Пути и средства, повышающие качество знаний учащихся начальных классов
ПУТИ И СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Учитель – один из главных людей в жизни каждого человека и государства в целом. Для первоклассника, пришедшего в школу из маленького и уютного мирка его семьи, учитель – это целая планета, полная тайн и загадок. Не на этой ли планете жил Маленький принц? В книге Антуана де Сент-Экзюпери «Планета людей» есть слова: «Слишком много в мире людей, которым никто не помог пробудиться». Учитель – вот человек, который будит сознание, дремлющие способности и таланты. Он проносит маленьких обитателей своей планеты через тьму неизвестности, искорками своего сердца разжигая их крошечные сердца. А чтобы зажигать других, надо уметь гореть самому. Таких людей называют творческими, они не могут останавливаться на достигнутом, они в постоянном поиске нового, более совершенного. Такие педагоги стремятся дать своим ученикам не только знания, но и уроки жизни, предупредить от ошибок, наставить на правильный путь. Учитель – это личность, которая помогает раскрыть себя другим и самореализоваться. Л.Н. Толстой писал: «Если ученик в школе не научится сам творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать других».
Суть педагогического кредо учителя начальных классов состоит в трёх заповедях: непрерывный поиск наиболее эффективных способов работы; сотрудничество с детьми и их родителями; работа с каждым ребёнком как с личностью и создание для каждого на уроке комфорта.
Опыт работы учителя не складывается стихийно, а является результатом деятельности работы - обдумывания и оценки своих действий, итогом самоконтроля, самокритики. Современный учитель должен умело применять в своей работе новые психолого - педагогические, методические технологии, использовать опыт учителей - новаторов, пользоваться вариативными методиками. Л. Н. Толстой писал: "Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику".
Я убеждена, что каждый урок должен приносить детям не только знания, но и радость познания, общения, уверенность в себе. Учитель, если он настоящий учитель, должен сказать себе: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих душ и сей знания не только в памяти своих учеников, но и в их душах и сердцах».
Каждый новый набор первоклашек – это новая страница своей книги, которую учитель начальных классов пишет на протяжении всей педагогической деятельности. И каждый учитель стремиться написать её так, чтобы читателю было интересно. А для этого надо иметь свой взгляд на видение проблемы, описываемой в своём труде, т.е. выработать, пережить свою систему, свой уклад в педагогике. И если учитель знает о своих неудачах и успехах, то ему легче составить план своей работы и следовать по нему, дополняя каждый год его новым, современным, интересным и актуальным в настоящее время. Другими словами, мы должны осознанно выбрать тему по самообразованию и по ней работать. Работать и не складывать наработанное в стол, а использовать год за годом, урок за уроком.
Мне всегда хотелось сделать так, чтобы мои уроки были интересными и захватывающими, чтобы ученики с желанием приходили в школу, чтобы им было легко и комфортно. Моя мечта: «Создать школу радости для детей, в которой бы не было слёз, обид и огорчений». Такая школа не должна ограничиваться только уроками. Дети в школе должны общаться, учиться дружить, сопереживать друг другу, радоваться счастливой поре детства. Поэтому для меня процесс обучения и воспитания однозначно важны. Рассмотрим вначале учебную работу.
Пути и средства повышения качества знаний учащихся.
Так получается, что учитель начальных классов является учителем разных предметов. В чём-то здесь есть свои плюсы и минусы. Но мне кажется, что именно в начальной школе у детей закладывается такой фундамент, где нет различных прослоек, здесь все предметы главные, близкие и часто знания, полученные на одном уроке используются или дополняются на другом.
Попробую объяснить значимость каждого предмета, выделить главную проблему каждого из них и рассказать о путях их решения в своей практике.
