Лечебная физическая культура (ЛФК). Программа (основой является программа В.В. Воронковой)
Лечебная физическая культура (ЛФК)
Программа (основой является программа В.В.Воронковой )
Пояснительная записка
Многие учащиеся, особенно младших классов, нуждаются в специальных занятиях, направленных на коррекцию и компенсацию имеющихся у них недостатков физического развития и моторики. С целью проведения этой работы в учебные планы специальных школ в настоящее время введены специальные коррекционные занятия ЛФК в 1 – 4-х классах.
На занятиях лечебной физкультурой используются общеразвивающие и корригирующие упражнения, подвижные игры, прикладные упражнения. Ориентиром послужила программа по физкультуре для соответствующего класса специальной школы.
Материал в программе подобран по видам двигательной деятельности, исходя из особенностей развития детей рассматриваемой категории, он предлагается в уменьшенном объёме и включён в следующие 4 раздела: «Формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни»; «Основные виды движений, подвижные игры и игровые упражнения»; « Дифференцированная двигательная деятельность»; «Элементы спортивной деятельности».
На прохождение программного материала в каждом классе отводится 1 час в неделю, всего34 часа. В зависимости от конкретных условий учитель может частично изменять выделенный объём времени на различные разделы программы. Последовательность и сроки прохождения программного материала определяются учителем также в зависимости от условий.
Каждый из разделов программы имеет свои задачи, которые решаются в процессе учебной деятельности.
Задачи раздела «Формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни» - это ознакомление с понятием «здоровый образ жизни»; формирование полезных привычек на основе сознательного отношения детей к здоровью.
Программный материал сообщается учащимися на уроках в течение учебного года в виде кратких бесед. Следует использовать знания по охране здоровья, полученными учащимися на других уроках.
Раздел «Основные виды движений» включает ходьбу, упражнения в равновесии, бег, лазанье, прыжки, метание, т.е. естественные движения, которые жизненно необходимы и потому являются основой лечебной физкультуры. Задачи раздела: формирование базовых двигательных навыков; расширение двигательного опыта учащихся.
Значительное место в учебной программе занимают подвижные игры и игровые упражнения. Этим подчёркивается важность игр для детей младшего школьного возраста с задержкой физического развития. Подвижные игры используются в следующих целях: ознакомление с учебным материалом; закрепление навыков в овладении основными видами движений; закрепление пространственных ориентировок; формирование эмоционально- волевой сферы и физических качеств учащихся.
Третий раздел программы «Дифференцированная двигательная деятельность» введён с целью укрепления, развития систем и функций организма, физических качеств личности, раскрытия специальных двигательных способностей. Учитывая всю важность данных видов движений для (ЛФК), целесообразно указать задачи по каждому подразделу.
Использование имитационных упражнений приходит на помощь учителю тогда. Когда традиционные методы и средства оказываются бессильны. Имитационные упражнения помогают: привить интерес к физическим упражнениям; научить правильно, выполнять простейшие упражнения; развивать воображение; создавать высокий эмоциональный фон.
Общеразвивающие упражнения (ОРУ) без предметов - это специально разработанные движения, подобранные по анатомическому признаку, которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном темпе и ритме. Обеспечивая избирательный характер воздействия на отдельные группы мышц и на отдельные системы организма, ОРУ помогают решить следующие задачи: формирование правильной осанки; обеспечение подвижности суставов; создание двигательного опыта; воспитание двигательных качеств и способностей; укрепление сердечно – сосудистой системы (укрепление сердечной мышцы, улучшение ритмичности сокращений); развитие органов дыхания (укрепление диафрагмы, межрёберных мышц, мышц брюшного пресса, формирование навыков рационального дыхания); психическое развитие (развитие быстроты реакции, координации движений, осознанное овладение движениями).
Всё вышеизложенное можно отнести и к использованию ОРУ с предметами.
Включение в учебную деятельность заданий на ориентировку в пространстве и строевых упражнений – важнейший аспект работы учителя физкультуры с детьми с задержкой психического развития.
Программный материал подраздела «Элементы акробатики» базируется на основе созданного у учащихся фонда двигательного опыта, двигательных качеств и способностей. Акробатические упражнения делятся на динамические (перекаты, прыжки, кувырки и др.) и статические (стойки и равновесия). Овладение статическими упражнениями вызывает наибольшее затруднения, так как связано со степенью развития функции равновесия. Хотя элементы акробатики сложны, но они способствуют развитию вестибулярного аппарата, формированию мышечного чувства, помогающего оценивать всякое изменение в положении и перемещении частей собственного тела.
Упражнения в висах и упорах служат не только развитию таких основных физических качеств, как выносливость и сила, повышению работоспособности организма, но и способствуют решению профилактических и коррекционных задач (исправляют нарушения осанки, стопы,улучшают вертеброцебральное кровообращение).
