Урок комплексного применения знаний по русскому языку в 3 «Д» и в 8 «Е» классах по теме «Орфограммы в корне»


Урок комплексного применения знаний по русскому языку в
3 «Д» и в 8 «Е» классах по теме «Орфограммы в корне»
Учителя: Храмова Елена Владимировна, Генералова Ольга Вячеславовна
Цель урока: способствовать более прочному и осознанному усвоению понятий по темам «Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением», «Правописание безударных гласных в корне слова, не проверяемых ударением», «Правописание сомнительных согласных в корне слова», «Правописание непроизносимых согласных в корне слова», «Чередование гласных в корне слова», продолжать работу по развитию орфографической зоркости и слуха, продолжать развивать умения работать в группах, совершенствовать умения в оформлении письменных работ и отработки каллиграфического навыка, развивать речь, творческое мышление учащихся, вырабатывать умение самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
Цель урока будет достигаться путем решения ряда задач по формированию универсальных учебных действий.
Задачи урока:
В сфере личностных УУД:
Формировать учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;
Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;
Воспитывать интерес к изучению русского языка.
В сфере регулятивных УУД:
Научить принимать и сохранять учебную задачу;
Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.
В сфере познавательных УУД:
Научить детей применять ранее полученные знания для выполнения учебных заданий;
Развивать речевые навыки при устных высказываниях;
Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.
В сфере коммуникативных УУД:
Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;
Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.
Формировать разновозрастные отношения.
Оборудование:
Пакет для самостоятельной работы в группах по теме урока.
Презентация по теме урока.
Костюмы и реквизиты для героев
Форма работы: групповая
№ Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный
(2 минуты) Проверяем готовность класса к уроку.
Обращаем внимание на «лист достижений», в котором ребята самостоятельно будут отмечать свои успехи.
Проговариваются этапы урока.
Для детей на доске:
Определение темы урока.
Секрет
Работа в группах.
Физкультминутка.
Презентация работ.
Подведение итогов. Наводят порядок на партах, проверяют всё необходимое.
2. Определение темы и цели урока
(5 минуты) На доске слова ЖЁЛУ…Ь, ПРАЗ…НИК, К…ПУСТА, МОЛ…КО.
-Вставьте пропущенные буквы. Какие звуки, гласные или согласные, обозначают эти буквы? Назовите орфограммы, на которые мы должны обратить внимание при написании этих слов.
-В какой морфеме пропущены буквы?
-Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Это новый для вас материал?
Какие же цели мы поставим перед собой на этом уроке? (кластер) Дети вставляют пропущенные буквы, называют орфограммы, формулируют тему урока: «Повторение и обобщение знаний по теме «Орфограммы в корне слова»
Повторить правила правописания корневых орфограмм (перечисляют орфограммы), развитие речи, развитие каллиграфического навыка.
3. Проблемная ситуация Под музыку в класс неожиданно входят герои сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» Элли, Железный Дровосек, Страшила и Лев (учащиеся 8 класса).
-Здравствуйте, ребята! Вы нас узнали? Я – Элли, я – Железный Дровосек, я – Страшила, я – Лев. Из какой мы сказки? (если учащиеся 3 класса затрудняются назвать втора или название сказки, герои сами называют). Мы идём к Волшебнику Гудвину. Дорога из жёлтого кирпича привела нас к вам. А знаете ли вы, зачем мы идём к Гудвину?
Преодолев множество препятствий, мы уже видим купола башен Изумрудного города. Мы несём письма Волшебнику Гудвину с просьбами исполнить наши желания.
Появляется злая волшебница Гингема с песней.
-Вот я вас и догнала! Ничего у вас не получится! (начинает колдовать). Ну-ну! Идите-идите! Скатертью дорожка!
(убегает)
Появляется Гудвин со свитой. Герои обращаются к нему.
- Великий и ужасный Гудвин! Мы просим тебя исполнить наши желания. О них мы написали в письмах (зачитывают письма).
Гудвин передаёт письма учителю русского языка 8 класса.
-Пусть великая волшебница русского языка прочтёт эти письма!
Учитель читает письма и возмущается:
-Как можно так безграмотно писать! Великий Гудвин, в этих письмах очень много ошибок. Скорее всего без злого колдовства тут не обошлось. В каждом письме ошибки на определённую орфограмму. Необходимо исправить ошибки и объяснить их, иначе невозможно будет исполнить желания друзей.