Последние годы я работала над темой «Пути и средства повышения качества знаний учащихся». В частности были рассмотрены наиболее эффективные методы и приёмы активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках и внеклассных занятиях. Обобщая свою работу, моё выступление было заслушано на ШМО и РМО учителей начальных классов. Для того чтобы что- то новое и полезное применять на своих уроках, я наметила свой путь решения этой проблемы, по которому работала на протяжении всего набора, т.е. четыре года.
Изучение психолого-возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.
Изучение вопроса преемственности как обеспечения непрерывного образования с учётом самооценки данного возраста:
а) детский сад – начальная школа;
б) начальная школа – пятый класс.
3.Совершенствование навыков техники чтения – залог успешного обучения.
4.Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка.
5. Развитие устных вычислительных навыков. Работа над заданиями творческого характера.
1Изучение психолого-возрастных особенностей детей младшего школьного возраста
Первый год обучения в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребёнок в дальнейшем. Первый класс - серьёзное испытание, как для ребёнка, так и для родителей. Многие родители считают, что подготовить ребёнка к школе - значит научить его читать, писать, считать. Однако полезнее будет, если родители подготовят своего ребёнка к жизни в коллективе, научат считаться с интересами окружающих людей, подробнее узнают о возрастных особенностях детей этого возраста. Об этом учитель должен беседовать с родителями на первых родительских собраниях.
Учитель может и должен проводить педагогическую диагностику, которая не сводится только к проверке у детей знаний, умений и навыков, но также необходимо определить сформированность предпосылок к овладению грамотой и математикой, т. е. тех компонентов, которые составляют основу этих предметов. Причём такую диагностику должен осуществлять именно учитель и использовать данные, полученные в процессе её проведения, для осуществления индивидуально - дифференцированного подхода к детям при обучении в первом классе.
Каждый год в сентябре я в своём классе провожу диагностику первоначальных знаний, умений и навыков детей, уровня развития основных психических процессов, определяю преобладающий вид учебной мотивации (Тест К.Йерасика, Проективная методика С.Панченко «Школа зверей», Методика исследования мотивации первоклассников Т.А.Нежновой «Беседа о школе».) По итогам диагностики планирую свою работу, систематизирую игровые задания по каждой теме, подбираю задания развивающего характера - всё это залог успешного обучения первоклассников.
Результат работы по развитию основных психических процессов, развитию благоприятных условий для сотрудничества в классе, развитию учебной мотивации процессов следующее:
Результаты диагностики
Развитие психических процессов Личностные взаимоотношения
(агрессия) Наличие игровой мотивации
Начало года 18% 42% 17%
Конец года 57% 28% 0%
На уроках, в перемены стараюсь заинтересовать ребят, познакомить со школьными правилами. Для этого в перемены играем с детьми в подвижные игры, способствующие развитию у ребят чувства дружбы, ответственности. Опираясь на вышесказанное, я разработала модель деятельности учителя в первом классе, которая включает в себя диагностическое исследование первоклассников, цикл бесед для родителей, уроки и внеклассные занятия в игровой форме, а так же систему уроков математики в виде коррекционно-развивающих занятий. Данная система была одобрена кафедрой начальных классов НИРО. Этой системой пользуются учителя нашей школы при работе в первом классе. Такая модель деятельности учителя является одной из составных частей программы "Психолого - педагогического сопровождения учащихся на разных ступенях обучения", над которой работала наша школа. В настоящее время я работаю над созданием системы внеклассных мероприятий для учащихся во второй половине дня. Разработаны и апробируются комплексы подвижных игр, упражнения на развитие внимания, памяти, мышления. Эти упражнения должны сыграть свою роль при подготовке детей к участию в конкурсах, олимпиадах, помочь при решении нестандартных заданий.
2. Преемственность - обеспечение непрерывного образования
Психологи на протяжении многих лет занимаются вопросом преемственности между дошкольным и начальным звеном образования. Проблема преемственности является одной из важнейших на современном этапе развития образования. Ведущим принципом преемственности на этапах дошкольного и начального образования является приоритет личностного развития.