Пофилактические и коррекционные упражнения – обязательный компонент каждого занятия. В программу включены упражнения дыхательной гимнастики, пальчиковая гимнастика, упражнения на координацию движений, на формирование правильной осанки и укрепление свода стопы. Использование этих упражнений позволяет решать следующие задачи: профилактика заболеваний дыхательных путей, формирований тонких движений пальцев рук; развитие умения согласовывать движения различных частей тела; профилактика нарушений осанки и плоскостопия.
В подразделе «Лыжная подготовка» предусмотрены способы передвижения на лыжах, спуски и подъёмы по склонам, игры для закрепления программного материала. Использование лыж позволяет воздействовать на все крупные мышечные группы; способствовать энергичному обмену веществ в организме; усиливать функциональную работу внутренних органов; совершенствовать пространственные ориентировки; укреплять вестибулярный аппарат; формировать выносливость и повышать работоспособность; развивать эмоционально – волевую сферу.
В четвёртый раздел программы включены элементы спортивной деятельности и сведения о спорте.
Сведения о спорте дают возможность вызвать интерес и желание к овладению элементами того или иного вида спорта, расширить кругозор учащихся.
Подводящие и имитационные упражнения, игровые задания с элементами спортивных игр создают базу для овладения элементами баскетбола, волейбола, футбола, ручного мяча. Введение элементов спортивной деятельности позволяет выявить и развить специальные двигательные способности учащихся, физические качества (силу, выносливость, быстроту, ловкость, гибкость), волевую сферу.
В программу 3 – 4 классов включена лёгкая атлетика: упражнения, входящие в комплекс учебных нормативов, и игры, закрепляющие технику бега, прыжков и метания. Детей с задержкой психического развития, необходимо обучать технике данных видов движений на фоне положительного эмоционального настроя, без учёта нормативов.
Все разделы программы взаимосвязаны. Однако если естественные движения – это базовая двигательная активность, не зависящая от региональных, национальных, индивидуальных и других особенностей, то в содержании методике обучения по другим разделам программы эти особенности необходимо учитывать.
Содержание программы
1 класс
(34ч, 1ч в неделю)
Формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни
(включается во все уроки физкультуры)
--- Объяснение понятий «осанка», «режим дня»; чтение наказа юным физкультурникам; необходимость .проведения утренней зарядки и физкультминуток.
---Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах, в том числе в физкультурном зале, на спортивной площадке. Знание мест, в которых могут оказать необходимую помощь.
Основные виды движений (25 ч)
Построения в одну шеренгу и в колонну по одному (и равнением в шеренге и в колонне), повороты на месте переступанием, построение в две шеренги по расчёту учителя, перестроение в три шеренги и расчёт по три, упражнения в равновесии, лазанье по гимнастической стенке, за перелезание, приёмы контроля за осанкой.
Бег по дистанции (положение рук, туловища, постановка стопы), Челночный бег, широким шагом; с высоким подниманием коленей; с захлёстыванием голеней; с изменением темпа; равномерный медленный бег до 2 мин, в сочетании с ходьбой до 4мин; в разных построениях.
Подвижные игры и игровые упражнения: «Стоп», «Ловишки», «Перемени предмет», «Два Мороза»,»Краски»»Коршун и наседка», «Перемена мест».
Ходьба: обычная; на носках; на пятках; прогнувшись; с высоким подниманием бедра; на внутренней и наружней стороне стопы; в полуприседе; приставным шагом вперёд, боком, скрестным шагом вперёд; перекатом; широким шагом.
Упражнения в равновесии: ходьба прямо и боком по начерченным линиям с различными положениями рук; ходьба по линии с мешочком на голове; ходьба и бег с остановками по сигналу; ходьба по гимнастической скамейке прямо и боком с различными положениями рук.
Подвижные игры и игровые упражнения: «Канатаходец», «Переправа», «Не оставайся на полу», «Через ручей».
Лазанье: ползание по полу на четвереньках с опорой на стопы и ладони; ползание по пластунски; по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь двумя руками; по гимнастической скамейке на четвереньках; подползание под шнур. Верёвку (высота 40 – 50 см); лазанье по гимнастической стенке одноимённым способом.
Прыжки: на месте с мягким приземлением на обе ноги; прыжки в длину с места и с небольшого разбега; прыжки через короткую скакалку на месте; отталкивание одной ногой при прыжках в длину; прыжки через длинную скакалку; прыжки в высоту с места и с небольшого разбега.
Подвижные игры и игровые упражнения: «Пингвины», «Удочка», «Волк во рву», «Не замочи ноги», Попрыгунчики», «Лягушки в болоте».
Упражнения с большими мячами: бросание и ловля мяча снизу; перебрасывание мяча двумя руками через шнур, сетку; забрасывания мяча в корзину; бросок набивного мяча (масса 1 кг).
Упражнения с малыми мячами: броски мяча вверх и ловля его двумя руками, одной рукой; ловля мяча после отскока от пола, от стены; удары мяча о землю рукой (правой и левой) на месте и продвигаясь вперёд шагом.
Метания: метание малого мяча и различных предметов на дальность правой и левой рукой; метания в вертикальную и горизонтальную цели.
