Доклад Современный урок как основа эффективного и качественного образования.


СОВРЕМЕННЫЙ УРОК КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО И КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Человек XXI века - это творческая личность. Он должен быть активным, работоспособным, волевым, уверенным в себе, компетентным коммуникативным, умеющим отстаивать свое мнение.
Сегодня изменились требования и к учителю, и к ученику - учитель должен научить ребёнка учиться – уметь добывать знания самому, при этом за учителем сохраняется роль организатора познавательной деятельности, он управляет процессом познания, т.е. планирует, организует выполнение плана, анализирует достигнутые результаты.
Основной формой работы учителя остаётся урок. Поэтому уметь конструировать урок, знать его структуру, современные требования к нему – основа успешной деятельности любого педагога.
Гуманизация общего среднего образования диктует необходимость в применении новых технологий и средств обучения. Кроме того, современная концепция школьного образования предполагает дифференцированный подход к обучению, который в наибольшей степени реализуется в старшей школе, когда учащимся предоставляется право выбирать из многообразия профилей наиболее соответствующий их интересам
Педагог должен воспитывать гуманистов, формировать свободную личность, способную к осознанному выбору в соответствии с общечеловеческими нормами и ценностями, патриота и гражданина.
Целью современного урока и является создание условий для формирования и воспитания такой личности.
Правильно поставленная задача – 50 % успеха урока.
Когда учитель формулирует педагогическую задачу конкретного урока, он идёт обычно от содержания учебного материала (цель) конкретного урока складывается из:
-познавательной деятельности;
-воспитательной и;
-развивающей составляющей.
Развивающий аспект является наиболее трудным при планировании педагогом цели урока. Это происходит потому, что иногда учитель стремится формировать новую развивающую цель на каждом уроке, забывая, что развитие ребёнка происходит гораздо медленнее, чем его обучение. Очень часто развитие личности сводится к развитию мышления. Умение мыслить складывается из овладения учащимися умений анализировать, выделять главное, сравнивать, систематизировать, доказывать, объяснять, ставить и разрешать проблемы.
Кроме этого, на первом месте должна стоять и задача развития речи. Язык – это материальное выражение мыслей, и чем богаче язык, тем богаче мышление. На это и направлена главная задача наших учебных предметов Русского языка и литературы
Перед подготовкой к каждому уроку ставлю перед собой и детьми определенные задачи:
Что будем изучать и чему будем учиться? (Тема)
Как и каким образом будем учиться? (Задания)
Зачем нам это надо? (Т.е. связь с жизнью)
И где? (в жизни, на экзамене или в вузе)
Я считаю, что задачи урока должны заинтересовать ученика, он должен знать, зачем ему нужны эти знания и где их можно применить.
Цель и содержание определяют методы обучения. Именно здесь проявляется стиль работы учителя. Беседа, диалог, полилог – эффективны с точки зрения общего развития ребёнка и его воспитания. Работа мысли совершенствует интеллект, а умение вести диалог развивает коммуникативные качества, формируется творческий подход к обучению. И я думаю, что как раз таки коммуникативные качества и необходимы детям жить в современном мире.
Всем нам известна определенная структура урока.
Обычный урок состоит из следующих этапов
1этап организационный этап
2.этап проверки домашнего задания
3.этап актуализации субъектного опыта учащихся
4.этап изучения новых знаний и способов деятельности
5.этап первичной проверки понимания изученного
6.этап закрепления изученного
7.этап применения изученного
8.этап обобщения и систематизации
9.этап контроля и самоконтроля
10.этап коррекции
11.этап информации о домашнем задании
12.этап подведения итогов занятия
Из этого набора этапов учитель создаёт самые разнообразные комбинации в соответствии с решаемыми на уроке задачами. Хочу подробнее остановиться на предпоследнем этапе. Это информация о домашнем задании.
Домашнее задание обычно задаётся практически на каждом уроке, но очень часто этот этап ограничивается только информацией о том, что нужно выполнить. Я считаю, что обязательно должна быть информация о том, как его выполнить. Вместе с учениками должен быть определён план его выполнения, даны необходимые пояснения. В ходе своей работы я заметила, что отсутствие этого этапа ведёт к проблемам в выполнении домашнего задания, пробелам в знаниях.
Очень часто из-за недостатка времени выпадает последний этап – это подведение итогов. Но оно тоже имеют очень важное психологическое значение. Оценка результатов работы класса и отдельных учащихся может стать и стимулом к дальнейшей работе, и доказательством успешности, и важным фактором создания положительного эмоционального настроя.
Самым показательным конечным результатом современного образовательного процесса является состояние здоровья учащихся, при этом под здоровьем понимается состояние полного психического и физического благополучия.
Неправильная поза на уроке, утомление глаз могут привести к нарушениям опорно – двигательного аппарата, снизить зрение. Если мы будем на уроке давать только знания, а не обратим внимание и на здоровьесберегающие технологии,то в итоге мы выпустим отличника или хорошиста, но с потерянным зрением, искривлением позвоничника и другими подобными заболеваниями. Что может сделать каждый учитель для здоровьесбережения на своих уроках?
Во – первых, это всем известные физкультминутки.
Во – вторых, главное, что позволяет сохранить психическое здоровье – это нравственная атмосфера, которая определяется именно учителем.
Для того, чтобы сохранить психическое здоровье детей, использую на уроке полноценное межличностное общение, построенное на уважении к чужому мнению, на доверии. Внимательное прослушивание ответов товарищей.
В – третьих, связываю тему урока с проблемами сохранения здоровья с ситуациями, связанными с неправильным отношением к своему здоровью – согнул спину, курил на перемене, не завтракал дома и т.д.
Стараюсь обращать внимание на то, как сидит учении при письме: сильно наклоняет голову или сутулится.
Какие требования предъявляет предъявляет к учителю наш современный информационный век?
Но если мы попробуем их перечислить, то придём к перечню достоинств любого современного культурного человека: гуманизм, честность, справедливость, трудолюбие, эрудиция. Значит ли это, что каждый культурный человек сможет быть педагогом? Наверное, нет. Для успешного выполнения профессиональной работы учителя человек должен обладать определёнными личностными качествами, основой которых является интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре.
Ну и наконец, какой же современный урок без использования информационно – коммуникационных технологий?
1.Использование готовых электронных продуктов мультимедийных презентаций, ресурсов сети Интернет и интерактивной доски. Преимущества в использовании этих информационных средств для учителя вполне ясны, а преимущества для учащихся следующие:
-делает занятия интересными и развивает мотивацию.
-предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе.
- позволяет использовать различные стили обучения, учителя могут обращаться ко-всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям.
учащиеся начинают понимать сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.
учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
И наконец, развивает самостоятельность учащихся. Учащиеся с интересом и активно работают самостоятельно в школе и дома. Это облегчает нам работу в том плане, что даже слабоуспевающий ученик может с интересом выполнить работу и получить за это оценку.
Если мысленно перенестись в недалекое будущее, чтобы сделать предварительный прогноз, то можно предположить, что методика и технология урока будут получать свое дальнейшее развитие по тем требованиям, которые будут определяться развитием общества, с одной стороны, а с другой, – развитием перспективных направлений и достижений в обучении математике.
Урок будет нацелен на реализацию все возрастающих требований к выпускнику школы и к процессу обучения в целом, девиз которого состоит в том, современная личность формируется прежде всего на творческом уроке, в творческой атмосфере.