С приходом в школу изменяется весь образ жизни и деятельности ребенка. Первый год обучения является одним из существенных переломных периодов в жизни ребенка, ведь от того, как пойдет приспособление (адаптация), привыкание к школе, во многом зависят эмоциональное состояние, работоспособность, состояние здоровья, успешность учебы в начальной школе и в последующие годы.
Школа предъявляет новые, большие и разнообразные требования к организму ребенка – интеллектуальные, физические и социальные. Ребенок, поступивший в школу, попадает в непривычную для него среду. Изменяется весь уклад его жизни. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Ребенка, пришедшего впервые в школу, окружает новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые «не умеют принимать помощь» учителя, и это сказывается на результатах обучения. Первоклассникам необходимо научиться выполнять требования школьной дисциплины. Появляются новые школьные обязанности, связанные с учебной работой.
Для того, что бы период адаптации прошёл безболезненно для первоклассников, необходим постепенный переход от игровой к учебной деятельности. Но всё-таки на уроках должны присутствовать занимательные и нестандартные задания, дидактические игры, упражнения игрового характера и широкое использование наглядных методов.
Большое значение имеют уроки в первом классе, т. к. первый класс является переломным периодом в жизни ребёнка, поэтому надо создать на уроке ту атмосферу доброжелательности, активности, радости. Я согласна, что игра - ведущий вид деятельности дошкольников. Но психологи постоянно напоминают, что учитель работает с каждым учеником, как с личностью, поэтому переход к новому виду деятельности - учебной должен быть плавным. На этапе адаптации первоклассников к школе необходимо применять игровые технологии, а именно дидактическую игру, как средство активизации и развития детей. С самых первых уроков ребята с большим удовольствием совершают "путешествия" в волшебные страны и в сказки, охотно идут на встречи со сказочными героями, помогают друзьям в "беде". Уроки - соревнования помогают ребятам сплотиться, почувствовать поддержку своих товарищей, активизируют учебную деятельность. С первого класса на уроках математики ребята работают в группах. Они моделируют задачи, решают круговые примеры, выполняют геометрические задания и т. д. Конечно, для таких уроков уходит больше времени на подготовку, нужно иметь много наглядного материала, но дети на таких уроках работают с огромным желанием и увлечением.
Опыт работы и диагностика показывают, что в классе нет одинаковых детей: каждый ребёнок отличается темпераментом, способностями, уровнем развития психических процессов, поэтому постоянно на уроках организую дифференцированную и индивидуальную работу. За время работы накоплено много карточек для индивидуальной работы, детям нравится работать в группах и в парах. При такой работе процесс перехода от игры к учению происходит постепенно. Ребёнок не просто отказывается от игры, он её всё ещё ждёт, но игра начинает приобретать иной характер и содержание. Умелое использование игры в учебном процессе облегчает его. Это происходит потому, что игровая деятельность привычна ребёнку, через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания, усвоения знаний, умений и навыков, т. к. обыгрывание наиболее трудных элементов учебного процесса стимулирует познавательную активность маленьких школьников, сближает учебный процесс с жизнью, делает занятия более понятными и доступными.
С целью безболезненной адаптации при переходе учеников в 5 класс провожу беседы с детьми и родителями, приглашаем на уроки учителей предметников, проводим экскурсии по школьным кабинетам, в которых дети будут учиться, встречаемся с учениками 5 классов. Всё это помогает моим выпускникам не растерять полученные знания, а смело и спокойно применять их при дальнейшем обучении. Об этом свидетельствует тот факт, что мои выпуски не имеют второгодников, дети успешно и с интересом посещают все предметы, а успеваемость сохраняется на протяжении нескольких лет обучения в среднем звене такой же, как в 4 классе. А в этом году по итогам 1полугодия из 16 учеников стало 3 отличницы ( в 4 классе было 2) и сохранилось 6 человек обучающихся на 4 и 5. Вот это я считаю успехом моей работы.