Дифференцированная двигательная деятельность (6 ч)
Имитационные упражнения: «Бабочка», «Пружина», «Маятник», «Ловля комаров», «Деревья качаются», «Ножницы», «Велосипед».
Общеразвивающие упражнения без предметов: основная стойка; стойка ноги на ширине плеч; наклоны туловища вперёд, вправо, влево; повороты туловища направо, налево; приседания.
Общеразвивающие упражнения с предметами: с большими и малыми мячами; гимнастической палкой; обручем; скакалкой.
Пространственные ориентировки и строевые упражнения: расширение представлений о пространстве – слева, справа, вверху, внизу; построение в колонну, шеренгу по одному, в пары, в круг; повороты на месте направо, налево прыжком.
Элементы ритмичной гимнастики: двигаться в соответствии с музыкальным ритмом; имитационные упражнения; танцевальные упражнения.
Элементы акробатики: группировка в приседе, сидя; группировка лёжа на спине; перекаты назад – вперёд лёжа на спине в группировке; перекаты назад – вперёд из положения упор присев и перекат вперёд в группировку сидя.
Висы и упоры: упор присев; упор лёжа; из упора присев прыжком в упор лёжа и обратно ; вис стоя; вис присев; вис лёжа с использованием реек гимнастической стенки, низкой перекладины.
Профилактические и коррекционные упражнения: для формирования правильной осанки; для укрепления свода стопы; для развития координации движений; профилактические и специальные дыхательные упражнения.
Профилактические и коррекционные упражнения: для формирования правильной осанки: укрепление мышц спины, укрепление мышц брюшного пресса, вытяжение позвоночника;
Для укрепления свода стопы: разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола; максимальное сгибание и разгибание стоп; катание палки подошвами; ходьба по гимнастической палке;
Для развития координации движений: подготовительные упражнения при обучении согласованной ходьбе, бегу, лазанью: поднимание на два счёта правой согнутой ноги с одновременным выносом левой руки вперёд до касания колена;
Профилактические и специальные дыхательные упражнения: упражнения на отработку длительного и полного выдоха, имитирующие задувание свечи;
Для формирования тонких движений пальцев рук: комплексы упражнений пальчиковой гимнастики: «Этот пальчик», «По грибы» и др.
Лыжная подготовка:
Передвижение на лыжах ступающим шагом без палок; передвижение на лыжах скользящим шагом с движениями рук; повороты на месте.
Подвижные игры и игровые упражнения: «Шире шаг», «Кто самый быстрый», «На месте».
Элементы спортивной деятельности.
Сведения о спорте (3 ч)
Знакомство с названиями спортивных игр и спортивных упражнений, спортивного оборудования.
Подводящие и имитационные упражнения: произвольная имитация движений спортсменов: «Боксёр», «Пловец», «Штангист», Футболист».
Игровые задания с элементами спортивных игр: Баскетбол: «Послушный мяч», «Передал – садись», Гонка мячей»; волейбол: «Перекати мяч», «Быстро по кругу»; футбол: «Кузнечики», «Передай соседу».
Основные требования к знаниям и умениям учащихся (I класса)
Понимать значение укрепления здоровья;
Выполнять основные виды движений рук, ног, туловища;
Бросать и ловить мяч;
Прыгать в длину с места
Сохранять устойчивое равновесие
Играть в подвижные игры, выполнять игровые задания с элементами баскетбола, волейбола, футбола;
Передвигаться на лыжах в медленном темпе на расстояние до 300 м.
II класс (34 ч, 1 ч в неделю)
Формирование системы элементарных знаний
О здоровом образе жизни
(включается во все уроки физкультуры)
Значение здорового образа жизни. Средства, способствующие физическому, духовному и социальному здоровью: режим дня; личная гигиена; физические упражнения; отказ от вредных привычек. Правила безопасности в различных местах, в том числе и в физкультурном зале, на спортивной площадке. Знание мест, в которых могут оказать необходимую помощь.
Основные виды движений (25 ч)
Ходьба: обычная; на носках, на пятках, прогнувшись; с высоким подниманием бедра; на внутренней и наружной стороне стопы; в полуприседе; приставным шагом вперёд; перекатом; широким шагом; гимнастическая; по разметкам; в разных построениях.
Бег: обычный, широким шагом; с высоким подниманием коленей; с захлёстыванием голеней; с изменением темпа; равномерный медленный бег до 2 мин, в сочетании с ходьбой до 3 мин; в разных построениях; бег на перегонки; бег на скорость – 10 – 15 м.
Подвижные игры и игровые упражнения: «Стоп», «Ловишки», «Два Мороза», «Краски», «Хитрая лиса», «Коршун и наседка», «Перемена мест».
Упражнения в равновесии: ходьба прямо и боком по начерченным линиям с различными положениями рук; ходьба по линии с мешочком на голове; ходьба и бег с остановкой по сигналу; стойка закрыв глаза с различным положением стоп; ходьба по гимнастической скамейке прямо и боком с различными положениями рук.
Подвижные игры и игровые упражнения: «Канатоходец», «Переправа», Не оставайся на полу», «Стой», «Совушка», «Фигуры».
