Современный урок как основа эффективного и качественного образования

Современный урок как основа эффективного и качественного образования

Цель доклада:
Осознание основных критериев современного урока
Повышение интереса педагогов к современным технологиям
Осознание необходимости повышения уровня самообразования

"Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора эрудиции"
В.А. Сухомлинский.

НО! "Чтобы выжить, надо быстро изменяться" (Правило Черной Королевы) Л. Кэрралл.

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) - океан знаний и рифы противоречий. И это - нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его - одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.
Характеристика современного урока
на современном уроке нет места скуке, страху и злости от бессилия
на современном уроке царит атмосфера интереса, доверия и сотрудничества
на современном уроке есть место каждому ученику, потому что современный урок-залог его успеха в будущем!

Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводники через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он - всегда старше, за ним - знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это - не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем - живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.

Любой урок - имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.

Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом - актуальный. Актуальный [от лат. actualis - деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще - действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок - современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Специфика ИЗО как предмета заключается в том, что она содержит большой объем практического материала. И естественно, что мне – учителю хочется донести до ребят большую часть этого материала за очень ограниченное время. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок ИЗО, учителю необходимо владеть большой теоретической основой, ну и, понятно, практической частью преподаваемого материала.

Глобализация современного общества вносит определенные коррективы уже в процессе подготовки к уроку, которые заключаются в необходимости использования средств массовой информации. В качестве одного из источников информации в современном обществе используется компьютерные технологии (в частности Интернет)

Мы все согласны с мнением, что с применением Интернета на уроках можно расширить кругозор учеников и повысить их интерес к любому предмету школьной программы, в том числе и к ИЗО. Школа должна подготовить учащегося к "плаванию" в нашем информационном мире. Но использование компьютера на уроках учитель должен вводить не вместо, а наряду с другими современными технологиями и методиками.
В частности в своей педагогической деятельности я использую , так называемые, нетрадиционные уроки.

тычок жесткой полусухой кистью;
печать поролоном;
восковые мелки + акварель;
свеча + акварель;
отпечатки листьев;
рисование ватными палочками;
волшебные веревочки;
рисование крупами;
рисование мятой бумагой;
кляксография с трубочкой;
коллаж;
граттаж;
ниткопись;
растирка красок;
рисование пальцами и ладошкой;
батик;
бумагопластика.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Осваивая технологию нетрадиционного рисования, я для себя сделала вывод: если ты хочешь чтобы глаза твоих детей блестели от восторга, на занятиях, мечтаешь, чтобы каждое занятие было праздником, желаешь общаться, смеяться, удивляться с умными, творчески думающими детьми - нужно чаще с ними наблюдать, играть, беседовать, рисовать и импровизировать. Нетрадиционные техники рисования развивают у детей фантазию, наблюдательность, логическое и абстрактное мышление, внимание, воспитывают уверенность в себе.

Интересно наблюдать, как дети изображают в своих рисунках: запах, вкус, шум, дорисовывают кляксу. Ребята умело импровизируют и фантазируют, что не всегда удается взрослым. Мне нравится, что на таких занятиях дети учатся замечать оттенки цветов (лист не просто желтый, а красно-желтый, желто-оранжевый, зеленовато-бурый).

Испытывая трудности в общении, ребенок с помощью рисунка передает свое настроение и благодаря систематической работе на просмотре радует всех своими великолепными рисунками. Я использую многие способы нетрадиционной техники рисования в своей работе, и все они пришлись мне и детям по душе.. Дети в восторге, когда в результате рисования губкой, нитками, трубочкой возникают удивительные образы на работе. А когда после небольшой игры рисунки высохнут, и ребята дорисовывают недостающие детали, перед глазами предстанет целая картина - радости нет предела.

Так, считая свои уроки современными, для себя я выдвинула определенные требования:

урок должен являться логической единицей темы, иметь свою строгую, единую внутреннюю логику, определяемую дидактическими целями и содержанием.
строится на основе учёта программных требований и требований учебных стандартов; диагностики потребностей и возможностей учащихся; самооценки возможностей преподавателя
должен иметь точное дидактическое назначение(тип) и свои неповторимые особенности
нацелен на конкретные результаты
должен иметь рациональную структуру и темп.
изложение материала на уроке должно быть вариативным по своей структуре.
должен предусматривать задания, предполагающие применение новых знаний на практике в изменённой ситуации по сравнению с изученной .
большая часть знаний должна быть получена в процессе самостоятельного поиска путём решения поисковых задач.
существенной стороной урока является индивидуализация обучения. Она необходима в качестве условия, обеспечивающего работу каждого ученика в доступном ему темпе, для поощрения перехода одного уровня развития к другому.


« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
15