Урок русского языка для 2 класса по теме «Орфограммы в корне слова»
Методическая разработка урока
по русскому языку во 2 классе
Агеева Светлана Николаевна
учитель начальных классов
МКОУ «СОШ №2» г. Кирова Калужской области
Визитная карточка урока
Тема урока: Орфограммы в корне слова.
Тип урока - обобщения и систематизации знаний
Цель урока1. Закрепить способы проверки орфограмм корня.2. Решать орфографические задачи в написании корня слова.
Формы и методы:Работа в группах, самостоятельная работа, фронтальный опрос, коллективная работа. Использование ОЭИР Использование презентации «Орфограммы корня»
Планируемые результатыЛичностные: познавательный интерес к наблюдениям за словом, удовлетворение от осознания своих достижений.Регулятивные: осознавать и принимать учебную задачу, планировать и выполнять действия для её решения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей и чужой деятельности.Познавательные: выполнять учебные действия, работая с дидактическим материалом, наблюдать за использованием средств языка, анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать изученные тайны нашего языка.Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, слушать мнения других, с пониманием относиться к затруднениям и ошибкам одноклассников, стремиться к оказанию помощи, соблюдать правила речевого поведения.
Задания-измерителиСписывание с объяснением, составление обобщающей схемы, отгадывание загадок, дописывание слов в рифму, исправление ошибок текста
Ход урока.
Организационный момент.
Весело звенит звонок.
Начинаем наш урок.
2.Актуализация знаний.
-Отгадайте загадку:
Тройка быстро прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица-
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом-
Всё покрылось серебром. (Зима)
Чтение стихотворений о зиме подготовленными учениками
1 ученик
Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи!
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа,
Белоснежная лебёдка,
Здравствуй, Матушка-зима!..
Ты у нас краса и слава,
Наша сила и казна,
Наша бодрая забава,
Молодецкая зима! ( Пётр Вяземский)
2 ученик
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль,
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль. (Сергей Есенин)
3. Чистописание:
-Сегодня по чистописанию мы будем писать букву, которая есть в слове «ЗИМА». Будьте внимательны и догадайтесь, какая это буква.
- Эта буква гласная, безударная. ( «И»).
-Буква «И» спряталась в снежный ком.
-Для чего мы пишем элементы по чистописанию? ( Чтобы писать быстро, правильно и красиво.)
4.Работа над словом и закреплением правила правописания парных согласных в конце слова.
- Слово «ЗИМА» как магнитом притягивает к себе другие слова. Вспомните и назовите их. (снег, снеговик, сосульки, мороз, холод и т. д.)
- Отгадайте загадки и напишите отгадки.
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша: толстое стекло. (Лёд)
Какой мастер на стёкла нанёс
И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)
В новой стене, в круглом окне
Днём стекло разбито, за ночь вставлено. (Прорубь)
- Что общего в этих словах? (Они связаны с зимой, они отвечают на вопрос «ЧТО?», они существительные, они на правописание парных согласных в конце слова)
Вывод с опорой на таблицу (правило правописания парных согласных).
Парные согласные в корне
Лексическая работа над новыми словами.
- Отгадайте ещё одну загадку:
Серебристой бахромой
На ветвях висит зимой.
А весною на весу
Превращается в росу. (Иней)
Рисунок вывешивается на доске.
- Запишите это слово, поставьте в нём ударение, подчеркните букву «Е» и запомните, как это слово пишется.
Иней-это тонкий слой ледяных кристаллов.
- В русском языке есть слово очень близкое по значению к слову «ИНЕЙ». Это слово «ИЗМОРОЗЬ».
Рисунок вывешивается на доске.
Изморозь – это тонкий слой ледяных кристаллов.
- Запишите это слово и запомните как оно пишется. Какое слово «спряталось» в слове «ИЗМОРОЗЬ»? (мороз)
- В русском языке есть ещё одно слово, которое начинается на букву «И» и очень похоже по произношению со словом «ИЗМОРЗЬ». Это слово «ИЗМОРОСЬ», которое обозначает мелкий, моросящий дождь.
Рисунок вывешивается на доске.
5.Словарная работа.
- Отгадайте следующую загадку:
Покружились в воздухе
Звёздочки немножко,
Сели и растаяли
На моей ладошке. (Снежинки)
- У вас на парте лежат снежинки, вырезанные из бумаги, а в них написаны слова.
-Какие это слова? (словарные)
-Вставьте в словарных словах пропущенную букву.
Работа по группам:
1 группа:
- Придумайте со словом «СНЕЖИНКИ» предложение.
Например:
На землю падают пушистые снежинки.
-Запишите его.
-Подчеркните главные члены предложения.
2 группа:
Разделите слово «снежинки» на слоги, подчеркните гласные буквы.
6. Физминутка «Белый пух»Снежный пух Все-все-все в пуху вокруг! (плавные движения руками перед собой, вверх, вниз) Пух на шапках, Пух на губках, (коснулись пальчиками губ) Пух на бровках, (бровей) Пух на шубках, (погладили себе плечи) Пух посыпал лоб и нос… (дотронулись до носиков и лбов) Кто так сделал?.. (Дед Мороз) (хлопки в ладоши)
7. Работа с текстом.
- Отгадайте следующую загадку:
Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода
Прямо с севера сюда. (Снегирь)
Вывешивается картинка с изображением снегиря.
- У вас на парте есть текст. Прочитайте и подумайте, как его можно озаглавить. (Снегирь)
Работа в группах.
1 группа:
Списать текст, вставит пропущенные буквы, придумать продолжение рассказа.
Наступили х__лодные деньки. Вместе со снегом в наших кр__ях появились зимние гости – снегири. Летом они живут на севере, а зимой их можно увидеть на л__сной опушке или около своего дома на дер__ве.
2 группа:
Списать текст, вставить пропущенные буквы, устно подобрать проверочные слова.
Чтение текста вслух одним из учеников.
- Расскажите, что вы узнали о снегире из текста?
- Вставьте пропущенные буквы в словах и подумайте, на какое они правило. (безударные гласные).
Проверка: холодные – холод,
краях - край,
лесной – лес,
дереве – деревья,
голове – головы,
места – место.
Вывод: Правило о правописании безударных гласных с опорой на таблицу.
Безударные гласные в корне
8. Творческая работа в парах
Один ученик сочиняет рассказ о зиме, а второй рисует иллюстрацию к рисунку. Проверка: Чтение рассказов (по желанию) и выставка рисунков о зиме.
9. Итог урока.
-Какие правила мы повторили на уроке?
- С какими новыми словами познакомились на уроке?
- Что запомнилось и понравилось на уроке?