Лазанье: ползание по полу на четвереньках с опорой на стопы и ладони; ползание по пластунски; по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь двумя руками; по гимнастической скамейке на четвереньках; подползание под шнур, верёвку (высота 40 – 50 см); лазанье по гимнастической стенке одноименным способом.
Подвижные игры и игровые упражнения: «Проползи – не урони», «Проползи – не задень», Перелёт птиц», «Ловля обезьян».
Прыжки: на месте с мягким приземлением на обе ноги; с продвижением вперёд на обеих ногах в прямом направлении; прыжки на правой и левой ноге на месте; с высоты до 40 см); прыжки в длину с места и с небольшого разбега; прыжки через короткую скакалку на месте.
Подвижные игры и игровые упражнения: «Пингвины», Удочка», «Волк во рву», Не замочи ног», Лягушка и цапля», Прыгни – пригнись»», Добеги и рыгни», «Попрыгунчики».
Упражнения с большими мячами: бросание и ловля мяча в парах (расстояние 2 м) способами от груди, снизу; перебрасывание мяча двумя руками через шнур, сетку; забрасывание мяча в корзину; бросок набивного мяча (масса 1 кг).
Упражнения с малыми мячами: броски мяча вверх и ловля его двумя руками (10 – 15 раз без падения), одной рукой (5 раз без падения),ловля мяча после отскока от пола, от стены; удары мяча от стены; удары мяча о землю рукой(правой и левой) на месте и продвигаясь вперёд шагом.
Метания: метание малого мяча и различных предметов на дальность правой и левой рукой; метание в горизонтальную и вертикальную цели (с расстояния до 4 м).
Подвижные игры и игровые упражнения: «Передал – садись», «Мяч водящему», Брось – поймай», «У кого мяч?», «Мяч водящему», «Проведи мяч», «Мяч через сетку», «Охотники и зайцы», «Ловишки с мячом», «Метко в цель».
Дифференцированная двигательная деятельность (6 ч)
Имитационные упражнения: «Бабочка», «Петрушка», «Пружина», «Звонок», «Маятник», «Бокс», «Растягивание резины», «Деревья качаются», «Ножницы», «Мотор», «Лодка качается», «Велосипед», «Конница», «Мячик»и др.
Общеразвивающие упражнения без предметов: основная стойка; стойка на ширине плеч; положение рук вниз, вверх; в стороны; движения пальцев и кистей рук; наклоны туловища вперёд, вправо, вправо, влево; повороты туловища направо, налево; приседания.
Общеразвивающие упражнения с предметами: с большими и малыми мячами, гимнастической палкой; обручем; скакалкой; шнуром; флажками; ленточками и др.
Пространственные ориентировки и строевые упражнения: расширение представлений о пространстве – слева, справа, вверху, внизу, впереди, перед, за, между, рядом, друг за другом, через одного, построение в колонну, шеренгу по одному, в пары, в круг; размыкание приставными шагами на вытянутые руки вперёд (в колонне), в стороны (в шеренге); повороты на месте направо, налево прыжком.
Подвижные игры и игровые упражнения: «Быстро встать в колонну», «Построй круг», «Хоровод», «К своим флажкам».
Элементы ритмической гимнастики: двигаться в соответствии с музыкальным ритмом; выполнять серии упражнений ритмической гимнастики, включающие общеразвивающие упражнения, из положения стоя, сидя, лёжа (упражнения с движениями рук, ног, туловища); имитационные упражнения; танцевальные упражнения (шаг с подскоком; приставные шаги вперёд, в сторону, шаг галопа).
Элементы акробатики: группировка в приседе, сидя; группировка лёжа на спине; перекаты назад – вперёд из положения упор присев; перекат назад из упора присев и перекат вперёд в группировку сидя; из положения лёжа на спине в группировке перекаты назад – вперёд в упор присев.
Висы и упоры: упор присев; упор лёжа; из упора присев прыжком в упор лёжа и обратно; вис стоя; вис присев; вис лёжа с использованием реек гимнастической стенки, низкой перекладины, нижней части брусьев разной высоты, нестандартного оборудования.
Профилактические и координационные упражнения: для формирования правильной осанки: укрепление мышц спины, укрепление мышц брюшного пресса, вытяжение позвоночника;
Для укрепления свода стопы: разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола; захватывание стопами мяча и приподнимание его; максимальное сгибание и разгибание стоп; катание палки подошвами; ходьба по гимнастической палке; ходьба по бруску с наклонными поверхностями;
Для развития координации движений: подготовительные упражнения при обучении согласованной ходьбе, бегу, лазанью;
Профилактические и специальные дыхательные упражнения: упражнения на отработку длительного и полного выдоха, с произнесением звуков на выдохе;
Для формирования тонких движений пальцев рук: комплекс упражнений пальчиковой гимнастики: «Ну – кА, братцы, за работу!», «По грибы», «Апельсин», «Замок», «Цветок» и др.
Лыжная подготовка: передвижение на лыжах ступающим шагом без палок; передвижение на лыжах скользящим шагом с движениями рук; передвижение в медленном темпе до 400 м.
