Тема семинара: «ФГОС НОО. Технологии формирования универсальных учебных действий обучающихся» (Формирование УУД в ходе урока в начальной школе. Использование современных технологий).
1 слайд «Технологии формирования универсальных учебных действий в ходе урока в начальной школе»
ФГОС НОО определяет приоритетной целью образования общекультурное, личностное и познавательное развитие личности.
2 слайд «Цель образования общекультурное, личностное и познавательное развитие личности, обладающей ключевыми компетентностями, способной к ответственному поведению и самореализации в современном обществе»
Достижение этой цели возможно через решение важнейшей задачи – формирование у обучающихся совокупности универсальных учебных действий, которые позволяют им самостоятельно получать знания. Иными словами, обучающийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Задача обучения в начальной школе - формирование у обучающихся совокупности универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса.
3 слайд «Виды УУД»
Сегодня формированию универсальных учебных действий придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающихся, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения.
4 слайд «Педагогическая технология - специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата»
Одним из средств достижения результатов обучения во всех предметных областях на современном этапе является использование инновационных образовательных технологий. Инновационные образовательные технологии - это технологии, формирующие интеллектуальные умения и усиливающие рефлексивные механизмы в образовательной деятельности.
5 слайд «Педагогические технологии деятельностного типа»
На каждом уроке в начальной школе должны быть использованы педагогические технологии деятельностного типа.
Технология проектной деятельности
Технология исследовательской деятельности
Технология деятельностного метода
Информационно-коммуникационные технологии
Технологии проблемного обучения
Технология критического мышления
Проблемно-диалогическая технология
Технология оценивания
Технология продуктивного чтения
Технология здоровьесбережения6 слайд «Основные компоненты современного урока»
В зависимости от целей и ведущих методов деятельности учителя и учащегося в образовательном процессе проводятся уроки различных типов.
7 слайд «Деятельность педагога, работающего с использованием инновационных технологий, направленных на формирование УУД обучающихся»
Деятельность педагога, направленная на формирование УУД обучающихся, должна быть направлена на организацию самостоятельной деятельности детей, организацию деятельности детей по поиску и обработке информации, обобщению способов действия.
8 слайд «Современный учитель»
УЧИТЕЛЬ, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
9 слайд «Спасибо за внимание.»
Приоритетными технологиями для достижения новых образовательных результатов, для формирования универсальных учебных действий становятся технологии деятельностного типа:
Технология проектной деятельности
Технология исследовательской деятельности
Технология деятельностного метода
Информационно-коммуникационные технологии
Технологии проблемного обучения
Технология критического мышления
Проблемно-диалогическая технология
Технология оценивания
Технология продуктивного чтения
Технология проектной деятельности
Формируемые УУД:- регулятивные УУД (определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера, работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом, понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации);- познавательные УУД (отбирать необходимые источники информации, сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников).- коммуникативные УУД (организовывать взаимодействие в группе, предвидеть последствия коллективных решений, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее);- личностные УУД (в зависимости от выбранной темы).
^ Технология исследовательской деятельности
Формируемые УУД:- личностные УУД (формирование мотивационной основы учебной деятельности у младших школьников, воспитание познавательного интереса к учебному материалу, способности ребенка к самооценке, воспитанию гражданского становления личности);- регулятивные УУД (в сотрудничестве с учителем учиться ставить новые учебные задачи, составлять план работы, планировать и проводить исследования для нахождения необходимой информации, оценивать полученную информацию для проверки гипотез, ответа на поставленный проблемный вопрос);- познавательные УУД (умение самостоятельно выделять и формулировать проблему, ставить познавательную цель, выдвигать гипотезы и их обосновывать, осуществлять поиск информации из различных источников, выделять существенную информацию из разных источников, организовывать (систематизировать) информацию, представлять информацию в разных формах: устного и письменного сообщения, рисунка, таблицы и т.п.);- коммуникативные УУД (умение работать в группе, умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, задавать вопросы, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).
^ Технология деятельностного метода
Формируемые УУД:- личностные УУД (развитие познавательных интересов, учебных мотивов; способности ребенка к самооценке, воспитанию гражданского становления личности);- регулятивные УУД (умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение действовать по плану; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки);- познавательные УУД (поиск и выделение необходимой информации);- коммуникативные УУД (умение работать в группе, умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, задавать вопросы, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).
^ Технологии проблемного обучения
Формируемые УУД:- регулятивные УУД (умение решать проблемы);- коммуникативные УУД (умение работать в группе, умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, задавать вопросы, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации);- познавательные УУД (умение извлекать информацию, делать логические выводы).
^ Проблемно-диалогическая технология
Формируемые УУД:- регулятивные УУД (умение решать проблемы);- коммуникативные УУД (использование диалога);- познавательные УУД (умение извлекать информацию, делать логические выводы).
^ Технология оценивания
Формируемые УУД:- регулятивные УУД (развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности);- коммуникативные УУД (умение аргументированно отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы);- личностные УУД (толерантное отношение к иным решениям).
^ Технология продуктивного чтения
Формируемые УУД:- коммуникативные УУД (умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников)- познавательные УУД (умение извлекать информацию из текста)
Выбор приоритетных технологий деятельности определяет формы деятельности. Помимо урочной, добавляются такие формы, как учебное занятие, учебная практика, социальная практика, внеурочное мероприятие.В зависимости от целей и ведущих методов деятельности учителя и учащегося в образовательном процессе проводятся:
уроки – праздники;
уроки – конкурсы;
уроки – экскурсии;
уроки – путешествия;
уроки – викторины;
уроки – исследования;
уроки – практикумы.
В качестве основы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий (умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого) необходима организация работы в парах, в группах разного состава.