Гудвин:
-Итак, вы слышали, о чём просит вас великая волшебница! Исправьте ошибки и принесите доказательства вашей правоты, а письма перепишите заново! Даю вам на это четверть часа. Оставляю вам своих помощников (уходят).
Герои:
-Так вот оно – колдовство Гингемы! А вы ребята поможете нам?
Учитель предлагает героям распределиться по командам вместе с помощниками, воспользоваться пакетом с заданиями для оформления правил.
Ответы детей.
4. Распределение ролей в группах.
Работа в группах. (15 минут) Учитель:
-Чтобы помочь нашим героям, необходимо действовать быстро и слаженно. Прочитайте вместе письмо, определите, на какую орфограмму допущены ошибки, исправьте их. В пакетах у вас есть правила, но Гингема, видимо и тут постаралась: правила рассыпались и перемешались. Выберите нужное, наклейте на лист бумаги. Когда вы исправите все ошибки, запишите слова, в которых были допущены ошибки, в тетради, запишите проверочные слова, а герои перепишут письмо без ошибок на лист бумаги. Распределите, кто какую работу будет выполнять в группе. Подготовьте ответ по плану:
1. Назовите орфограмму.
2. сформулируйте правило, оформленное на листе.
3. назовите слова +проверочные (если это необходимо)
4. предъявите переписанное письмо.
Дети распределяют роли и выполняют работу в группах.
5. Физкультминутка
(1 минута) Проводят герои. Дети выполняют упражнения.
6. Презентация работ Гудвин вместе со свитой и учителем русского языка 8 класса проверяют работы, заслушивают правила, опрашивают другие команды.
Учитель 8 класса:
-Ребята, объясните написание слов с вопросительным знаком (старшеклассники объясняют написание слов с чередующимися гласными).
Гудвин хвалит детей за работу и вручает героям коробочки, где лежат их желания. Герои благодарят за помощь. Все уходят, исполняя песню.
Гингема:
-Как у вас всё здорово получилось! Мне так понравилась ваша работа. Возьмите меня с собой, я тоже хочу поучиться у великой волшебницы русского языка! Ответы детей
7. Рефлексия урока
(5 минут) Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Все ли цели достигнуты? Что не удалось? Понравился ли вам урок? Оцените каждый свою работу (оценочный лист) по критериям: настроение, моя работа в группе, достижение целей урока, обобщение знаний по русскому языку. Ответы учащихся, заполнение оценочного листа.
9. Итог урока
(1 минута) Оглашение результатов работы групп. Выявление самой активной группы и группы.
Приложение 1.
Письмо Элли.
Дарагой Гудвин!
Прашу тебя исполнить маё желание. Я хачу вернуться дамой в Канзас, где я выр?сла, со сваим другом Тотошкой!
Письмо Льва.
Виликий Гудвин!
Исполни моё жилание. Я труслив, как заиц, а хочу быть смелым, как мидведь. Дай мне, пожалуйста, смелости. Разриши мне остаться в твоей валшебной стране. Заранее спосибо! Г?рю от нетерпения стать храбрым!
Письмо Железного Дровосека.
Здраствуй, Ужастный Гудвин!
Я преодолел много опастностей, помог моим прелесным друзьям дойти до тебя. Я чуствую себя счасливым. Но для полного счастья мне не хватает серца. Прошу, помоги! Хочу просыпаться на з?ре влюблённым!
Письмо Страшилы.
Блиский и далёкий Гудвин!
Я был пугалом, которое охраняло огорот. Мой хозяин нарисовал мне глас – и я могу видеть. Потом мне нарисовали ноз – я могу чувствовать запахи. Потом мне нарисовали рот – и я могу говорить. Но никто не вл?жил в мою голову мозк. У меня к тебе прозьба – дай мне ума. Твой верный друк Страшила.
Оценочный лист
№ Критерий оценка
1 Настроение 2 Моя работа в группе 3 Знания по русскому языку 4 Достигнуты ли цели урока Подготовьте ответ по плану:
1. Назовите орфограмму.
2. Сформулируйте правило, оформленное на листе.
3. Назовите слова +проверочные (если это необходимо)
4. Предъявите переписанное письмо.
План работы:
Прочитайте письмо.
Определите, на какую орфограмму сделаны ошибки.
Составьте из набора слов в конверте правило. Приклейте эти слова на лист бумаги.
Подберите к словам проверочные, запишите их в тетрадь, выделите орфограмму.
Перепишите письмо на новый лист без ошибок.
Обратите внимание на слово с вопросительным знаком. Сформулируйте правило, которое объясняет пропущенную букву.
Подготовьте ответ по плану.