Подвижные игры и игровые упражнения: «Шире шаг», «К своим флажкам», «Лыжные буксиры», «На месте».
Элементы спортивной деятельности.
Сведения о спорте (3 ч)
Знакомство со стадионом – комплексом спортивных сооружений, где проводятся занятия. Знакомство с названиями спортивных игр и спортивных упражнений, специальных спортивных площадок, спортивного оборудования; умения пользоваться ими в речи.
Подводящие и имитационные упражнения: произвольная имитация движений спортсменов: «Боксёр», «Пловец», «Штангист», «Лыжник», «Футболист», «Хоккеист», «Конькобежец» и др.
Игровые задания с элементами спортивных игр: Баскетбол: «Послушный мяч», «Передал – садись», «Гонка мячей», «Кого назвали, тот ловит мяч», «Мяч водящему»; волейбол: «Перекати мяч», «Передал – беги», «Быстро по кругу», «Перебрось мяч»; футбол: «Кузнечики», «Передай соседу», «Задержи мяч»
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
К концу II класса учащиеся должны уметь:
Понимать значение укрепления здоровья;
Выполнять распоряжение учителя для построений и перестроений в колонну по одному, в шеренгу, круг, выполнять повороты прыжком;
Выполнять основные виды движений рук, ног, туловища;
Выполнять серии упражнений ритмической гимнастики;
Бросать и ловить мяч;
Прыгать в длину с места и метать малый мяч на дальность;
Сохранять устойчивое равновесие на ограниченной опоре;
Играть в подвижные игры, выполнять игровые задания с элементами баскетбола, волейбола, футбола;
Передвигаться на лыжах в медленном темпе на расстояние до 400 м.
III класс
(34, 1 час в неделю)
Формирование системы элементарных знаний
О здоровом образе жизни
(включается во все уроки физкультуры)
Определение здорового образа жизни, забота о собственном здоровье и здоровье окружающих. Сведения о получении помощи в экстренных случаях. Гигиенические правила при выполнении физических упражнений, правила приёма водных процедур, воздушных и солнечных ванн. Правильное дыхание во время выполнения упражнений.
Основные виды движений (17 ч)
Ходьба: с изменением направления, длины и частоты шагов, широким свободным шагом с сохранением правильной осанки; с замедлением и ускорением; в полуприседе и приседе; с остановками по сигналу; приставным шагом вперёд, боком, назад; скрестным шагом вперёд, назад; в разных построениях.
Бег: с изменением направления; с выбрасыванием прямых ног вперёд; в разных построениях; бег наперегонки; равномерный медленный бег в чередовании с ходьбой (10м – ходьба, 20м – бег).
Подвижные игры и игровые упражнения: «Великаны и карлики», «Лётчики», «Наступление», «Ястребы и Утки», «Кто лишний?», «Два Мороза», «Гуси – лебеди» и др.
Упражнения в равновесии: ходьба по гимнастической скамейке с различными положениями рук, с предметами в руках; ходьба приставными шагами вперёд, с высоким подниманием коленей, на носках.
Подвижные игры и игровые упражнения: «Фигуры», «Не оставайся на полу», «Стоп», «Переправа», «Совушка».
Лазанье: по гимнастической скамейке на спине и на животе, подтягиваясь двумя руками; на четвереньках по гимнастической скамейке, установленной под углом до 20гр, вверх; подлезание и пролезание в группировке в приседе вперёд и боком; перелезание через предметы и лазанье по гимнастической стенке одноименным способом; захват каната ногами, сидя на гимнастической скамейке, сгибание и разгибание ног из положения захвата каната ногами.
Подвижные игры и игровые упражнения: «Медведи и пчёлы», «Смелые верхолазы», «Ловля обезьян», «Пожарные на учении».
Прыжки: на двух и на одной ноге с мягким приземлением на месте и с продвижением; прыжки на двух ногах с поворотом на 90гр; с высоты (до60 см) с мягким приземлением; впрыгивание на мягкое препятствие (высота 40 см); прыжки через короткую скакалку на двух ногах с промежуточным прыжком на месте; многоскоки с мягким призелением.
Подвижные игры и игровые упражнения: «Скакуны», «Челнок», «Кто выше?», «Парашютисты», «Волк во рву», «Удочка», «Прыжки по кочкам».
Упражнения с большими мячами: передача мяча по кругу вправо, влево; передача мяча в колонне по одному вправо, влево; подбрасывание мяча вверх и ловля его; перебрасывание мяча друг другу на расстоянии 2 – 3 м; перебрасывание мяча через сетку, натянутую на высоте 1,5 м.
Упражнения с малыми мячами: подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками; удары мячом об пол и ловля его после дополнительных движений (хлопнуть в ладоши перед грудью, присесть и выпрямиться); перебрасывание мяча друг другу на расстоянии 2 м.
Метания: метание малого мяча из-за головы в цель, в ориентир, расположенный на высоте до 2м, с расстояния 4м;метание мяча и других предметов (мешочек с песком, шишка и др.) на дальность по коридору шириной до 10 м.
