урок на тему:Двойная роль букв е,ё,ю,я (5 класс)
МБОУ «Торбеевская средняя общеобразовательная школа №1»
Урок на тему
«Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я».
Подготовила и провела
в 5 «А» классе
учитель русского языка и литературы
Еськина Н.М.
2013-2014 уч.г.
Урок русского языка по теме
"Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"
ЦЕЛЬ УРОКА:
дать понятие о двойной роли букв Е,Ё,Ю,Я, доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука;
сформировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях;
продолжить формировать навык транскрибирования;
ЗНАТЬ: буквы Е,Ё,Ю,Я могут обозначать 1 или 2 звука.
УМЕТЬ: называть звуки, обозначаемые буквами Е,Ё,Ю,Я.
Ход урока
Оргмомент.
Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Напомню, что прошедший год в нашей стране был объявлен «Годом спорта и здорового образа жизни». В 2013 году прошла международная универсиада для молодёжи в Казани. А в 2014 – Международная олимпиада в Сочи. Поэтому сегодняшний урок посвящен спорту.
- Во время нашей работы нам встретится много интересных слов, но моё внимание привлекло слово «олимпиада». Давайте прослушаем сообщение об истории происхождения этого слова. (Сообщение ученика).
Это слово происходит от названия города Олимпия, расположенного в Южной Греции. В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: «Все — в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!»
На знаменитых Олимпийских играх состязались в силе и ловкости борцы, бегуны, метатели копий и дисков, кулачные бойцы, прыгуны. Игры проводились один раз в четыре года в самый разгар лета. Олимпийские игры продолжались пять дней. На время игр запрещались войны между враждующими греческими полисами.
Первые Олимпийские игры состоялись в 776-м году до н. э.
Проверка домашнего задания.
Устный опрос. На прошлых уроках мы с вами начали рассматривать раздел русского языка, который изучает буквы и звуки. Давайте вспомним, как он называется?
(Слайд 1)
(Фонетика)
(Слайд 2)
- Какие звуки существуют в русском языке? ( Гласные и согласные.)
- Расскажите, на какие группы делятся согласные звуки? (Твердые, мягкие, звонкие , глухие)
(В это время 2 ученика работают на магнитной доске со словами на отдельных листочках: распределяют по алфавиту):
1. Спорт, гири, атлет, дзюдо, биатлон, шахматы, снег, снаряд, бросок.
2. Бокс, бегун, победа, зарядка, финиш, старт, кеды, турник, скакалка.
(атлет, биатлон, бросок, гири, дзюдо, снаряд, снег, спорт, шахматы)
(бегун, бокс, зарядка, кеды, победа, скакалка, старт, турник, финиш)
- Сколько всего гласных букв?(10)
- Сколько всего гласных звуков? (6)
- Почему так происходит: гласных букв 10, а звуков - 6?
(Потому что некоторые буквы на письме могут обозначать 1 или 2 звука)
- А всегда ли количество букв в слове совпадает с количеством звуков? (Нет). Почему?
Учитель: Ведь Ъ и Ь знаки звуков не обозначают, и непроизносимые согласные тоже звуков не обозначают, а некоторые буквы обозначают 2 звука.
Выполните следующее задание: определите в данных словах, сколько букв и сколько звуков: (Слайд 4)
Пеньки (6б, 5зв.), рожь (4б., 3зв.), солнце (6б., 5зв.).
- Как вы считаете, о каких звуках будем говорить?
-Как будет звучать тема нашего урока?
III. Объяснение нового материала. Слайд 5
Учитель: В начальной школе вы, ребята, лишь слегка касались темы «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я». Сегодня на уроке мы расширим знания по данной теме (сказать цель под №1). Мы с вами глубже познакомимся с двойной ролью данных букв; выясним, почему одни и те же буквы могут обозначать один звук и два звука; научимся называть звуки, обозначаемые буквами Е, Ё, Ю, Я.
