Включение электронно-образовательных ресурсов в учебный процесс как инструмент реализации новых педагогических технологий


Включение электронно-образовательных ресурсов в учебный процесс как инструмент реализации новых педагогических технологий
Двоеглазов Владимир Фёдорович,
преподаватель КОГОАУ СПО ТПиНП г. Советска
Современная эпоха характеризуется «информационным взрывом», огромной скоростью обновления знаний, необходимостью постоянного повышения профессиональной квалификации.
Одним из наиболее эффективных путей решения проблемы является значительное увеличение доли самостоятельной учебной работы. Это становится реальным при использовании деятельностных форм обучения, обеспечиваемых компьютерными технологиями. Компьютер дает нам в руки пять новых педагогических инструментов, от эффективности использования которых прямо зависят образовательные качества электронных образовательных ресурсов (ЭОР):
- интерактив (взаимодействие) – поочередные высказывания каждой из сторон. Заменяет оперативную реакцию (консультацию) преподавателя и необходим при самообучении;
- мультимедиа - представление ресурсов и процессов не традиционном текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука. Восполняет нехватку оборудования и реактивов, незаменим для решения задач и повторения при подготовке к контролю; - моделинг - моделирование реальных ресурсов и процессов с целью их исследования, восполняет нехватку оборудования и реактивов; - коммуникативность - возможность непосредственного общения, контроля за состоянием процесса;
- производительность - автоматизация нетворческих, рутинных операций. Быстрый поиск информации по ключевым словам в базе данных.
До настоящего времени первые три инструмента использовались преимущественно в электронных изданиях на локальных носителях, а два последних – в Интернет-ресурсах. ЭОР нового поколения одновременно используют все пять новых педагогических инструментов в глобальной компьютерной сети. Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Иногда их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР). Однако аудио/видео компакт-диски (CD) также содержат записи в цифровых форматах. Поэтому лучше использовать общий термин «электронные» и аббревиатуру ЭОР.
Решение проблемы создания сетевых ЭОР с интерактивным мультимедиа контентом потребовало унификации структуры электронных образовательных продуктов и разработки единой программной среды функционирования. Совокупным результатом явилось создание открытой образовательной модульной мультимедиа системы (ОМС). Электронные образовательные ресурсы, разрабатываемые в среде ОМС, получили, благодаря своим преимуществам, наименование ЭОР нового поколения.
Электронные учебные модули (ЭУМ) – электронные образовательные ресурсы нового поколения, созданные на базе открытых модульных систем специально для федерального портала ФЦИОР http://fcior.edu.ru/ по заказу Федерального агенства по образованию Министерства образования и науки. Электронный учебный модуль (ЭУМ) является автономным, содержательно и функционально полным образовательным ресурсом, предназначенным для решения определённой учебной задачи. Скопировать электронный учебный модуль можно бесплатно, для его просмотра необходима специальная программа-плеер, которую можно скачать из разделов «Поддержка», «Программное обеспечение». Электронные учебные модули созданы трёх типов – информационные модули И, модули практической деятельности П и модули контроля знаний и умений и аттестации К.
Все информационные модули И имеют структуру: информационная часть (текст, анимации, видеофрагменты и интерактивные модели); контрольные вопросы; краткий конспект. Информационные модули отвечают за введение новой информации, которое может обеспечиваться за счет использования различных средств.
Разновидностей модулей типа П больше: компьютерная лабораторная работа, виртуальная среда, самостоятельная работа с комментариями, игровые задания, задания творческого характера с комментариями, практикум. Основная цель практических модулей – формирование умений и навыков, необходимых для успешного овладения деятельностью.
Контрольные модули создавались с целью обеспечить контроль степени усвоения учащимися знаний, уровня сформированности умений и навыков по всем темам учебных курсов. Модули типа К делятся на интерактивные тренажеры, предназначенные для формирования базовых знаний и умений с последующей отработкой ключевых компетенций, нужных для решения задач.
Модульная структура ЭОР в совокупности с возможностью хранить, копировать, доставлять, перемещать ЭУМ как по сети, так и на любом носителе позволяет впервые для столь сложных ресурсов реализовать замкнутый цикл образовательной деятельности с компьютерной поддержкой, высвобождающей преподавателю массу драгоценного времени. Если между компьютерами имеется связь по сети, носитель не требуется.
Структура ЭУМ открыта для пользователей. Каждый модуль заархивирован широко распространённым форматом ZIP. При разархивации каждая страница контента размещается в отдельной папке. Самый простой способ модернизации ЭУМ – замена некоторых или всех мультимедиа файлов в папке элементов содержания модуля с сохранением их имён и форматов. Так можно заменить рисунки, видеофрагменты. Однако в этом случае структура содержания модуля и методы организации мультимедиа компонентов сохранятся от первоначального модуля. Именно так рекомендуется изменять содержание информационных модулей И.
Второй способ модернизации ЭУМ возможен, если у пользователя имеются знания Java script и XML и он способен вмешаться в сценарий ЭУМ. В этом случае может получиться уже совершенно другой учебный модуль.
Третий способ – изготовление ЭУМ «с нуля» – структура и спецификации ЭУМ опубликованы, а плеер – стандартный, единый для всех.
Применение различных способов вносить изменения в ЭУМ дают преподавателю возможность не только использовать собственные ресурсы и привносить в модули свой личный подход обучения, но и потенциально создавать авторские учебные модули, привлекать к изменению модулей учащихся.
Таким образом, уроки с использованием ЭОР - это, на мой взгляд, один из самых важных результатов инновационной работы в образовательной организации. Практически на любой учебной дисциплине можно применить компьютерные технологии. Важно одно - найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.
Анализируя свой опыт использования ЭОР на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование данных технологий позволяет:
- обеспечить положительную мотивацию обучения;
- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
- обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
- повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 - 2 раза; усовершенствовать контроль знаний;
- рационально организовать учебный процесс;
- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Список литературы
1.Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы / Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.
2. Федеральный портал "Российское Образование" – Режим доступа: http://fcior.edu.ru/