Подвижные игры и игровые упражнения: «Мяч с боку», «Мяч над головой», «Мяч соседу», «Мяч в кругу», «Эстафеты с мячом», «Мяч через верёвку», «Метко в цель».
Дифференцированная двигательная деятельность (6 ч)
Общеразвивающие упражнения без предметов: основная стойка; стойка ногои врозь; стойка ноги на ширине плеч; положение рук: вниз, вперёд, отведение в стороны, назад; наклоны вперёд, вправо, влево; повороты головы вправо, влево; наклоны головы вперёд, назад, вправо, влево; комплексы упражнений утренней гимнастики.
Общеразвивающие упражнения с предметами: с мячами разных размеров, гимнастической палкой, обручем, скакалкой, лестницей, скамейкой.
Пространственные ориентировки и строевые упражнения: ориентировка относительно самих учащихся: справа, слева, между, рядом, сзади, спереди, внизу; построение в шеренгу, в колонну по одному; равнение в затылок (в колонне); равнение по носкам (шеренга); повороты на месте направо, налево прыжком и переступанием; движение в колонне в обход, по кругу, на указанные ориентиры; выполнение команд: «На месте шагом марш!», «Прямо шагом марш!», «Класс, стой!», «Класс, разомкнись!».
Подвижные игры и игровые упражнения: «У ребят порядок строгий», «Быстро по своим местам!», «Кто тише?», «По тропинке».
Элементы ритмической гимнастики: соотнесение движений с ритмом и темпом музыки, выполнение комплексов ритмической гимнастики, включающие серии общеразвивающих упражнений из исходных положений стоя, сидя, лёжа; различные прыжковые упражнения; различные прыжковые упражнения, упражнения на расслабление и регуляцию дыхания4 имитационные упражнения; танцевальные упражнения ( танцевальный шаг с подскоком, приставной шаг вперёд, в сторону, простейшие сочетания изученных танцевальных шагов).
Элементы акробатики: из упора присев перекат назад - вперёд до упора присев; из упора присев кувырок вперёд со страховкой в группировку сидя.
Висы и упоры: из упора присев прыжком в упор лёжа; из упора лёжа прыжком в упор присев; висы присев и лёжа с поочерёдным отпусканием рук, с движением ног.
Профилактические и коррекционные упражнения: для формирования правильной осанки: стоя спиной к стене, касаясь её затылком, спиной, ягодицами и пятками, поднимание рук в стороны и вверх, приседания;
Для укрепления свода стопы: Ходьба на носках (ноги прямые), ходьба на пятках; перекаты с пяток на носки и обратно;
Для развития координации движений: маховые движения правой рукой вперёд – назад с подключением (по команде) движений левой рукой в противоположном направлении; комплексы упражнений разной координационной сложности;
Профилактические и специальные дыхательные упражнения: имитационные дыхательные упражнения с произнесением звуков на выдохе ; медленное поднимание рук через стороны вверх – вдох, опускание рук вниз скрестив перед собой – выдох;
Для формирования тонких движений пальцев рук: комплексы упражнений пальчиковой гимнастики: «В гости», «Домик», «Дружба» и др.
Лыжная подготовка: построение с лыжами в руках: в шеренгу, в колонну по одному; переноска лыж в руках; повороты на месте переступанием вокруг пяток лыж4 передвижение на лыжах ступающим и скользящим шагом; спуск на лыжах до 15гр; подъём на лыжах ступающим шагом4 передвижение на лыжах в медленном темпе до 800 м.
Подвижные игры и игровые упражнения: «Лыжные рельсы», «Лыжный поезд», «Кто самый быстрый?».
Элементы спортивной деятельности (4 ч)
Лёгкая атлетика (7 ч)
Сведения о спорте. Сведения об истории возникновения различных видов спорта, об истории происхождения их названий. Ознакомление с элементарными правилами некоторых спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол), элементарными правилами проведения соревнований.
Подводящие и имитационные упражнения: упражнения, имитирующие движения спортсменов.
Игровые задания с элементами спортивных игр: баскетбол: «Слушай сигнал», «Передал – садись», «Гонка мячей», волейбол: «Вперёд – назад», «Назад по колонне и по кругу», «Быстро из круга», футбол: «У кого больше мячей?», «Мяч соседу».
Лёгкая атлетика
Правила поведения учащихся на занятиях по лёгкой атлетике.
Ходьба и бег: ходьба с преодолением препятствий (гимнастическая скамейка, горка матов), перешагивая и наступая на них; быстрый бег парами, группами на расстоянии до 30 м.
Подвижные игры: «Поезд», «Самолёты», «Принеси предмет».
Прыжки: прыжки на месте с поворотом на 90 гр; прыжки в длину с места; прыжки в длину с разбега, толчком одной ноги и приземляясь на обе ноги (длина разбега 5 – 6 м); прыжки в высоту с прямого разбега, толчком одной ноги и приземляясь на обе ноги (высота верёвочки до 40 см);
Подвижные игры: «Поймай комара», «С кочки на кочку».