3.Совершенствование навыков техники чтения – залог успешного обучения.
Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Поэтому одной из актуальных тем начальной школы является формирование навыков правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения.
За последнее десятилетие произошли большие изменения в образовании. Появились вариативные системы обучения, организуются опытно–экспериментальные работы, касающиеся модернизации образовательного процесса в начальной школе, совершенствуются содержание и структура образования.
На современном этапе развития общества, работая по традиционной системе обучения, каждый учитель начальных классов старается обновить содержание обучения и включает в свои уроки элементы современных технологий. Этого требует время. Опыт свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз. Кроме того, в процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность.
Скорость чтения является самым важным фактором из числа, влияющих на успеваемость учащихся, как в начальной школе, так и в старших классах. Поэтому на протяжении нескольких лет я работала над такими проблемами:
-Как повысить технику чтения детей?
- Как привить любовь к чтению?
- Как убедить родителей, что чтение – это залог успешного обучения ребёнка.
Для решения этих вопросов было изучено множество литературы, читала и внедряла в практику опыт других учителей: С.Н.Лысенковой, В.Ф Одеговой, А.Л.Кушнера, В.В.Зайцева и других.
На уроках читали различными способами: жужжанием, за диктором, «роботом», применяли магнитофонную запись. А для проверки понятийности использовали тесты, задания творческого характера. Постоянно мои ученики ведут читательские дневники, посещают библиотеки. Сейчас пользуются интернетом для получения каких-то новых сведений.
Итогом работы по теме: «Совершенствование навыков техники чтения учащихся» являются результаты техники чтения учеников во 2, 3 и 4 классах.
Проверка чтения показывает: во 2 классе из 15учеников – 5учеников читают норму, 9 учеников выше нормы, 1 – ниже.
Данные 3 класса немного улучшились: из 16 человек норму читают – 4 человека, выше нормы – 11 человек, ниже -1 ученик.
В 4 классе результаты остались такими же, но отмечается, что дети читают осознаннее. Допускают ошибки только 2 ученика, преобладает чтение предложениями, чувствуется выразительность.
Такие результаты говорят о том, что ученики получили хороший фундамент для дальнейшего обучения. И это действительно так, ведь ребята 5 класса увлечённо занимаются историей, литературой, географией.
4.Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка
Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Главная цель на начальном этапе обучения – научить ребенка безошибочно определять место орфограммы и решать орфографические задачи.
Порой мы часто сетуем на то, что дети знают правила, а в письменных работах допускают много ошибок. Для того, чтобы написать предложение без ошибок, ребенок должен знать сразу несколько разных правил и видеть эти орфограммы в словах и предложениях.
На протяжении всей педагогической деятельности я уделяю большее внимание работе над темой «Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка».
Чтобы решать орфографические задачи, уметь обозначать орфограммы, необходима «грамматическая база», умение видеть орфограммы. Все это связано и взаимообусловлено. Мало знать правило, нужно научить школьника на его основе составлять алгоритм решения, помня при этом, что любой алгоритм начинается с определения места, где возникла орфографическая задача.
Умение обнаружить орфограмму связано с понятием «орфографическая зоркость». Орфографическая зоркость формируется постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, как – то: письмо – орфографическое проговаривание, словарный диктант – предупредительный, объяснительный, «Проверь себя» и др. При систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка.
На уроках стало традиционным проведение орфографических минуток, где закрепляется умение находить орфограммы. Систематически провожу на уроках такие упражнения: письмо с проговариванием; списывание; комментированное письмо; письмо под диктовку с предварительной подготовкой; письмо по памяти; творческие работы.
Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дала хорошие результаты. Дети усвоили основные орфограммы, научились определять место в слове, где возникают орфографические трудности, научились видеть орфограммы, еще не изученные.
