Системно-деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов.

«Системно-деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов»
  Требует ли жизнь в современных условиях изменений в области образования? Правильно ли, что хорошее обучение то, которое нацелено только на прочные знания? Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, где поток информации обновляется каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен дать определенными умениями, планировать и целенаправленно осуществлять ого рода деятельность. Готовясь к взрослой жизни, ему необходимо научиться брать из массы предложений конструктивное, разбираться в многообразии современной техники, в инструкциях к ней, легко ориентироваться в ассортименте супермаркетов, приживаться в лабиринтах Интернета. Да и работодатель сегодня выдвигает требования к работникам не о наличии деленного уровня образования, а об уровне квалификации - о владении теми или ми компетенциями. Кто же, как не школа, призван развивать способности школьника реализовать в новых социально-экономических условиях, уметь адаптироваться в различных генных ситуациях. А. Асмолов, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор считает, что задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться. Этой задаче адекватен деятельностный подход обучения, обеспечивающий системное включение детей в учебно-познавательную деятельность. А деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат. Переход от знаниевой к деятельностной парадигме в обучении нашел свое положение в стратегии разработки стандарта общего образования, рассматривающей образование как институт социализации, обеспечивающей вхождение подрастающего поколения в общество. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого - развитие личности ребенка на универсальных учебных действиях, предполагает: - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; - переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования; - ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД); - признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса; - учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения путей их достижения; - обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; - разнообразие организационных форм и учет индивидуальных ценностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов; - гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности. И здесь возникает необходимость решения важных проблем. Нужно включить ученика в образовательный процесс, помочь его самоопределению, научить фиксировать. Это можно сделать только с помощью действия. Понятие системно - деятельностного подхода в обучении было введено в 1985 г. особого рода понятие. Это была попытка объединения взглядов на системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной ;и (таких, как Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и целого ряда исследователей), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л. С. Выготский, . Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие исследователи). В чём же сущность деятельностного подхода? Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на раскрытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу - я забываю, я вижу запоминаю, я делаю - я усваиваю». Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как проекта жизнедеятельности. Быть субъектом - быть хозяином своей деятельности: определить цели, решать задачи, отвечать за результаты. От учителей принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания, что обучение - это совместная деятельность (учителя и учащихся) основана на шах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель-ученик» достигает их эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность, совпадение целенаправленных действий учителя и ученика, что обеспечивается системой стимулирования познавательной активности в проектной и исследовательской деятельности. Согласно теории В. В. Давыдова, сформулированной в работе «Теория развивающего обучения», деятельность имеет преобразовательный, целенаправленный культурно-исторический характер. Она неразрывно связана с общением и имеет проективную форму реализации. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (Результат - Знания) на овладение способами взаимодействия с миром (Результат - Умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности обучающихся. Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную дельность необходимо: связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся; планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов; привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся; оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой. Важно развивать такие стороны: рефлексию, анализ, планирование. Они нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение, действие. Таким образом, организация учебной деятельности на уроке построена с опорой: на мысленные и практические действия учащихся в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов разрешения учебной проблемы; на значительно возрастающую долю самостоятельной познавательной деятельности учащихся по разрешению проблемных ситуаций; на усиление интенсивности мышления учащихся в результате поиска новых знаний и новых способов решения учебных задач; на обеспечение прогресса в когнитивном и культурном развитии учащихся, творческом преобразовании мира. Г. А. Цукерман, доктор психологических наук определяет основания адаптационной педагогики, построенной на психологической теории учебной деятельности, следующим образом: «...не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и культивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо участвовать...» Видно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: формирования у обучающихся качеств толерантности, способности к самоопределению, самореализации, гому современное обучение должно быть развивающим. Учебники, по которым реализуются развивающие программы, составлены с основой на деятельностную парадигму обучения. В них нет готовых ответов на конкретные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые обучающихся сами формулируют тему урока, ставят проблему, открывают новые знания. Принцип деятельности в процессе обучения по развивающей системе выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса. Позиция учителя состоит в том, чтобы не истиной в последней инстанции. Он на своем примере может и должен называть ученикам, что невозможно знать все, но можно и должно узнавать, вместе учениками определять, где и как найти правильный ответ, нужную информацию, таком подходе у каждого ребенка будет право на ошибку и возможность ее начать и исправить или даже избежать ее. Задача учителя - создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться - того, что тормозит развитие. «Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями» - ал когда - то Ж.-Ж. Руссо, выдающийся деятель XVIII века. При системно-деятелъностном подходе в обучении выделяются следующие компоненты овладения знаниями: а) восприятие информации; б) анализ полученной информации (выявление характерных признаков, осознание, трансформация знаний, преобразование информации); в) запоминание (создание образа); г) самооценка Реализация деятельностного метода обучения опирается на методы: Общеучебных умения и навыки являются в начальной школе основой для формирования такой универсальной способности человека, как умение учиться, закладывается на начальном этапе образования вместе с потребностью и знанием учиться. В Концепции структуры и содержания общего среднего образования особо выделена задача развития навыков самообразования, тесно связанная с формированием потребности учиться, умением работать с информацией и умением осуществлять самоанализ, самоконтроль. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения являем ся урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно- деятельностного подхода. Система дидактических принципов. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов: 1) Принцип деятельности - заключаем в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимав! систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. 2) Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. 3) Принцип целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук). 4) Принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). 5) Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 6) Принцип вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 7) Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Типология уроков А.К. Дусавицкого. Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности. 1. Урок постановки учебной задачи. 2. Урок решения учебной задачи. 3. Урок моделирования и преобразования модели. 4. Урок решения частных задач с применением открытого способа. 5. Урок контроля и оценки. «Школа 2000...» Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы: 1. уроки «открытия» нового знания; 2. уроки рефлексии; 3. уроки общеметодологической направленности; 4. уроки развивающего контроля. 1. Урок «открытия» нового знания. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. 2. Урок рефлексии. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д. 3. Урок общеметодологической направленности. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно- методических линий. 4. Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает: 1. предъявление контролируемою варианта; 2. наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии; 3. сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму; 4. оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием. Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика

15