Метания: метание малого мяча или мешочка с песком на дальность; метание набивного мяча (масса 1 кг) двумя руками из- за головы на расстояние 3 – 4 м.
Подвижные игры: «Охотники и утки», «Медведь и пчёлы».
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
К концу III класса учащиеся должны знать и уметь:
Гигиенические правила при выполнении физических упражнений, правила приёма воздушных и солнечных ванн, водных процедур, уметь ими пользоваться;
Выполнять все пройденные команды для построений и перестроений, основные положения и движения рук, ног. Туловища, головы;
Выполнять комплекс утренней гимнастики;
Выполнять упражнения в бросании и ловле мяча (большого и малого) в парах;
Выполнять комплексы упражнений ритмической гимнастики;
Лазать по гимнастической стенке и перелезать через предметы одноименным способом;
Прыгать через короткую скакалку на месте на двух ногах с промежуточным прыжком;
Сохранять устойчивое положение на повышенной опоре;
Выполнять кувырок вперёд из упора присев в группировку сидя, со страховкой; передвигаться на лыжах ступающим и скользящим шагом, в медленном темпе до 800 м;
Правила поведения на занятиях лёгкой атлетикой;
Правила подвижных игр и игровых заданий с элементами спорта.
IV класс
(34 ч, 1 ч в неделю)
Формирование системы
Элементарных знаний о здоровом образе жизни
(включается во все уроки физкультуры)
Понимание ответственности каждого за своё здоровье. Правильное дыхание при длительных физических нагрузках (бег, ходьба на лыжах). Значение и важность правильного выбора пищи и регулярных физических упражнений.
Основные виды движений,
Подвижные игры и игровые упражнения (17 ч)
Ходьба: разновидности ходьбы (на носках, на пятках, прогнувшись, в полуприседе, в приседе); с высоким подниманием бедра; ходьба обычная и на носках в коридоре шириной до 30 см; с изменением направления; в разных построениях.
Бег: бег широким шагом; бег наперегонки в парах и группами; равномерный медленный бег; бег в чередовании с ходьбой (15 м – ходьба, 25 м – бег).
Подвижные игры и игровые упражнения: «Занимай свои места», «Ходьба гуськом», «Вызов номеров».
Упражнения в равновесии: ходьба по гимнастической скамейке с заданиями; ходьба по гимнастической скамейке прямо и боковыми приставными шагами с перешагиванием через предметы высотой до 25 см; повороты на скамейке направо, налево; приседание на скамейке и переход в упор присев.
Подвижные игры и игровые упражнения: «Переправа», «Через ручей», «Повернись – не упади», «Стоп».
Лазанье: на четвереньках по наклонной плоскости гимнастической скамейки, установленной под углом до 30 гр, вверх; перелезание через предметы (высота до 80 см) и лазанье по гимнастической стенке одноименным и разноименным способами; лазанье по канату произвольным способом до 1,5 – 2 м.
Подвижные игры и игровые упражнения: «Смелые верхолазы», «Не оставайся на полу», Медведь и пчёлы», «Ловля обезьян».
Прыжки: прыжки на месте; прыжки через короткую скакалку с продвижением вперёд.
Подвижные игры и игровые упражнения: «Лиса и куры», «С кочки на кочку», «Зайцы в огороде», «Удочка», эстафеты с прыжками.
Упражнения с большими мячами: подбрасывание мяча вверх и ловля его после отскока; перебрасывание мяча по кругу, вправо, влево; перебрасывание мяча в парах на расстоянии 3 – 4 м способами снизу, из - за головы, от груди, ведение мяча ударами об пол в ходьбе.
Упражнения с малыми мячами: подбрасывание мяча и ловля его одной одной рукой; отбивание мяча двумя руками, одной рукой; перебрасывание мяча друг другу на расстоянии 3 – 4 м способами снизу, из – за головы, от груди; ведение мяча ударами об пол в ходьбе.
Метания: метание малого мяча из –за головы в вертикальную цель (1 – 1м) на высоте до 3 м, с расстояния до 8 м; метание мяча и других предметов на дальность по коридору шириной до 10 м.
Подвижные игры и игровые упражнения: «Мяч по кругу», «Передача мячей», «Гонка мячей в шеренгах», «Охотники и утки».
Дифференцированная двигательная деятельность (6 ч)
Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами: положение рук к плечам, перед грудью; сгибание и разгибание рук из положения руки в стороны, вперёд, вверх, поднимание прямых ног, сгибание и разгибание их в положении сидя, лёжа; наклоны туловища вперёд с различными положениями рук вправо, влево; комплексы утренней гимнастики; упражнения с движениями рук, ног, туловища с использованием стандартного и нестандартного оборудования и инвентаря.
Пространственные ориентировки и строевые упражнения: ориентировка относительно самих учащихся и по ориентирам; перестроение из одной шеренги в две (по распоряжению учителя), в круг из колонны по одному; повороты направо, налево переступанием; смыкание и размыкание в шеренге, в колонну по одному: выполнение команд: «Шире шаг!», «Чаще шаг!», «По порядку рассчитайсь!», «На 1 – 2 – й рассчитайсь!».
