Урок по русскому языку на тему:«Обобщение знаний о правописании корневых орфограмм, требующих подбора однокоренных слов для проверки орфограммы в корне( 3 класс) ( 2 класс)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ «ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О ПРАВОПИСАНИИ КОРНЕВЫХ ОРФОГРАММ, ТРЕБУЮЩИХ ПОДБОРА ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ОРФОГРАММЫ В КОРНЕ» (УМК « ШКОЛА РОССИИ»,3 КЛАСС)
Мурзина Елена Николаевна
МБОУ «Борисовская основная общеобразовательная школа № 4»
учитель начальных классов
Тип урока: Обобщения и систематизации знаний.
Цель: Создать ситуацию, помогающую на основе учебного исследования подвести учеников к осознанию связей между изученными корневыми орфограммами их обобщение и систематизация самими учащимися.
Задачи: Предметные: сформировать умения находить орфограммы в корне слова, подбирать однокоренные проверочные слова.
Метапредметные:
В сфере личностных УУД: развивать познавательный интерес к наблюдениям за словом, способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.
В сфере регулятивных УУД: осознавать и принимать учебную задачу, планировать и выполнять действия для её решения.
В сфере познавательных УУД: освоить навыки правописания корня на основе сопоставления трёх правил, формировать умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации.
В сфере коммуникативных УУД: участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, формировать умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем.
Оборудование: учебник «Русский язык». 3 класс, ч.1 (авторы Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова), карточки с заданиями, сигнальные карточки, опросный лист «Рефлексия урока», компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
I.Включение в учебную деятельность. Организация внимания всех учащихся, настрой на работу.
Учитель: Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы: «Каждый день жизнь прибавляет нам частицу мудрости». Как вы ее понимаете? Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Я надеюсь, что сегодня каждый из вас сможет поделиться с остальными богатством из своих сундучков.
ІІ. Введение в тему. Актуализация знаний.
На доске записано предложение. В городке стоит грустная зима.
Учитель: Прочитайте запись. Что можете сказать о предложении? Какие задания можете предложить к этому предложению?
Дети: Разобрать по членам предложения. Определить части речи. Поставить в словах ударения. Разделить слова на слоги и т. д.
Учитель: Молодцы! Видите сколько знаний вы достали из своих сундучков!
Запишите предложение в тетрадь, поставьте в словах ударения, подчеркните орфограммы и выделите корень. (Ученик, который первым справился с работой в тетради, выходит к доске и выполняет данное задание). Класс оценивает работу с помощью сигнальных карточек.
Учитель: Что интересное подметили? (В случае затруднения задать наводящие вопросы: какие орфограммы встретились в словах? В какой части слова находятся эти орфограммы?)
ІІІ. Постановка проблемы.
Учитель: Какие орфографические правила мы должны знать, чтобы правильно писать корень слова?
Дети: Это правила о безударных гласных, о непроизносимых согласных, об однокоренных словах, о написании парных согласных.
Учитель: Да, мы умеем уже проверять и безударные гласные, и сомнительные согласные. А что ещё осталось нам непонятным по этой теме? (При затруднении задать вопрос: Есть ли между этими орфограммами взаимосвязь?) Нельзя ли попробовать сформулировать общее правило для всех трех случаев?
Дети: Нельзя, потому что это разные правила.
-А я думаю что можно, потому что все правила связаны с корнем слова.
Учитель: Сегодня на уроке мы и выведем общее правило для слов с безударными гласными, парными согласными и непроизносимыми согласными.
IV. Повторение раннее изученного материала. Поиск решения.
Учитель: Прочитайте слова (на доске запись: рыбка, солнце, звездный, лесник, сказка, тянули, зуб, вестник, грибник). Подумайте, как можно их разбить на три группы по существенным признакам? Дети обсуждают различные варианты (Можно распределить слова по орфограммам или по частям речи). Приходят к выводу, что первый вариант более удачный на сегодняшнем уроке. У доски работают три ученика. Прове
·рка.