Открываем тетради, записываем число и тему урока.
-Давайте вспомним какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я
Ученики: е – [э], ё - [о], ю - [у], я - [а] и согласные перед этими буквами практически всегда мягкие.Учитель: А знаете ли вы происхождение этих букв в русском языке? (Слайд)
Буквы е, ю, я пришли к нам из старославянского языка.
Буква Ю сохранила свое написание, но называлась раньше йотированный оук: ЛЮДИIЄ – люди;
Буквы Е и Я имели совсем иные написания и названия.
Буква Я раньше называлась юс малый Ѧ и йотированный юс малый Ѩ :
памѧть – память, ѨЗЫКЪ – язык;
Буква Е имела целых 4 варианта - ь (ерь), Ѣ (ять), Є (есть),
IЄ(йотированный есть): ЧЬТЬЦЬ - чтец ( Ь в сильной позиции), БѢСЪ - бес, КЄДРЪ – кедр, АБИIЄ – тотчас.
Буква Ё отличается своим происхождением от предыдущих букв. Она
появилась значительно позже и известна точная дата её происхождения. 1783 год считается годом рождения этой буквы, и полагают, что автором её является Н. М. Карамзин. На письме долгое время звук [й΄о] не имел буквенного варианта, именно эта буква стала обозначать данный звук.
Посмотрите, каждая из этих букв имела варианты с йотированным звуком, это значит, что они произносились вместе со звуком [й΄]. В современном русском языке эти буквы тоже иногда обозначают не один, а два звука. (Записывают тему в тетрадь)
Работа с таблицей. Создание проблемной ситуации Мы должны сегодня научиться различать, когда эти буквы обозначают один звук, когда два. Посмотрите на таблицу, что объединяет каждую группу? Запишите вывод в 3 строке: Слайд
1 звук 2 звука 2 звука 2 звука
снЕг [э]
лЁд [о]
лЮди [у]
блестЯщий [а]
Ежегодный [й΄э]
Ёлка [й΄о]
Юноша [й΄у]
Январь [й΄а] млеЕт [й΄э]
поЁт [й΄о]
уЮт [й΄у]
веяние [й΄а] взъЕрошить [й΄э]
подъЁм [й΄о]
вьЮга [й΄у]
разъЯрённый [й΄а]
? ? ? ?
Ученики:
1 звук 2 звука 2 звука 2 звука
снЕг [э]
лЁд [о]
лЮди [у]
блестЯщий [а]
Ежегодный [й΄э]
Ёлка [й΄о]
Юноша [й΄у]
Январь [й΄а] млеЕт [й΄э]
поЁт [й΄о]
уЮт [й΄у]
веЯние [й΄а] взъЕрошить [й΄э]
подъЁм [й΄о]
вьЮга [й΄у]
разъЯрённый [й΄а]
После согласной буквы В начале слова После гласной буквы После ь и ъОбобщение (Ученики в тетради записывают таблицу и схему) Слайд
е, ё, ю, я
2 звука
В начале слова
После гласной
После ь и ъе, ё, ю, я
1 звук
После согласной
Физкультминутка «Буратино»
— Мы хорошо потрудились умственно, и нам не помешало бы заняться спортом. Следующий этап нашей работы – физкультминутка (проводит ученик).
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Чтение п. 61
1)работа у доски упр.311
2) Упр. 312
3)Карточка у доски .Выполнить синтаксический разбор предложения
Пчелы спешили собрать медовый урожай
Формирование применения умений и навыков
6)Работа со словами: определение у них количества букв и звуков (устно)
Учитель: Сейчас мы с вами поработаем над этой темой, для начала определим слова, в которых звуков больше чем звуков: МЕТЕЛЬ, ЕЛЬ, МЕСЯЦ, ТАЕШЬ, СНЕЖИНКА, ЛЕТАЕТ, БУРЯ.
Ученики: летает (6б., 7 зв.).
7)Работа с таблицей.