Подвижные игры и игровые упражнения: «Быстро в круг!», «Слушай командира!», «Слушай сигнал!».
Элементы ритмической гимнастики: выполнение комплексов упражнений с заданным музыкальным сопровождением, включающих упражнения с движениями рук, ног, туловища, головы из положения стоя, сидя, лёжа; танцевальные упражнения; имитационные и прыжковые упражнения, упражнения на восстановление дыхания.
Элементы акробатики: из упора присев кувырком вперёд до упора присев со страховкой и без неё; стойка на лопатках из положения лёжа на спине; стойка на лопатках перекатом назад из упора присев (со страховкой); из упора присев кувырок назад до упора присев со страховкой.
Висы и упоры: упор присев; упор лёжа; упор согнувшись; в висе лёжа сгибание рук; вис согнув ноги; вис ноги врозь; вис прямые ноги вместе.
Профилактические и коррекционные упражнения: для формирования правильной осанки: стойка с грузом на голове с положением рук на поясе, вверх. В стороны, вперёд, назад; из положения лёжа на животе, руки согнуты, подбородок касается кистей, поднимать и опускать голову и плечи;
Для укрепления свода стопы: сидя на гимнастической скамейке продольно, руки на поясе, ноги прямые, сгибать и разгибать стопы; в том же положении вращать стопы вправо, влево;
Для развития координации движений: движение правой рукой вверх – вниз, сгибая её в локтевом суставе с подключением (по команде) движений левой руки в противоположном направлении; одновременное отведение правой руки в правую сторону и левой ноги в левую сторону и наоборот;
Профилактические и специальные дыхательные упражнения: стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук на грудной клетке, пальцами вперёд, отвести локти назад – вдох, наклониться вперёд со ступенчатым выдохом и толчкообразными нажимами кистей рук на рёбра с произнесением звука оо – оо – оо; имитационные упражнения с произнесением звуков на выдохе;
Для формирования тонких движений пальцев рук: любые комплексы упражнений пальчиковой гимнастики.
Лыжная подготовка: перестроение из шеренги в колонну; повороты на месте вокруг носков лыж; передвижение ступающим и скользящим шагом по учебной лыжне; спуск с пологого склона и подъём на склон наискось и прямо «лесенкой»; передвижение в медленном темпе до 1 км.
Подвижные игры и игровые упражнения: «Быстрый лыжник», «Лыжная эстафета», «Кто быстрее», «Живой конвейер».
Элементы спортивной деятельности (5 ч)
Лёгкая атлетика (6 ч)
Сведения о спорте. Понимание спортивных терминов, использование их в речи (виды спорта, спортивные площадки, спортсмены).
Знание и выполнение элементарных правил некоторых спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол), знание элементарных правил проведения соревнований.
Игровые задания с элементами спортивных игр: баскетбол: «Быстрая передача»», «Мяч ловцу», «Мяч в корзину»; волейбол: «Точный пас», «Вверх – вниз», «Навстречу через сетку»; футбол: «Мяч в сетку», «Послушный мяч», «Порази цель».
Лёгкая атлетика
Ходьба и бег: ходьба с замедлением и ускорением; ходьба крадучись с высоким подниманием бедра, на носках; высокий старт; бег на 30 м на скорость в парах; бег в умеренном темпе до 3 мин, в сочетании с ходьбой до 5 мин.
Подвижные игры: «Мышеловка», «Мы весёлые ребята», «Поезд».
Прыжки: прыжки на месте на обеих ногах с поворотом на обеих ногах с поворотом на 90 гр и 180гр; прыжки ноги скрестно, ноги врозь; прыжки в длину с места на результат; прыжки в длину с разбега (6 – 7м); прыжки в высоту с места и с прямого разбега с мягким приземлением.
Метания: метания с песком на дальность правой и левой рукой на результат способом из- за головы; метание набивного мяча из - за головы (масса 1кг) на расстояние 5 – 6 м.
Подвижные игры: «Брось флажок», «Мяч водящему», «Охотники и зайцы».
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
К концу IV класса учащиеся должны знать и уметь:
Знать правила безопасности при выполнении физических упражнений;
Выполнять пройденные команды на построения и перестроения;
Выполнять комплекс утренней гимнастики;
Выполнять упражнения в бросании и ловле малого мяча одной рукой; в отбивании и ведении большого мяча;
Выполнять комплексы упражнений ритмической гимнастики;
Лазать по гимнастической стенке и перелезать через предметы одноименным и разноименным способами; по канату произвольным способом на высоту до 1,5 м;
Прыгать через короткую скакалку с продвижение вперёд;
Выполнять со страховкой стойку на лопатках перекатом назад из упора присев до упора присев;
Передвигаться на лыжах в медленном темпе до 1км (без учёта времени);
Пробегать дистанцию 30 м на результат; выполнять прыжок в длину с места на результат; метать на дальность правой и левой рукой на результат.
15