Методические рекомендации по использованию экрана на уроках у детей с нарушением слуха
Методические рекомендации
по использованию экрана на уроках и во внеурочное время.
памятки по нормам орфоэпии
Подготовила учитель – дефектолог ГКОУ РО Таганрогской школы № 1 Иваненко Н.П.
Правила
использования экрана .1.Учитель должен удостовериться, что все имеющиеся аппараты у детей находятся в рабочем состоянии.
2. Верхний край экрана должен находиться на середине переносицы.
3. Речевой материал произносится за экраном голосом нормальной громкости, не утрируя произношение, не более двух раз. Если он не опознаётся, то воспринимается детьми слухо-зрительно с последующим опознаванием на слух, а так же можно использовать дактилологию или письменную речь.
4. Если в классе имеются дети, работающие только слухо-зрительно, рассаживать детей следует по разные стороны, закрываясь от одних, например - слева, справа дети должны видеть вашу артикуляцию.
5.Речь должна быть внятной и интонированной. Дети должны понять не только содержание речевого высказывания, но и различить паузы, словесное и логическое ударение, вопросительную, восклицательную или повествовательную интонацию.
6. Фразы не должны быть длинными. (Не следует читать стихи, загадки, скороговорки, а лишь часть, либо отдельные слова, словосочетания и фразы, сохраняя смысл).
7.Использовать экран необходимо систематически, а не от случая к случаю, чтобы дети постоянно находились в ожидании. Это стимулирует их внимание и усидчивость, потому, что ребёнок не знает, в какой момент учитель использует экран, но определённо знает, что это произойдёт обязательно. Но чтобы экран не вызывал у детей страха, сначала следует использовать его в дидактических играх ("лото", "4 лишний"), где у ребёнка возникает игровой интерес, соревнование, положительные эмоции.
Условия предъявления на слух учащимся речевого материала во внеурочное время аналогичны условиям предъявления на уроках, но имеются и специфические:
если речевой материал предъявляется вне классного помещения, вне здания, в шумных условиях, при подвижных играх, в свободном движении детей, то часть материала предлагается голосом повышенной громкости (например, если ребёнок находится в отдалении: "Стой", "Иди ко мне";
воспитатель имеет возможность обучать восприятию речевого материала по телефону, радио, телевизору (без исключения зрения).
Учёт
индивидуальных особенностей
В классе не должно быть детей, которые не работают, т.е. не воспринимают речевой материал на слух. Учебный процесс должен строиться таким образом, чтобы каждый ученик был активен, выполнял посильные задания, не стеснялся того, что он не слышит, умел попросить, чтобы учитель повторил сказанное.
Для наиболее сильных учеников следует планировать дополнительный речевой материал. Им можно предложить оценивать вместе с учителем ответы одноклассников, или сообщить всем о том, что сказал учитель за экраном. Детям, испытывающим трудности, необходимо оказать помощь: увеличить время и показ табличек и другого наглядного материала, можно сократить объём речевого материала. Слабоуспевающие дети должны отвечать первыми. При выполнении самостоятельной работы им даются упражнения для восприятия на слух материала, который уже не раз ими воспринимался, при этом можно показать табличку (например, в 1 классе: Ты решил пример? Ты прочитал? Что ты будешь делать?).Характер речевого материала определяют:
Коммуникативная значимость;
Смысловая нагрузка;
Объём, знания учащимся значение предлагаемого материала;
Конструктивная сложность речевых единиц; повторность или первичность предъявления для восприятия на слух;
Фонетическая характеристика.
Речевой материал должен быть наиболее употребительным и нужным в общении – в школе и вне её.
Состояние слуховой функции, общее речевое развитие в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.
Правила отбора речевого материала
Материал, повторяющийся из урока в урок, знакомый учащимся, типа: Какой сейчас урок? Кого нет в классе?
Фразы, связанные с организацией урока, типа: иди к доске, читай задачу.
Сообщение целевых установок типа: на уроке будем читать рассказ, отвечать на вопросы;
Материал, характерный только для данного типа и темы урока; (сообщение новой темы урока, введения термина, вывод по пройденной теме)
Организация начала и конца урока.
Памятки по соблюдению правил орфоэпии
Говори выразительно; когда говоришь – дыши правильно, правильно произноси все звуки, соблюдай ударения в словах.
Двойные согласные звуки надо произносить как один долгий звук.
_п_ _с_ _д_
аппарат, класс, под деревом
Безударное о надо говорить как а:
а а а аовощи, молоко, погода
Ударный слог говорим протяжнее и громче, чем безударный.
Звонкие согласные в конце слов надо говорить как глухие согласные:
с ш ф п т к
з ж в б д г т к т тдождь сапог город труд
Звонкие согласные перед глухими надо говорить как глухие согласные:
с ш ф п т к
з ж в б д г
с ш ф т
сказка, ложка, вторник, над столом
Окончания прилагательных
-ого, -его говорим как –ова, -ева ова ева ево
другого, синего, моего
Окончание глаголов –тся, -ться говорим как –ца.
_ца_ _ца_ _ца_
катается купается получится
Остановка в конце предложения называется паузой.
Короткая - /, длинная - //.
Паузу внутри предложения делаем на месте знаков препинания (запятой, чёрточки, двоеточия).
В распространённом предложении паузу делаем по смыслу.
Важные по смыслу слова в предложении выделяем голосом.
Интонация – изменение голоса во время речи.
Интонацией выражают различные чувства: радость, грусть, боль, страх...