Методическая разработка: Особенности эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства


Особенности эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства
Декоративное рисование
Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции. Знакомя детей с произведениями декоративного искусства различных областей и народностей нашей страны, педагог должен воспитывать в ребятах любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту. Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Перед педагогом, обучающим детей декоративному рисованию, стоят следующие задачи:
-развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах;
-развивать чувства цвета;
-развивать способности размечать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своем творчестве;
-совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и карандашом.
Обучая детей декоративному рисованию, педагог должен развивать у них умение видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы. Ребенок должен почувствовать и понять, как в зависимости от назначения и формы предмета изменяется украшающий его орнамент. Отсюда он познает значение, целесообразность оформления, связь формы и содержания. Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать.
В декоративном рисовании развитие чувства цвета выделяется как важная задача. Цвет в расписном орнаменте тесно связан с композицией, в узоре они неотделимы друг от друга. Овладеть всеми возможностями цветовых сочетаний дети дошкольного возраста, естественно, не могут, хотя чувство цвета начинает развиваться еще в преддошкольном возрасте. Задача использования цвета в декоративном рисовании усложняется в каждой группе, начиная с наиболее ярких, контрастных сочетаний и кончая оттенками теплых и холодных цветов в разных сочетаниях. Осуществление этих задач можно начать тогда, когда дети овладеют рисованием простейших изобразительных форм, так как потом потребуется концентрация внимания ребят на новой задаче - расположении этих форм в определенном порядке для получения узора. Первоначальные изобразительные навыки дети приобретают в первой и второй младших группах, причем некоторые задания во второй младшей группе носят декоративный характер( украсить края платочка полосками). Но основная цель такого занятия - не создания узора, а закрепления умений проводить прямые линии в разных направлениях.
Продолжать знакомить с изделиями народного искусства, закреплять и углублять знание народного декоративного искусства – дымковской, филимоновской игрушек и их росписи; предлагать детям создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомя с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваясь большого разнообразия используемых элементов, тщательности исполнения. Продолжить знакомство детей с городецской росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правело, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки и др. Познакомить с росписью Полхов – Майдана. Включать городецкую и полхов - майданскую роспись в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этой росписи.
Учить составлять узоры по мотивам городецской, жостовской, гжельской росписи : знакомить с характерными ее элементами ( бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки), создавать узоры на листах бумаги, по форме соответствующей форме народного изделия ( поднос, солонка, чашка, розетка и др. ). Для развития творчества в декоративной деятельности использовать декоративные ткани. Представлять детям бумагу в форме частей одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и др.) , предметов быта ( салфетка, полотенце). Учить располагать узор ритмично.
Декоративная лепка
Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народно прикладным искусством, разными его видами, в том числе лепкой декоративной пластикой народных умельцев.
Красивые, обобщенные формы птиц, животных с условной яркой росписью ангобом и глазурью, радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют кругозор и фантазию. Ребятам нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Они охотно рассматривают простые, а порой и замысловатые формы солонок, кружек и других изделий, с интересом знакомятся с декоративными пластиками. Дети старшего дошкольного возраста могут сами создать интересные изделия, используя их в играх или как настенные украшения, сувениры для взрослых и своих товарищей.
Декоративная лепка учит детей работать творчески: предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка и в процессе работы следовать ему, решать условно форму предмета и росписи. Например, солонка изображается в виде цветка, крылья птицы или жука могут быть расписаны растительным или геометрическим орнаментом. Декоративная лепка учит детей работать с инструментом, некоторые украшения можно наносить специальными печатками в виде трубочек, квадратиков, треугольников и др. В качестве таких печаток можно использовать гвозди, винты со шляпками разной формы. Работа над лепным орнаментом развивает мелкие мышцы кисти руки ребенка, учит работать кончиками пальцев, делать их более гибкими и чувствительными к форме.
Содержание к декоративной лепке могут быть сосуды, бусы, настенные и настольные пластинки. В старшей группе можно делать задание - изобразить сосуды, бусы, а детям шести лет предложить все виды декоративной лепки, расширяя способы выполнения. Так в старшей группе дети учатся лепить сосуды путем выдавливания, оттягивания или прищипывания краев, а также ленточным способом, когда ко дну сосуда прикрепляется стенка в виде лентообразной формы.
Декоративная аппликация
Среди многообразных видов народного орнамента наиболее доступным для восприятия и изображения детьми дошкольного возраста является аппликация - древнейший способ художественного оформления изделий из войлока кожи, меха, сукна, бересты, бумаги. Содержание орнаментов народные художники черпают из окружающей жизни. В орнаментах изменяются реальные формы образов, их пропорций, нарушается естественное соотношение размеров, узоры наделяются сочным цветом, трепетом жизни, они по своему реальны. Народные мастера хорошо знали о воздействии цвета на зрение и психику людей. С тем или иным цветом в сознании человека нередко ассоциируются определенные явления, конкретные настроения и переживания. Предпочтение отдается красному материалу, с которым связывается, представление о радости, веселье, торжестве и счастья, вызывает в нашем сознании радостные ассоциации с солнцем, и с источником всего живого на земле. Разновидности аппликации в народном декоративном творчестве обусловлены особенностями использования природного материала, техники скрепления частей изображения с поверхностью украшаемого предмета, а приемов создания элементов узора. В развитии искусства разных народов исторически определились направление в использовании аппликаций в художественном оформлении изделий из мягких, твердых материалов и из бумаги. Во взаимосвязи занятий по аппликации и рисования важно, что содержание одного из них является подготовкой для успешной работы ребят над другим. Для передачи форм изделий в аппликациях используются приемы как симметричные, так и силуэтные вырезания. Выбор их определяется особенностями конфигураций узора, его строением и уравновешенностью частей орнамента. От этого зависит и подбор заготовок бумаги. Начинать работу надо с создания контура изделия, имеющее симметричное строение.