями или сестрами - вот факторы, которые могут предопределять социальное развитие ребенка, его поведение в семье и вне нее, а также влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы.
Развитие личности ребенка – это процесс комплексного развития психики в результате воспитания, саморазвития, т.е. внутреннее прогрессивное изменение всего физического и духовного[7,с.106].
Именно семья помогает ребенку превратиться в зрелую личность, так как психологические установки семьи, характер взаимодействия ребенка с взрослыми, семейный микроклимат – все это формирует личность ребенка.
Ребенок перенимает от родителей множество личностных смыслов, которые становятся фундаментом для его дальнейшего самоопределения и идентичности. Однако данные представления о мире и себе не всегда являются для него конструктивными. В ситуациях неправильного взаимодействия родителей с ребенком (например, без учета его личностных особенностей) у него возникает негативный образ себя, вследствие чего искажается и мировосприятие [9,с.63].
Уже никого не удивляет тот широко известный факт, что на личность ребенка, а, следовательно, и на всю его последующую жизнь, влияет стиль родительского воспитания. Более того, этот поведенческий стиль настолько прочно входит в личность ребенка, что тот, став уже взрослым, предпочтет этот стиль воспитания и для своих детей.
Аспект семейных взаимоотношений, оказывающий значительное влияние на воспитание ребенка, - это характер семейного руководства, то есть действия родителей, имеющие своей целью «наставить детей на путь истинный» или изменить их поведение. Некоторые родители вмешиваются редко: позволяют ребенку вести себя как он хочет, не замечая, приемлемо или неприемлемо его поведение. Другие же родители вмешиваются часто, либо поощряя (за поведение, соответствующее социальным нормам), либо наказывая (за неприемлемое агрессивное поведение).
Воспитывая в ребенке главную «добродетель» - послушание, взрослый, не обладая способностью к полноценному эмоциональному общению с ребенком и выбору адекватных средств самовыражения, формирует у детей «изуродованную эмоциональность», провоцирует протестное поведение. Он выводит ребенка на дорогу непослушания, «как бы подсознательно желая поддержать в своем представлении образ плохого ребенка, основного носителя зла, с которым мы непременно должны бороться» (Каган В.Е.). Таким образом, у ребенка формируется поведение, которое подчас может быть неприемлемо в коллективе, обществе.
Также несколько слов необходимо сказать о неблагополучных семьях, в которых один или оба родителя страдают аддиктивной зависимостью (алкоголизмом, наркоманией и т.д.). В аддиктивных семьях складывается обстановка, делающая невозможным полноценное воспитание и обучение детей: постоянные скандалы, грубость, насилие со стороны родителей, отсутствие взаимопонимания. Более того, выходцы таких семей обычно сами становятся алкоголиками, либо ведут асоциальный, криминальный образ жизни.
Однако следует отказать родительскому программированию в столь универсальном и неминуемом праве на жизнь ребенка. Как показывают современные исследования, родительское программирование — всего лишь закономерность, а не закон, обязательный для всех. Это значит, что ребенком в последующем родительский сценарий жизни может быть так и не применен, так как возможна выработка своего жизненного сценария вследствие обработки родительского опыта и исключения из него возможных негативных элементов.
Школу можно охарактеризовать как образовательное учреждение, в процессе функционирования которого осуществляется образование ребенка. Школа рассматривается как открытая система, выполняющая свои функции для развития личностного потенциала, интересов, способностей и потребностей детей и молодежи.
Основными функциями школы, как воспитательной организации в процессе социализации можно считать по А.В. Мудрику следующие:
приобщение человека к культуре общества;
создание условий для индивидуального развития и духовно ценностной ориентации;
автономизация подрастающих поколении от взрослых;
дифферентация воспитуемых в соответствиями с их личностными ресурсами применительно к реальной социально-профессиональной структуре общества [8,с.105].
Традиционная организация школьной жизни более всего отвечала задаче воспроизводства существующих отношений, образцов поведения, социальных установок: воспроизводство, а не созидание, репродукция, а не творчество. В современной ситуации требования к школе меняются. Свобода и саморазвитие как цель образования достаточно полно и четко освоены мировой педагогической наукой и практикой, однако для нашей школы такие задачи только осознаются как актуальные.
Школа выступает для ребенка одной из основных моделей будущей жизни. Именно школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов (межличностные отношения и др.). Передача происходит не только и не столько на уроках и классных часах, сколько посредством всей атмосферой жизни школы, нормами, по которым она живет. Только при взаимном соответствии содержания школьной жизни (связанной с тем, как коллектив учителей понимает цели образования вообще, своей школы и проч.) и выбранных организационных форм можно говорить об осознанном подходе к школе как к институту социализации. Рассогласование этих составляющих может привести к разнообразным негативным последствиям, способствовать формированию «двойной морали», отрицанию нормативного поведения вообще и др.
В современных условиях школа выполняет новые педагогические функции, что обусловлено изменившейся ситуацией в мире, необходимостью усиления влияния на ситуацию вне школы.
Систематическое школьное обучение не лишено противоречий, поскольку осуществляется преимущественно путем передачи опыта взрослых. Развитие личности, основанное на следовании заданным образцам, приводит к известному нивелированию, поскольку в процессе его человек выступает преимущественно объектом внешнего воздействия. Последние десятилетия принесли ускорение темпов общественной жизни, кардинальное изменение предметного мира, рост потока информации, а с ним и необходимость постоянно обновлять знания, навыки, ориентации, установки.
