Презентация на тему Системно-деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов.
Педсовет
«Системно-деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов»
СЛАЙД «Тема педсовета»
- Добрый день, уважаемые коллеги! На дворе весна - прекрасная пора, начало обновления природы. В образовательном пространстве также идут процессы обновления.
Какие? - Федеральные государственные образовательные стандарты. ФГОС - важный шаг в реформировании школы, предполагающий переход системы образования на качественно новый уровень. Обучение по новым стандартам требует от учителя освоения новых профессиональных умений и его осуществления на основе современных технологий. Поэтому учителям необходимо овладеть новыми педагогическими технологиями. В основу новых стандартов положен системно-деятельностный подход. Он
(Системно-деятельностный подход) стал обязательным для всех учителей. Но у педагогов появилось много вопросов. Как выполнить нормативные требования стандартов? Что такое СДП? Какую пользу может оказать учителю и ученику системно-деятельностный подход? Как вести уроки с точки зрения системно-деятельностного подхода?
Слайд «Эпиграф
Эпиграфом будут слова Бернарда Шоу «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»
Цель: совершенствование теоретической и практической подготовки педагогов по вопросу использования системно-деятельностного подхода в обучении.
Задачи педсовета:
1.Систематизировать знания педагогов о системно-деятельностном подходе.
2. Выявить опыт работы педагогов по применению системно-деятельностного подхода в обучении;
3.Выработать рекомендации.
Повестка педсовета:
1. «Системно-деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов» (доклад Гурьева О.И.))
2. Из опыта работы педагогов по применению системно-деятельностного подхода в обучении (работа по группам).
3. Определение траектории работы педагогов по реализации системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании.
4. Решение педсовета.
Современный человек живет в условиях обновления знаний, получая ежедневно большой объем информации. Телевидение, ннтернет требуют новых способов ее освоения, умения всю жизнь учиться. Любая информация быстро устаревает, необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях.
Поэтому вопрос о качестве образования был и остается актуальным.
Слайд « 4 столпа»
В докладе международной комиссии по образованию для 21 века под председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище», сформулировано «4 столпа, на которых основывается образование:
Учиться знать, что подразумевает, что обучающийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы.
Учиться делать фокусируется на практическом применении изученного.
Учиться жить вместе актуализирует умения отказаться от любой
дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество.
Учиться быть акцентирует умения необходимые индивиду развивать свой потенциал.
По сути дела он определил глобальные компетентности необходимые человеку, чтобы выжить в современном мире.
Перед нами ставятся задачи:
научить получать знания (учить учиться)
научить работать и зарабатывать (учение для труда)
научить жить (учение для бытия)
научить жить вместе (учение для совместной жизни).
Эти задачи могут быть реализованы только при обязательном применении системно-деятельностного подхода в обучении. Этот подход положен в основу новых стандартов.
СЛАЙД Системно-деятельностный подход как основа ФГОС общего образования обеспечивает:
Системно-деятельностный подход как основа ФГОС общего образования обеспечивает:
-формирование готовности личности в саморазвитию и непрерывному образованию;
-проектирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
-активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
-построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Задача учителя - организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность. Перед учителем встаёт вопрос: Что такое СДП? Какими средствами реализовать СДП? Обратимся к теории данного подхода.
Слайд «Портреты учёных»
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков
отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно- деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.
Реализация деятельностного подхода в практическом преподавании возможна при любой из действующих программ и обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
СЛАЙД « Принципы СДП»
Основными дидактическими принципами СДП являются:
1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.
3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе), о роли и месте науки в системе наук.
4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта
знаний).
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы,
ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.
Слайд «Система, деятельность, подход»
Система- множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образует определенную целостность, единство.
Деятельность - человеческая форма активного отношения к окружающему миру.
Подход- совокупность приемов и способов воздействия на кого( что)-либо или в изучении чего- либо для получения определенного результата.
Слайд «Определение СДП»
Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Деятельностный подход к обучению предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели ( понимания того, что именно нужно выяснить, освоить) Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления.
СЛАЙД «Чему учить? Ради чего учить? Как учить»
Основная задача педагога - организация условий, инициирующих детское действие.
Чему учить? Ради чего учить? Как учить?
Как говорится в японской пословице: Налови мне рыбы и я буду сыт сегодня, научи меня ловить рыбу я буду сыт всегда.
