Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
«Патриотическое воспитание школьников: опыт, проблемы»
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ И ГРАЖДАНСКОГО СОЗНАНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Номинация: Роль урочной деятельности обучающихся в формировании их патриотических чувств и гражданского сознания, повышение воспитательного потенциала учебных предметов
Минлишева Елена Яковлевна,
Учитель начальных классов
МБОУ «Ленинуглёвская средняя
общеобразовательная школа»
Ленинск – Кузнецкий район
2013
Воспитание патриотической личности - одна из важных задач педагогики. Проблема патриотического воспитания наиболее актуальна в наше время.
Россиянам всегда были свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм: любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре.
В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания стала более заметной. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому все острее встает вопрос о повышении уровня патриотического воспитания. Об этом говорится в специализированной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010г.» утвержденной Правительством Р.Ф.
Младший школьный возраст наиболее благоприятный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, доверчивость детей, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы. В младшем школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения. Это время, когда чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка - определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему миру. Эмоциональные переживания, а не разумные доводы, часто имеют доминирующее значение. Поэтому важно разработать определенные педагогические технологии, воздействие которых будет способствовать развитию и укреплению патриотических чувств. При этом необходимо учитывать, что люди приходят к пониманию патриотизма по-разному: одни через природу или искусство, другие – через изучение истории родной страны и родного края, третьи – через религиозную веру, а кто-то через служение Родине.
Непростая задача стоит перед школой, чтобы вырастить поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом «патриот».
На уроке патриотическое воспитание осуществляется посредством четырех факторов:
через содержание образования;
через методы и формы обучения;
через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций;
через личность самого учителя (прежде всего и в наибольшей степени).
Какие же технологии может использовать учитель, решая эту задачу?
1. Знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества;
2. Знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором;
3. Организация экскурсий в музеи и места русской славы;
4. Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение
учащихся к истории народа, знание истории;
5. Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное
добывание знаний по истории родины;
6. Проектная деятельность.
На уроках много времени уделяется патриотическому воспитанию. С первых дней учебы в школе в «Азбуке» под редакцией В.Г.Горецкого есть вопросы и задания по изучению родного края, города, своей страны. В учебниках по литературному чтению, окружающему миру, русскому языку, математике есть много материала, на основе которого можно воспитывать патриотов нашей страны. Главное, чтобы было желание учителя и родителей. Ведь они - один из главных «винтиков» в этом процессе. На уроках знакомим детей с государственной символикой, что они (символы) обозначают, откуда появились; рассматривая красивые камешки, найденные в песке или на дороге, рассказываем детям о полезных ископаемых, которыми богата наша страна, и которые играют большую роль в экономике страны, а значит в развитии и процветании. Разве это не патриотизм? Заучивая стихи о природе, любуясь красотой природы в разные времена года – это тоже почва, чтобы взрастить семена патриотизма.
Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала надо представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться, и без какой эмоциональной познавательной основы она не сможет появиться.
А) Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность к Родине, то ребенка надо учить быть привязанным к чему-то, кому-то, т.е. любовь к ближнему: маме, папе, бабушке, дедушке. Надо учить уважать окружающих людей, товарищей, одноклассников, не предавать друзей, воспитывать « чувство локтя».
Б) Прежде чем сопереживать бедам и проблемам Родины, ребенок должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства.
В) Чтобы восхищаться просторами страны, ее красотами и богатствами, надо научить ребенка видеть красоту вокруг себя.
Г) Чтобы человек смог трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.
Базой для патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. Именно они дадут ростки гражданско-патриотического чувства.
На уроках я стараюсь расширить представления детей о нашей Родине, о ее народе.
Воспитание любви к своей Родине, гордости за Отечество можно проводить на текстах, содержащих сведения о России, о Москве, о выдающихся людях нашей страны.
Например, отрывок из рассказа Ушинского.
“Наше отечество, наша родина - матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина” (К.Д.Ушинский)
Вначале работаем над содержанием, над понятиями “Отечество”, “Родина”, “Россия”. Затем, включаем задания по русскому языку.
-Можно ли данный набор предложений назвать текстом? Почему?
-Какие предложения по цели высказывания встречаются в тексте? И др.
Детям очень интересно «путешествовать» в прошлое нашей страны, когда они узнают о том, что наши предки-люди, жившие много веков назад, и назывались они тогда славяне - славные, значит хорошие.
Чувство гордости за свой народ вызывают занятия о богатырях земли русской. Богатыри - мужественные и сильные люди, о которых народ слагал легенды и передавал их друг другу из уст в уста. Так богатыри стали героями русских былин, которые и дошли до наших времен.
Говоря о России, обязательно, касаюсь темы о многонациональном составе населения, воспитываю уважительное и дружелюбное чувство к людям разных национальностей. Все они говорят на своем языке, имеют свою историю, культуру, традиции (это то, что передается из поколения в поколение: народные праздники, свадебные традиции и т.д.). У русского народа - Масленица, Рождество, Пасха и др., у татарского- Сабантуй-праздник окончания посевных работ. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина - Россия.
Рассказывая детям о символах нашего государства, им всегда интересно узнать о цветовом решении нашего флага, им нравятся его цвета: яркие и сочные. Говорю детям, что эти цвета всегда считались на Руси самыми красивыми, использовались для украшения праздничной одежды. Белый цвет - обозначает мир и чистоту. Синий - небо и верность. Красный - огонь и отвагу.