С приходом в школу происходит своеобразное «свертывание» общения ребенка, что объясняется появлением нового вида деятельности – учебы, переходом в «новую» жизнь. Ему необходимо разобраться и присвоить правила и нормы общения в процессе учебной деятельности, имеющей своеобразные отличия, а также приспособить уже приобретенные в дошкольном детстве к специфическим условиям школьной деятельности и игры. Происходит существенное изменение состава окружающих, что требует усилий для определения своего отношения к этим людям и установления с ними контакта.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что, развиваясь и совершенствуясь путем их осознанных целесообразных действий, школа сама активно воздействует на общественную жизнь, ее сферы и структуры.
Если между классным руководителем и родителями существуют доверительные отношения, обеспечивается единство требований школы, классного коллектива и семьи.
Совместная работа педагогов и родителей - это партнерская деятельность направленная на гуманизацию воспитательной среды, выработку общей стратегии деятельности школы и семьи, совершенствования педагогического мастерства, культуры родителей и педагогов, в освоении новых принципов жизнедеятельности и развитии новых форм общественной жизни.
Для осуществления взаимодействия школы и семьи на современном этапе развития общества востребованы такие методы, которые побуждают его участников к выработке умения ориентироваться в динамичных условиях социума, к выработке самостоятельного мышления и общения с другими людьми в различных группах и коллективах.
Большие возможности при работе по воспитанию детей школьного возраста представляет работа с коллективом родителей: широкая педагогическая информация, обмен опытом, привлечение родителей к участию в жизни класса. Проведение родительских собраний проводится в нетрадиционной форме: чаепитие. За кружкой чая, по-домашнему, родители чувствуют себя более спокойно и раскрепощено. Зачастую не всегда приятная информация об успеваемости ребенка в такой обстановке воспринимается спокойнее. И всегда находится решение различных школьных проблем.
Отдельно хотелось бы остановиться на совместных мероприятиях, в которых родители участвовали наряду с педагогами и детьми. Целью этих мероприятия было формирование культурных и семейных традиций, сплочение коллектива детей, педагогов и родителей, создание доверительной и доброжелательной атмосферы в школе. Это были такие мероприятия, как день рождения класса, масленица, праздник «Прощание с Азбукой», празднование 8 марта, а также ежегодное спортивное мероприятие «Лыжня России».
Необходимо отметить, что вначале (имеется ввиду начало 1 класса) не все родители активно включились в совместную работу с педагогами. Хотелось бы отметить, что на совместных мероприятиях мне удалось познакомиться и подружиться со многими родителями, чему способствовала непринужденная неофициальная атмосфера. Ученики класса, принимавших участие в совместных мероприятиях стали более сплоченными, дружными, у детей появился интерес к школьной жизни, учебе. Появилось позитивное отношение родителей к школе, повышение активности и инициативы родителей в процессе взаимодействия со школой.
Библиографический список
Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. - М.: Аргументы и факты, 1993. – 244 с.
Баныкина С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира / под ред. Е.И. Степанова. - М.: УРСС, 2001. – С. 373-394.
Белая М. В. Семья, школа, социум: навстречу друг другу // Народная асвета. - 2006. - № 4. - С. 79-84.
Гейко В.А. Роль семьи в развитии школьных успехов // Начальная школа. - 2009. - №3. – С 60-61.
Гребенщиков И. В. Школа и семья. – М.: Аркти, 1995. – 312 с.
Елисеева Т.П. Особенности взаимодействия школы и семьи в современных условиях // Начальная школа. - 2008. - №5. - С. 65-72.
Дементьева И.Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий // Социологические исследования. - 1995. - № 6. – С.20-23.
Мудрик А.В. Социализация человека. - М.: Академия, 2004. - 304 с.
Шаповалова О. В. Особенности влияния семьи на формирование самости ребенка // Вопросы психологии. - 2001.- №3. - С. 63-69.
Приложение
Мероприятия, организованные для сплочения школьного коллектива с семьями учеников.
Мероприятие Цель мероприятия Методы, содержание
«Масленица» Совместное празднование Масленицы родителями, учениками и педагогами, формирование и закрепление культурных и семейных традиций, укрепление взаимодействия школы и семьи Игры, совместное творчество (сделать чучело), чаепитие с блинами.
Экскурсия в национальную деревню Тынанаут. Знакомство учащихся с бытом местных национальных народов, дегустация национальных блюд, катание в нартах. Организация проезда детей до места. Участие родителей совместно с детьми в национальных конкурсах.
«Прощание с Азбукой» Праздник, организованный педагогами начальных классов, в честь завершения изучения азбуки. Укрепление взаимодействия школы и семьи, создание благоприятной атмосферы в классе, коллективе родителей и педагогов. Спектакль, в котором участвовали дети и некоторые из родителей, викторины, игры.
Празднование 8 марта Формирование культурных и семейных традиций, укрепление взаимодействия школы и семьи, создание благоприятной атмосферы в классе, коллективе родителей и педагогов. Мини-концерт, подготовленный детьми для мам (исполнение стихотворений, песен, вручение подарков, которые дети сделали на уроках труда); совместное чаепитие педагогов, детей, родителей
День рождения класса Укрепление взаимодействия школы и семьи, создание благоприятной атмосферы в классе, коллективе родителей и педагогов. Конкурсы, игры.
Лыжня России Формирование культурных и семейных традиций, укрепление взаимодействия школы и семьи, создание благоприятной атмосферы в классе, коллективе родителей и педагогов, воспитание здорового образа жизни. Совместное участие в ежегодном краевом спортивном мероприятии «Лыжня России» в качестве участников забега или болельщиков.
Кросс наций. Совместное участие в ежегодном краевом спортивном мероприятии «Кросс наций» в качестве участников забега.