Диагностика, проводимая каждый год, показала, что во 2 классе дети выполнили работу на допустимом уровне (были допущены ошибки на написание слов с безударной гласной), в 3 классе западающей темой была «Непроизносимые согласные». Результаты совместной работы учителя и детей не заставили усомниться и показали, что все, изученные орфограммы ребята усвоили на оптимальном и допустимом уровне. Мне приятно, что в 5 классе дети активны на уроке русского языка, свободно применяют полученные знания, умения и навыки, с предложенными заданиями справляются легко.
5. Развитие устных вычислительных навыков. Работа над заданиями творческого характера.
При внедрении в образовательный процесс ФГОС одной из задач для учителей начального звена является развитие универсальных учебных умений и навыков у учащихся.
Я согласна, что стимуляция самостоятельного умственного действия ученика должна занимать значительное место в учебной деятельности младших школьников. По каким бы образовательным программам не занимались дети, роль учителя неоспоримо занимает главную ступеньку в обучении. Анализируя контрольные работы по математике лет пять назад, мы поняли, что у учащихся нет крепкой базы, которая бы смогла помочь ребёнку изучать дальнейшие темы. Тогда и встал вопрос о работе над устными вычислительными навыками учащихся в начальной школе, о проведении диагностики и работе над ошибками. Каждый учитель должен следить за динамикой результатов своих учеников на протяжении всех лет обучения. Дети выполняют работы, где пишут ответы на примеры разного вида, при этом учитывается качество счёта и время. Данные заносятся в таблицу, после чего составляются диаграммы по классу, где отчётливо можно проследить рост, а иногда и спад. По каждому ученику ведутся тетради, в которых отмечается тот пробел, какой был выявлен при проведении диагностики. По результатам каждой диагностики строим графики, делаем выводы и планируем дальнейшую индивидуальную и дифференцированную работу по карточкам. Данные диагностики в моём классе показывают, что уровень вычислительных навыков составляет:
2класс- -75%, 3класс – 82%, 4класс – 95%.
Эти результаты меня, как учителя вполне устраивают, так как устный счёт нужен ребёнку на каждом уроке математики. Однако, я считаю, что необходимо работать и над развитием умственной инициативы, эвристических элементов мышления детей, так как нестандартные задания пока ещё у большинства школьников вызывают затруднения. Поэтому не всегда всем ученикам удаётся выполнить задания олимпиад. Решение этой проблемы вижу в том, что необходимо систематически включать в урок такие задания, учить детей искать решение на трудные задачи вместе с родителями, обсуждать их в группах и т.д. Хорошие результаты на районных олимпиадах были получены, когда во внеурочное время проводился кружок по разработанной мною программе «Почемучка и друзья», на занятиях которого ребята решали задания на смекалку, на внимание, Такую работу, считаю необходимо вести каждый год.
Внеклассная работа.
Исполнилось 22 года, как я воспитываю детей, а они в свою очередь меня. И я им за это благодарна. Дети помогают мне всегда, они формируют меня как педагога. И если мне доверены эти милые существа, то я готова посвятить им всю жизнь. Я рада их улыбкам, словам, огонькам в их глазах.
За годы работы я поняла, что ничего интереснее ребёнка в мире нет. Поэтому, учителю необходимо не только овладеть профессиональным мастерством, но и уметь любить, понимать и беречь детей. Ведь каждый ребёнок неповторим, и воспитание требует не только широты знаний, но и постоянного поиска и творчества.
Думаю, что развитие познавательной и творческой активности учащихся, развитие личности происходит и на уроках, и на внеклассных занятиях.