Учитель: Прочитайте стихотворение, затем выпишите из него слова, в которых встречаются буквы е, ё, ю, я, вписав их в нужный столбик.
Спорт не любит ленивыхСпорт не любит ленивых ,Тех, кто быстро сдается.Ненадежных, трусливых.Он над ними смеется.
Благосклонен он оченьК тем, кто духом силен.И победы даруетЛишь выносливым он.
Слайд
Буквы е, ё, ю, я, которые обозначают 1 звук Буквы е, ё, ю, я, которые обозначают 2 звука
Слайд с ответами
Буквы е, ё, ю, я, которые обозначают 1 звук Буквы е, ё, ю, я, которые обозначают 2 звука
Любит Сдается
Ленивых Смеется
Тех Дарует
Ненадежных Благосклонен Очень Силен Работа с кроссвордом
— А теперь, ребята, продолжим тренировать наш ум. А поможет нам в этом кроссворд на тему «Спорт – это жизнь». Ребята, если мы правильно определим лексическое значение слов, то по центру получится лозунг, который должен для каждого из нас стать убеждением, нормой жизни. (В центре кроссворда зашифровано выражение «Спорт – жизнь»).
Слайд
Задания к кроссворду:
1. Массовое спортивное соревнование по различным видам спорта. (Спартакиада)
2. Заключительная часть спортивных соревнований, выявляющая победителя. (Финал)
3. Составная часть физической культуры, основанная на физических упражнениях. (Спорт)
4. Физиологическое состояние живого организма. (Жизнь)
5. Повышение сопротивляемости организма к простудным заболеваниям; путь к крепкому здоровью. (Закаливание)
6. Конкурс в каком-либо роде деятельности, отрасли знаний. (Олимпиада)
7.Нормальное состояние организма, при котором правильно действуют все его органы. (Здоровье)
Работа с текстом. Расставить знаки препинания. Слайд
Физкультура - мой самый любимый школьный предмет. На этих уроках развиваешь силу, выносливость, гибкость. После упорных тренировок мы не раз побеждали в эстафетах, турнирах и спартакиадах.
Занимайтесь спортом, и вы станете здоровыми и сильными.
5. Тест Самостоятельная работа
1. Указать слово, в котором буква Ё даёт 2 звука
а) тёс; б) ёлка; в) счёт
2. Укажите, в каком слове больше звуков, чем букв.
а) ель; б) ест; в) есть
3. Какая буква не даёт два звука?
а) у; б) ю; в) я
4. В каком слове звуков меньше чем букв?
а) наугад; б) набекрень; в) надвое
5. Сколько звуков в слове объяснение?
а) 9 б) 10 в) 11
6. В каком слове есть звук [й]?
а) рябина; б) каёмка; в) кисти
Правильные ответы
1. б) ёлка
2. б) ест
3. а) у
4. б) набекрень
5. в) 11
6. б) каёмка
Если у вас 6 правильных ответов, то получаете – «5», если 5 правильных ответа – «4», если правильно ответили на 4 и меньше вопроса, то получаете – «3».
«5» - 6 балл.
«4» - 5 балл.
«3» - 3 - 4 балл.
Итог урока:
- Что мы узнали о буквах е, ё, ю, я?
-Сколько звуков они обозначают?
Буквы е, ё, ю, я имеют давнее происхождение. Они могут обозначать 1 или 2 звука, в зависимости от того, какое место в слове они занимают. Если они находятся после согласного, то обозначают один звук; если они находятся в начале слова, после гласного звука или после ъ, ь, то обозначают 2 звука.
Дом. Задание. П.61, упр. 313
Распределить слова по алфавиту
Спорт, гири, атлет, дзюдо, биатлон, шахматы, снег, снаряд, бросок.
Распределить слова по алфавиту
Бокс, бегун, победа, зарядка, финиш, старт, кеды, турник, скакалка.
Выполнить синтаксический разбор предложения
Пчелы спешили собрать медовый урожай