Статья на тему Нравственное воспитание дошкольников в процессе театрализованной деятельности

Нравственное воспитание дошкольников в процессе
театрализованной деятельности.

В статье рассматривается проблема духовно-нравственного воспи-
тания детей дошкольного возраста. В качестве ведущего средства
реализации задач нравственного воспитания детей определена те-
атрализованная деятельность. Раскрыты этапы реализации иннова-
ционного проекта по использованию образовательного потенциала
театрализованной деятельности в решении задач нравственного вос-
питания дошкольников.
В связи с заметными изменениями нравственного сознания подрастающего поколения, социальной незрелостью детей и подростков проблема нравственного воспитания детей в настоящее время чрезвычайно актуальна. Дети дошкольного возраста особенно восприимчивы к нравственному развитию, и недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
По требованиям ФГОС нравственное воспитания имеет большую значимость, особенно начиная с дошкольного возраста, так как главной задачей является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Нас интересуют два понятия «нравственное развитие» и «нравственное воспитание». Их характеристика представлена в концепции духовно-нравственного развития и воспитания так:
-нравственное развитие личности – это последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом, которое осуществляется в процессе социализации.
– нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, которые имеют иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный
народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения мировое сообщество [2, с. 9].
В последнее время появляется все большее количество новых научных путей решения проблемы нравственного развития и воспитания детей.
Тщательное исследование, педагогический опыт в области нравственного воспитания дают возможность для использования театрализованной деятельности, как средство нравственного воспитания. Учёные (М.Д. Маханёва, И.Г. Вечканова, Е.В. Мигунова и др.) сошлись во мнении о большом педагогическом, нравственном потенциале театрализованной деятельности.
Получили свое объяснение её специфические особенности: одномоментность, сопереживания, познавательность, эмоциональность, коммуникативность; живое воздействие художественного образа на личность [1; 5].
Театрализованная деятельность является одним из эффективных средств, которые будят деятельность эмоциональной сферы, развития гуманных чувств и моральных переживаний ребёнка, что активно развивает его нравственность. А подготовка и организация театрализованной деятельности приобщает детей к миру искусства, что, в свою очередь, воздействует на душу ребёнка средствами выражения. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром. Характер общения в процессе театрализованной деятельности (у дошкольников это чаще диалог) побуждает их активно мыслить, анализировать и делать выводы.
В детском саду содержание театрализованной деятельности отличается большим разнообразием игр, постановкой спектаклей, подготовкой и разыгрыванием разнообразных сказок, упражнениями по выразительности исполнения. Важно, чтобы все игры, упражнения, постановки были удачно подобраны по возрастному критерию. (В младшей группе - это кукольный театр, в старшей группе – постановки спектаклей, а в подготовительной группе дети учатся действовать не от имени сказочного героя, а от своего собственного.)
Использование театрализованной деятельности в целях нравственного воспитания детей требует соблюдения следующих условий: создание предметно-игровой среды; подбор специальных текстов и моделирование проблемных ситуаций с доступным нравственным содержанием, лежащих в основе театрализованных игр; включение в театрализованную игру эмоционально-экспрессивных, предметно-действенных и речевых средств взаимодействия. Все поставленные задачи должны реализоваться в совместной деятельности педагогов, психолога, музыкального работника, инструктора по физическому воспитанию, родителей с использованием разнообразных форм и методов работы.
А также в процессе их решения должны учитываться психологические особенности дошкольников, среди которых преобладание чувств над рациональными компонентами сознания. Воздействие слова, образа, действия на эмоциональную сферу обозначает глубину и устойчивость впечатлений, приобретаемых дошкольником. И поэтому, в процессе ознакомления детей с текстами художественных произведений, формирования моральных норм важно подбирать такие способы воздействия на чувства воспитанников, которые обеспечивают закрепление в детском сознании основных нравственных норм и формируют стремление вести себя в соответствии с усвоенными нравственными представлениями. Для достижения этой цели используются следующие методы:
– беседы с детьми;
– ситуации свободного выбора;
– анализ детьми проблемных ситуаций;
– наблюдение за действиями и поступками ребёнка по отношению к другим в его свободной самостоятельной деятельности;
– опрос родителей.
Литература
1. Вечканова, И.Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальн ой недост аточностью / И.Г. Вечканова // СПб. : КАРО, 2006.
2. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М. :Просвещение, 2009.
3. Додокина, Н.В. Развитие воспитательного потенциала семьи средствами семейного театра / Н.В. Додокина // Народное образование, 2006. – № 6. – Электронная версия. С. 95–122.
4. Додокина, Н.В. Семейный театр – форма взаимодействия ДОУ и семьи /Н.В. Додокина // Управление ДОУ, 2005. – № 5. – С. 104–106.
5. Маханёва, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду / М.Д. Маханёва. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.
6. Мигунова, Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого / Е.В. Мигунова. / Вели кий Новгород, 2006.










15