В нашем классе существует продуманная система чередования творческих поручений, которые мы распределяем вместе с детьми. Класс делится на группы - лучики, отвечающие за определённое дело (друзья природы, друзья чистоты, друзья порядка, друзья спорта, друзья веселья). В конце каждой четверти ребята подводят итоги работы, т. е. анализируют, как каждая группа справлялась со своими обязанностями, и меняются поручениями. Такая работа позволяет побыть в разных ролях всех учеников. Эту работу командиры "Лучиков" отражают в отрядном уголке. В процессе такой работы каждый ученик может свободно проявить свои способности и инициативу. А у моих детей активность растёт от четверти к четверти. Дети со второго класса самостоятельно готовят фрагменты классных часов. В нашем классе проходят традиционные мероприятия: Дни имянинников, "Арбузник", День Мамочек, 8 Марта, Праздник Пап, "Умники и умницы", календарные праздники и беседы и др.
Раз в месяц мы проводим спортивные соревнования или праздники, которые способствуют формированию здорового образа жизни детей, развитию чувства взаимовыручки.
Ребята являются постоянными участниками районных конкурсов. Мы принимали участие в предметных олимпиадах, в конкурсах рисунков и поделок, в спортивных соревнованиях, в конкурсах методических разработок, были призёрами конкурса "Самый классный классный" и др.
Воспитательная работа в моём классе всегда направлена на развитие в детях познавательных интересов, тесно связана с учебным процессом. Ребята с интересом ходят на экскурсии, в процессе которых ведут исследовательские работы, оформляют собранные материалы, делают заключения. Это «Экскурсии – исследования по своей деревне», «Игры – путешествия по временам года», «Путешествия в страну загадок» и т.д. Главная задача учителя – умение расшевелить творческие, художественные силы детей и дать им надлежащий выход ( в драматизациях, сочинениях, рисунках, поделках). Я постоянно напоминаю детям, что каждый час своей жизни надо использовать, а не терять время попусту. Так в моём классе дети охотно посещают спортивные секции, а Смирнов Антон является победителем всех соревнований своего возраста, Щёголев Ваня, Соловьёва лена и Смирнова Геля – победители фестиваля «Юные дарования 2009», все девочки класса являются участницами танцевального коллектива «Радуга» Гавриловского ДК, дети посещают кружок по шашкам, по вязанию, «Умелые руки».
Полноценная и увлекательная работа по воспитанию учащихся не мыслима без участия родителей и общественности. Поэтому в наш класс часто приходят на праздники, на беседы сотрудники ГИБДД, правоохранительных органов, медицинские работники, библиотекари, психолог. А родительская активность самая максимальная. Родители принимают участие во всевозможных праздниках, КВНах, конкурсах, беседах и походах. Такая работа даёт положительные результаты - в нашем классе нет правонарушений, дети стали меньше болеть, класс можно считать дружным коллективом, где каждый ребёнок чувствует себя комфортно. Девизом нашей совместной деятельности являются слова о дружбе.
Если дружно, горе - не беда,
Если дружно, то успех за нами…
Если дружбой правит доброта,
Постараемся дружить сердцами.
Заключение
Итак; я нашла пути повышения качества знаний учащихся. Я поняла, что этот вопрос надо изучать параллельно на всех предметах на протяжении всего обучения в начальной школе. Я вижу, что применение различных методов и приёмов дало положительные результаты, а ученики, получив оптимальный багаж знаний, не смогли его растерять и умело пользуются своими трудами в среднем звене.
Анкетирование показало, что дети в нашем классе хотят учиться, с большим желанием участвуют в школьных мероприятиях, переживают друг за друга, помогают друг другу. Значит, я свою задачу – задачу учителя – воспитателя выполняю, я смогла дать детям те добрые зёрнышки, которые мы посеяли в благодатную почву и к окончанию начальной школы получили здоровые ростки.
Страна детства, без которой я не мыслю себя как воспитателя - педагога, заняла в моём педагогическом творчестве центральное место. На заботу, ласку, доброту нельзя скупиться. Ребёнку в школе должно быть хорошо. Настолько хорошо, чтобы он до конца жизни с восторгом вспоминал пленительное слово - детство…