рыбка солнце лесник
сказка звездный тянули
зуб вестник грибник
Учитель: Вернемся к словам каждого столбика. Что их объединяет? Устно проверим и подберем проверочные слова. Сравните три правила. Что интересное заметили?
Дети: В каждом правиле нужно подобрать проверочное однокоренное слово.
- Все орфограммы проверяются одним способом, с помощью однокоренных слов.
- Чтобы проверить орфограммы, нужно придумать однокоренные проверочные слова.
Учитель: Молодцы. Вы самостоятельно смогли сформулировать общее правило для трех случаев проверки орфограмм в корне слова. А сейчас рассмотрим таблицу и расскажем, как же можно проверить корень в слове (используется презентация). 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
А теперь проверим вашу орфографическую зоркость.
V. Работа с орфограммами. Закрепление изученного.
Учитель: Дети, скажите, кому нужна зоркость? (Лётчику, моряку, ястребу).
Но оказывается, зоркими бывают не только глаза, но и ум. Он помогает глазу увидеть трудные места в словах. Про тех, кто видит трудные места в словах говорят, что они обладают орфографической зоркостью.
Работа в парах. Учитель раздаёт детям карточки, дети вставляют пропущенную орфограмму, устно подбирают однокоренное проверочное слово и записывают правильный вариант в тетрадь. 1 вариант записывают слова с безударными гласными, а 2 вариант с непроизносимыми и парными согласными. (Всёлый, джди, скака, лока, месный, капусный, позний, длёкий). Обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга.
Исправьте ошибки в тексте. Учитель показывает на слайдах предложения, нужно найти ошибки и прокомментировать, как правильно написать данные слова.
На дваре морос. Выпал пушистый снек. Саша надел теплую шупку и миховую шабку. Он бежит на прут. Там много ребяд. Зина и Яша играют в снижки. Весило и радосно зимой. (Взаимопроверка осуществляется с помощью сигнальных карточек и презентации)
V. Работа в группе. Разноуровневые задания.
1 группа. Записать слова в три столбика по виду орфограммы.
Мышка, лиса, травка, солнце, нора, грустный, лапка, известный, зима.
2 группа. Записать слова в три столбика по виду орфограммы, вставляя пропущенные буквы. Мы__ка, л__са, тра__ка, со__нце, н__ра, грус__ный, ла(б/п)ка, извес__ный, з__ма.
3 группа. Запишите слова и словосочетания, исправляя допущенные в них ошибки. Зимняя пара, халодное сонце, марозный день, сияет снек, на серце хорашо и радосно.
4 группа. Составьте текст из предложенных слов, исправляя допущенные в нём орфографические ошибки.
чудесная Наступила пара зимняя. светит Ярко сонце халодное. В день марозный снек сияет блёстками цветными. серце На хорашо и радосно.
Дополнительное задание: Озаглавьте текст. Запишите название. Подчеркните главные члены предложения в первом предложении. Представители от групп озвучивают результаты работы. Правильный вариант высвечивается на слайдах.
VІІІ. Рефлексия. Сегодня вы хорошо потрудились, а мне бы хотелось узнать, что нового каждый из вас добавил в свой «сундучок знаний»? Какие знания из наших «сундучков» помогли открыть новое? Где можно применять наши знания? Давайте оценим свои знания по этой теме. Для этого предлагаю вам 3 вопроса, которые у вас записаны. Если вы уверены, то поставьте ! знак в первых клетках. Если сомневаетесь, то поставьте ? знак. Ну, а если вы ничего не знаете, то поставьте точку.
Опросный лист:
- я знаю правила орфографии - я умею применять правила
- я умею объяснять, почему я применяю это правило
IX. Домашнее задание: На дом я предлагаю вам 3 задания. Вы сами выберите то задание, которое вам хотелось бы выполнить.1. Задание: вставь пропущенные буквы и запиши рядом, если можно проверить, проверочное слово. Х . лодный, м . ро., сн . жинки, ле. , ле . кий, сне . , сугро . , поб . лело, п . года. 2. Задание: используя данные слова, составьте текст на тему «Зимушка-зима». 3. Задание: из учебника чтения приготовить текст с ошибками на следующий урок.
15