Слайд «Таблица сравнения уроков»
Сравним урок в режиме деятельностного подхода с традиционным уроком по ряду элементов:
Элементы
сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода
Формулирование темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся
Постановка целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности)
Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному талону)
Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Оценивание Учитель оценивает работу на уроке Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия
Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Слайд «Характер становится поисковым»
Характер обучения становится поисковым: освоение нового происходит на основе решения учебной задачи (проблемы) с помощью преобразования способов действий, конструирования новых, помимо предложенных учителем.
Очевидно, что переход на новые образовательные стандарты предполагает совершенствование урока. Механизмом реализации СДП являются различные технологии, применяемые на уроке и во внеурочной деятельности. Чтобы плыть с попутным ветром, современному педагогу необходимо владеть современными технологиями.
Деловая игра
На вашем столе таблица с графами «Знаю», «Умею»
- Какие технологии СДП вы знаете? «Знаю» заполните 1 столбик.
Какие из них используете в обучении? «Умею» 2 столбик
ОЗВУЧТЕ
Теперь возьмите и нарисуйте цветок, а на цветке будет столько лепестков, сколько у вы знаете технологий. Дальше раскрасьте столько лепестков, сколько вы используете в обучении.
Что же у вас получилось?
( по 1 столбцу вы написали о всех технологиях, а во2 столбце, те которые применяете. Из скольки лепестков получился цветок? К примеру 10, из них 8. Расскажите об одной технологии, которую вы применяете в обучении.
Рассказ об 1 технологии от группы
Механизмом реализации системно – деятельностного подхода является такие технологии, как:
Слайд «Технологии»
Информационные и коммуникативные технологии.
Технология, основанная на создании учебной ситуации.
Технология, основанная на реализации проектной деятельности.
Технология, основанная на уровневой дифференциации.
Технология деятельностного метода.
На слайде вы видите список технологий. Многие из них вы знаете и умеете пользоваться. Некоторые лепестки нашего цветка технологий остались бесцветными. Хотите чтобы цветок весь расцвел?
Посмотрите таблицу 3 столбик вопрос
О каких технологиях вы хотели бы узнать? Хочу узнать, чтобы применять. Мотив ( надо применять на уроке новые технологии)
Цель : изучить и применять
4 Столбик Как узнать?
Напишите траекторию работы педагогов по реализации СДП.
план ваших действий по изучению новой технологии. Пишем ( время ). Отвечают две группы(план работы)
Деятельностный метод - метод, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Слайд «Таблица «Организующая роль учителя»
Технология деятельностного метода предполагает следующую
последовательность шагов на уроке:
Этапы урока Организующая роль учителя
1 Мотивация к учебной деятельности Создают условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»).
2 Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.
3 Выявление места и причины затруднения Организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
4 Построение проекта выхода из затруднения Организует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации.
5 Реализация построенного проекта Организует обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися; выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания.
6 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием (фронтально, в парах или группах).
7 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создает, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха.
8 Включение в систему знаний и повторение Организует выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
9 Рефлексия учебной деятельности. Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.
В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею» и сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность – в этом функция учителя.
Выступление учителей
Воднева Е.В. «Современный урок на основе системно-деятельностного подхода»
Артёмова И.А.Технология деятельностного обучения в надпредметном курсе «Мир деятельности»
Буглеева С.В. «Системный подход во внеурочной деятельности»
Подводим итоги. Слайд «Проверка»
Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира.
Учебная задача – задача, решая которую ребёнок выполняет цели учителя.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – я умею! У меня получится!
Эмоционально-ценностная оценка – формирование мировоззрения.
Задача школы – не дать объём знаний, а научить учиться.
Слайд «Слова»
Закончить своё выступление мне бы хотелось словами английского политика Уильяма Уорда (яхтсмен, бронзовый призер летних олимпийских игр 1908г.), которые, ещё больше усиливают противоречия между профессией учителя и всеми остальными: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.
Проект решения педсовета:
Продолжить методическое просвещение педагогов по теории и практике системно-деятельностного подхода в обучении через педсоветы, методсеминары, заседания ШМО, курсы повышения квалификации.
Всем педагогам активизировать работы по самообразованой деятельности, посещая уроки коллег с целью изучения опыта реализации СДП?
Использовать теоретические знания и опыт работы коллег для активизации применения системно-деятельностного подхода в учебном и воспитательном процессе.
4.Разместить материалы педсовета о системно-деятельностном подходе на школьном сайте.