Рассматривая герб нашего государства, с гордостью говорю детям о том, что орел двуглавый тоже не случайно: чтобы охранять такую огромную территорию. Нужно видеть всю страну одновременно и справа и слева. На щите у орла - всадник. Зовут его святой Георгий Победоносец. Издавна он почитался на Руси как покровитель воинов, защитник Отечества. В руках у него серебряное копье. Этим копьем он поражает черного змея, а верный конь топчет змея копытами. Добро побеждает зло. Так и наш герб символизирует победу добра над злом, красоту и справедливость. Такие занятия формируют уважительное отношение к государственным символам.
Давая детям знания о стране, городах, реках, природе, нельзя забывать о людях, которые прославляли и прославляют нашу страну: это герои войн, полководцы, спортсмены, ученые, космонавты - у нас есть кем гордиться; более подробно знакомимся с нашими героями – земляками, которые отдали свои жизни за нашу родину, подарили нам мир и свободу.
Главной своей целью авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, «Литературное чтение» считают, что «Школа России» должна стать школой духовно-нравственного развития.
Опираясь на произведения, подобранные в учебниках для литературного чтения, учитель воспитывает в детях любовь Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к людям, к чужому мнению, культуру диалога, что хорошо согласуется с задачей толерантности как важнейшего личностного качества
На уроках литературного чтения эта идея реализуется через удачный подбор авторских произведений и произведений устного народного творчества. В учебнике «Литературное чтение» (авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова) включены лучшие произведения, многократно адаптированные отечественной школой, выдающихся поэтов и писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, В.Ф. Одоевского, А.И. Куприна и многие другие.
Важной особенностью выбора произведений, включенных в учебники, является их соответствие возрастным особенностям младшего школьника. В этой связи важно, что учебники дают возможность обратиться к произведениям устного народного творчества, особенно к сказкам. Именно сказки по своему сюжету (борьба добра и зла) и по своей идее (победа добра), дают обширный материал в понятной и доступной детям форме для формирования таких качеств, как: трудолюбие, доброта, смелость, настойчивость и ответственность, способность сопереживать, готовности помогать другому.
В первом классе закладывается фундамент читательской грамотности. Ученики на интересных и доступных им произведениях в игровой форме открывают «секреты» художественного текста, знакомятся с литературоведческими понятиями: автор, художественный текст, стихотворение, рифма, ритм, устное народное творчество.
Читая и думая над содержанием произведений, включённых в данный учебник, дети выходят на первоначальные представления о таких нравственных понятиях, как долг, взаимопомощь, сострадание, забота. Задача учителя - так организовать работу над текстом, чтобы, сопереживая героям произведений, читая стихи, дети испытывали сильное эмоциональное воздействие художественного текста: волновались, радовались и огорчались, постигая нравственные уроки произведений.
Таблица 1
Система формирования нравственных представлений и нравственных качеств ребёнка
Нравственные представления и качества
Уровень освоения в 1 классе
Патриотизм
Любовь к природе родного края
Л. Н. Толстой “Какая бывает роса на траве”;
А. С. Пушкин “…Под голубыми небесами…”;
А. К. Толстой “Вот уж снег последний в поле тает...”, Г. М. Новицкая “Берёза”
Гуманизм, человечность, великодушие, сердечность,
добродушие Сострадание, сердечное отношение ко всему живому
К. Д. Ушинский “Жалобы зайки”;
И. А. Крылов “Чиж и Голубь”;
Л. Н. Толстой “Лев и мышь”
Героизм, отвага, верность Решительность, настойчивость
русская народная сказка “Лиса и заяц”;
И. П. Токмакова “Я ненавижу Тарасова...”
Долг, ответственность Долг перед родными и близкими.
Ответственность за слабого
И. П. Токмакова “Это ничья кошка...”;
Д. Биссет “Орёл и овечка”;
Л. Н. Толстой “Старый дед и внучек”;
В. А. Осеева “Сыновья”
Сплочённость, коллективизм Забота и помощь в семье
Л. Н. Толстой “Отец и сыновья”
В. А. Осеева “Хорошее”
Совесть, совестливость Бессовестность
русская народная сказка “Лиса и козёл”
Формирование совестливости через внешнее моральное требование
Л. Н. Толстой “Косточка”, “Старый дед и внучек”
Содержание учебников построено так, что у учителя есть возможность обращаться к формированию тех или иных духовно-нравственных качеств в каждом классе. Делать это он может с учетом взросления детей, накопление ими жизненного опыта.
В разделе «Люби живое» представлены произведения о природе, о животных. Дети знакомятся с произведениями замечательных авторов: М.М. Пришвин, И.С. Соколов-Микитов, В.В. Бианки, Б.С. Житков и т.д. Изучение литературных шедевров обогатит и разовьет детей духовно, сформирует глубокое убеждение в том, что красота природы, разнообразный животный и растительный мир – это общее богатство народов нашей страны, и богатство это надо хранить и преумножать.
Работа по патриотическому воспитанию должна вестись не эпизодически, а ежедневно. Педагог на своем примере должен показать, что ему не безразлично, какими станут его воспитанники. Нам не должно быть безразлично, что ожидает нашу страну в будущем. Если дети будут чувствовать и видеть, что мы на деле, а не на словах любим свою страну, то они нам будут верить, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло. И будет результат этой работы.
Список литературы
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010г.г.» Постановление Правительства Р.Ф. 11 июля 2005г.
Артемов В.В. «Страницы Российской истории». М., 2005.
Агапова И., Давыдова М. «Патриотическое воспитание в школе».
М., Айрис-пресс,2002.
Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - №4 – С. 23
Воспитание школьников// 2005 №3,5,6,10 2003 № 6, 2002 №3.
Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // - 2005 - №6 – С. 59
Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2005 №8 – С. 17