Методические рекомендации по использованию информационных и коммуникационных технологий и компьютерных игровых средств с детьми дошкольного возраста
Методические рекомендации по использованию информационных и коммуникационных технологий и компьютерных игровых средств с детьми дошкольного возраста
Владение приемами по использованию информационных и коммуникационных технологий и созданию электронных дидактических ресурсов, умение планировать и моделировать занятия с использованием ИКТ и КИС помогает педагогам решать конкретные образовательные задачи, повышать познавательную активность и мотивацию дошкольников.
Как известно, методы обучения дошкольников можно разделить по источнику знаний и по характеру познавательной деятельности. В качестве методов обучения дошкольников по источнику знаний мы рекомендуем использовать метод демонстраций, метод иллюстраций, упражнения.
Метод демонстраций следует использовать для визуализации изучаемых объектов, явлений, процессов с целью их изучения дошкольниками.
Метод иллюстраций предполагает показ предметов, процессов, явлений в их символическом изображении (фотографии, рисунки).
Практические методы направлены на формирование умений и навыков, к ним можно отнести упражнения. Упражнения способствуют развитию речи, внимания, памяти, познавательных способностей, личностных качеств и выработке навыков их применения, например, в качестве упражнений можно в графическом редакторе Paint дать задание по созданию и редактированию рисунка, а также задания по созданию анимированных мультфильмов в «Ulead GIF Animator», Adobe Flesh.
По характеру познавательной деятельности можно использовать следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, предполагающий словесные объяснения с привлечением наглядности; метод проблемного изложения, частично-поисковый метод, метод компьютерных дидактических игр. При использовании проблемного изложения детям предлагается найти способы разрешения проблем. Частично-поисковый метод предполагает решение поставленной задачи педагогом вместе с дошкольниками.
Метод дидактических компьютерных игр предполагает практические действия дошкольника на компьютере (компьютер служит игровым и техническим средством обучения), помогает детям овладеть предметно-продуктивной, игровой, музыкальной, конструктивной, изобразительной и другими видами деятельности, которые являются базовыми.
Выбор методов обучения определяется с учетом возможностей дошкольников, их возрастных и психофизиологических особенностей.
В обучении дошкольников можно использовать мультимедийные программные средства, детские электронные презентации, дидактические игры, электронные энциклопедии, содержащие базу данных с мультимедийной информацией, компьютерными играми. Приведем примеры сайтов по созданию детских электронных презентаций и игр (http://www. forchel/ru/prez. shtml – развивающие презентации; http://www. volchki. ru/logoped/page/8 – игры и презентации для дошкольников; http://lutiksol. narod2.ru/ – мультимедиа для дошкольников; http://900igr. net/ -900 – презентации для детей).
Педагог может использовать программу Microsoft PowerPoint для создания презентаций, слайд-шоу, чтобы использовать их в качестве наглядного и дидактического материала. Для подготовки презентаций необходимо определить жанр презентации, отобрать содержание, создать макет слайда: вставить в слайд заголовок, текст, картинки, создать фон слайда, настроить анимацию текста, рисунков. Презентация должна быть интерактивной. Для этого необходимо в процессе демонстрации презентации изменять последовательность предъявления слайдов.
Для создания дидактической игры в PowerPoint педагог должен:
1. Разработать понятные для дошкольников правила и увлекательный сюжет игры (обеспечить возможность выбора вариантов содержания изучаемого материала, выбора режима работы).
2. Составить конспект, где должен описать алгоритм действий (все действия показывать стрелками, мигающими значками, выделением, увеличением размера объекта. Это позволит ребенку сосредоточить внимание на нужном объекте, запомнить порядок действий)
3. Определить цель и обучающие задачи игры.
4. Определить действия дошкольника в игре, направленные на решение обучающей задачи.
5. Задать игровую мотивацию (что будем делать, для кого и для чего).
6. Показать дошкольникам способ выполнения задания (как это делать).
Для ребенка, хорошо усвоившего правила игры, желающего повторить игру, должна быть предоставлена возможность перехода к слайду начала игры.
Так для развития речи можно рекомендовать следующие компьютерные игры: пакет игр «КИД/Малыш», серии «Русский язык в картинках», «Режиссерские игры», электронные энциклопедии «Мир насекомых», «Энциклопедия животного мира», интерактивные игры «Кузя: Новый год», «Волшебные истории Тутти», «Золушка», «500 самых интересных игр», «В поисках заколдованных игр», «Баба Яга учится читать», «Уроки тетушки Совы. Английский с Хрюшей и Степашкой», «Веселая азбука с самым умным котом на планете» и др. КИС для развития памяти: игры пакета «КИД/Малыш», серии «Комбинаторика», «Ориентация в пространстве», «Уроки тетушки Совы. Уроки осторожности», «Букварики-смешарики», «Мой дом. Умный малыш», «Волшебные шахматы», «Пятачок в волшебном лесу», «Пятачок и разные звери», «Приключение Пятачка», «Волшебный сон» и др. Для развития внимания: «Тренировка внимания», «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010», «Логико-Малыш. Учимся считать до 10 с Мафаней», «Трое из Простоквашино: Матроскин учит музыку», «Том и Джерри. Развивайка для дошколят», «Боулинг», «Шашкодром», «Новые приключения колобка», «Гарфилд дошкольникам. Основы чтения», «Гарфилд дошкольникам. Основы лексики и орфографии», игры пакета «КИД/Малыш», серии «Мир природы», «Ориентация в пространстве» и др. КИС для развития моторики: электронные энциклопедии «Изобретения», «Lego Leaning», компьютерные флеш-игры, игры на развитие моторики можно найти на сайтах «Кошки-Мышки», «Логозаврия», на детском портале Солнышко», в разделе «Мозаика» (http www. solnet. ee/), иры пакета «КИД/Малыш», серии «Конструирование», лего-конструкторы серии «Lego racers» и др.
Заголовок 1!ђЗаголовок 215